СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сравнение авторской сказки и народной.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Результаты: 

1. Метапредметные УУД:

- познавательные УУД

• Учатся строить устное высказывание

• Учатся смысловому чтению

• Формулируют проблему

• Анализируют свою деятельность

• Осуществляют поиск информации

- коммуникативные УУД:

• При работе в парах учатся распределять роли

• Выражать свои мысли 

• Договариваться с партнером при совместной работе

- регулятивные УУД:

• Учатся ставить цели

• Прогнозируют результат своей деятельности

• Осуществляют контроль собственной деятельности и деятельности товарища

• Оценивают результаты

- личностные:

• Формируются нравственные качества учащегося 

• Происходит смыслообразование, самокоррекция

• Обучаются нравственно-этическому оцениваю материала 

2. Предметные:

- выполнить сравнительный анализ авторской и литературной сказки

- развивать речь учащихся

- учить работать с текстом 

- воспитывать любовь к сказке

 

Оборудование: 

Макет доски: Число, классная работа

Ход урока

I. Организационный момент/Организация класса: (1 минута)

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверим готовность к уроку. На парте должны лежать: листок с вопросами викторины, тексты сказок «Сказка о царе Салтане», «Царевич Нехитер-Немудер», сравнительная таблица(заполненная) сравнительная таблица (шаблон для заполнения), лист для рефлексии.

 

II. Создание установки на восприятие: (7 минут)

1. На слайде    З К А С А К

Составь слово из букв. (сказка)

Какую сказку анализировали на прошлых уроках?

(Сказка о царе Салтане)

Какая это сказка? (литературная сказка) Кто ее автор? (А. С. Пушкин)

2. Литературная викторина по сказке.

1. Почему царь взял в жены третью девицу?

А. Она обещала приготовить пир на весь мир.

Б. Она сказала, что на весь мир одна, наткала бы полотна.

В. Она молвила, что для батюшки-царя родила б богатыря.

2. Кем назначил царь остальных двух девушек?

А. Ткачихой и поварихой.

Б. Горничными в светлицах.

Б. Сватьями вместе с Бабарихой.

3. Почему сестры пытались навредить царице?

А. Потому что не стали царицами.

Б. Потому что завидовали ей.

В. Потому что их научила этому сватья Бабариха.

4. Что написали сестры в письме царю?

А. Что у него родился сын.

Б. Что у него родилась дочь.

В. Что у него родилась неведома зверюшка.

5. Что велел сделать царь Салтан в ответном письме.

А. Тайно бросить в бездну вод.

Б. Выгнать царевну и ребенка из дворца.

В. Ждать царева возвращенья.

6. Что сделали бояре, получив грамоту от царя?

А. Царевну с сыном в бочку посадили и пустили в океан.

Б. Царевну с сыном заперли в покоях.

В.  Хотели повесть гонца.

7. Как царевне с сыном удалось спастись?

А. Их подобрал корабль купцов.

Б. Волна выбросила бочку на берег.

В. Их спасла царевна-лебедь.

 

8. Что необычного происходило с мальчиком во время плавания по океану?

А. Он рос не по дням, а по часам.

Б. Он пообещал отомстить боярам.

В. Ничего не происходило.

9. Какое оружие смастерил царевич?

А. Пращу.

Б. Лук.

В. Копье.

10.  Какую птицу он спас от коршуна?

А. Ласточку.

Б. Коршуна.

В. Лебедя.

11. Каким был первый подарок царевичу от лебедь – птицы?

А. Город. 

Б. Белка.

В. Тридцать три богатыря.

12. В каких насекомых превращала лебедь князя, чтобы он смог навестить отца?

А. В комара, в осу, в муху.

Б. В комара, в муху, в шмеля.

В. В пчелу, в муху, в шмеля.

13. Какое чудо чудное захотел перенести из леса Гвидонв свой город?

А. Ель с поющей белкой.

Б. Гроб хрустальный.

В. Говорящего петушка.

14. Кого прислала лебедь для охраны города?

А. Великанов.

Б. Чудищ морских.

В. Своих братьев (33 богатыря) и Черномора.

15. Как выглядела царевна, превратившаяся из лебедя?

А. Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

Б. На престоле и в венце, с грустной думой на лице.

В. Высока, стройна, бела, и умом и всем взяла.

16. Посетил ли царь Салтан чудный город князя Гвидона?

А. Да.

Б. Нет.

В. Князь Гвидон приехал к царю Салтану.

17. Кто был против поездки царя?

А. Бояре.

Б. Ткачиха, повариха и Бабариха.

В. Князь Гвидон.

18. Чему обрадовался царь Салтан больше всего при посещении чудо – города?

А. Что его жена и сын живы.

Б. Что увидел столько чудес.

В. Что посетил остов Буян.

19. Что стало с сестрами царицы и Бабарихой?

А. Их заключили в тюрьму.

Б. Их простили и отпустили домой.

В. Их заставили просить прощения.

20. Как отпраздновали герои радостную встречу?

А. На радостях отправились к царю Салтану.

Б. Решили жить все вместе.

В. Устроили веселый пир.

 

Листочки с ответами викторины по содержанию сказки учитель собирает, после урока работа оценивается у всех учеников.

III. Актуализация знаний: (2 минуты)

Как вы думаете, есть ли у народной и авторской сказки общее? (Да, герои сказок, волшебные предметы, добро побеждает зло, положительные и отрицательные герои, предметы помощники, троекратные повторы, присказки)

Сегодня мы проведем исследовательскую работу наэту тему на примере «Сказки  о царе Салтане» А. С. Пушкина и русской народной сказки «Царевич Нехитер-Немудер»

 

IV. Сопоставительный анализ текста: (25 минут)

К уроку вы прочитали русскую народную сказку «Царевич Нехитер-Немудер». Сегодня мы заполним таблицу по сказке «Нехитер-Немудер» и сравним ее с литературной сказкой А. С. Пушкина. Работа с таблицей. (составление таблицы)

Обсуждение и запись, нахождение подтверждения в тексте.

Автор

Название

Жанр

Положительные герои

Отрицательные герои

Чудеса

Структура сказки

русский народ

Царевич Нехитер-Немудер

Народная сказка

Иван-царевич, 

Царевич Нехитер-Немудер,

мать

Ягища

Ребенок быстро рос

Баран – на рогах церковь, на хребте – озеро, на хвосте – баня

Ковер-самолет

Корова – день доится молоком, день доится жемчугом, 7 молодцов – руки по локоть в золоте, ноги по колено в серебре, во лбу звезда, под кудрями месяц…

присказка

зачин

концовка

После заполнения таблицы за работу выставляются оценки. (5-6)

Сравниваем таблицу с ранее построенной таблицей по сказке А. С. Пушкина.

Чем похожи? (похожи герои, их поступки, происходят чудеса, троекратный повтор, сходство сюжета, одинаковая структура, добро побеждает зло)

Чем отличаются? (разные названия сказок, разные чудеса, имена героев разные)

Вывод: разные названия, похожие герои, разные чудеса, одинаковая структура сказки, похожий сюжет.

Выставляются 1-2 оценки.

V. Закрепление: (2 минуты)

Сравнили 2 сказки, сделали вывод. А почему, по вашему мнению, похожи сюжеты сказок? (автор использовал сюжет народной сказки)

А. С. Пушкин очень любил сказки, слышал много сказок от своей няни Арины Родионовны, которая привила любовь к сказкам. В своих произведениях он использовал сюжеты народных сказок.

 

VI. Подведение итогов: (5 минут)

-Итак, сегодня на уроке мы сравнили авторскую и народную сказку, нашли их сходства и различия.

Рефлексия. Продолжи высказывания.

1. Сегодня на уроке я узнал…..

2. Сегодня на уроке я научился….

VII. Домашнее задание: (3 минуты)

Домашнее задание – прочитать сказку братьев Гримм «О рыбаке и его жене», сравнить ее со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Ответить на вопрос, чем сказки похожи и чем отличаются.

 

VIII. Список использованных источников:

Викторина: https://ja-uchenik.ru/425-literaturnaya-viktorina-po-skazke-as-pushkina-skazka-o-care-saltane.html

Просмотр содержимого документа
«Сравнение авторской сказки и народной.»

Тема урока: Сравнение авторской сказки и народной.

Класс: 3

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Результаты:

1. Метапредметные УУД:

- познавательные УУД

  • Учатся строить устное высказывание

  • Учатся смысловому чтению

  • Формулируют проблему

  • Анализируют свою деятельность

  • Осуществляют поиск информации

- коммуникативные УУД:

  • При работе в парах учатся распределять роли

  • Выражать свои мысли

  • Договариваться с партнером при совместной работе

- регулятивные УУД:

  • Учатся ставить цели

  • Прогнозируют результат своей деятельности

  • Осуществляют контроль собственной деятельности и деятельности товарища

  • Оценивают результаты

- личностные:

  • Формируются нравственные качества учащегося

  • Происходит смыслообразование, самокоррекция

  • Обучаются нравственно-этическому оцениваю материала

2. Предметные:

- выполнить сравнительный анализ авторской и литературной сказки

- развивать речь учащихся

- учить работать с текстом

- воспитывать любовь к сказке


Оборудование:

Макет доски: Число, классная работа

Ход урока

  1. Организационный момент/Организация класса: (1 минута)

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверим готовность к уроку. На парте должны лежать: листок с вопросами викторины, тексты сказок «Сказка о царе Салтане», «Царевич Нехитер-Немудер», сравнительная таблица (заполненная) сравнительная таблица (шаблон для заполнения), лист для рефлексии.


  1. Создание установки на восприятие: (7 минут)

        1. На слайде З К А С А К

Составь слово из букв. (сказка)

Какую сказку анализировали на прошлых уроках?

(Сказка о царе Салтане)

Какая это сказка? (литературная сказка) Кто ее автор? (А. С. Пушкин)

        1. Литературная викторина по сказке.

1. Почему царь взял в жены третью девицу?

А. Она обещала приготовить пир на весь мир.

Б. Она сказала, что на весь мир одна, наткала бы полотна.

В. Она молвила, что для батюшки-царя родила б богатыря.

2. Кем назначил царь остальных двух девушек?

А. Ткачихой и поварихой.

Б. Горничными в светлицах.

Б. Сватьями вместе с Бабарихой.

3. Почему сестры пытались навредить царице?

А. Потому что не стали царицами.

Б. Потому что завидовали ей.

В. Потому что их научила этому сватья Бабариха.

4. Что написали сестры в письме царю?

А. Что у него родился сын.

Б. Что у него родилась дочь.

В. Что у него родилась неведома зверюшка.

5. Что велел сделать царь Салтан в ответном письме.

А. Тайно бросить в бездну вод.

Б. Выгнать царевну и ребенка из дворца.

В. Ждать царева возвращенья.

6. Что сделали бояре, получив грамоту от царя?

А. Царевну с сыном в бочку посадили и пустили в океан.

Б. Царевну с сыном заперли в покоях.

В.  Хотели повесть гонца.

7. Как царевне с сыном удалось спастись?

А. Их подобрал корабль купцов.

Б. Волна выбросила бочку на берег.

В. Их спасла царевна-лебедь.

 

8. Что необычного происходило с мальчиком во время плавания по океану?

А. Он рос не по дням, а по часам.

Б. Он пообещал отомстить боярам.

В. Ничего не происходило.

9. Какое оружие смастерил царевич?

А. Пращу.

Б. Лук.

В. Копье.

10.  Какую птицу он спас от коршуна?

А. Ласточку.

Б. Коршуна.

В. Лебедя.

11. Каким был первый подарок царевичу от лебедь – птицы?

А. Город. 

Б. Белка.

В. Тридцать три богатыря.

12. В каких насекомых превращала лебедь князя, чтобы он смог навестить отца?

А. В комара, в осу, в муху.

Б. В комара, в муху, в шмеля.

В. В пчелу, в муху, в шмеля.

13. Какое чудо чудное захотел перенести из леса Гвидон в свой город?

А. Ель с поющей белкой.

Б. Гроб хрустальный.

В. Говорящего петушка.

14. Кого прислала лебедь для охраны города?

А. Великанов.

Б. Чудищ морских.

В. Своих братьев (33 богатыря) и Черномора.

15. Как выглядела царевна, превратившаяся из лебедя?

А. Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

Б. На престоле и в венце, с грустной думой на лице.

В. Высока, стройна, бела, и умом и всем взяла.

16. Посетил ли царь Салтан чудный город князя Гвидона?

А. Да.

Б. Нет.

В. Князь Гвидон приехал к царю Салтану.

17. Кто был против поездки царя?

А. Бояре.

Б. Ткачиха, повариха и Бабариха.

В. Князь Гвидон.

18. Чему обрадовался царь Салтан больше всего при посещении чудо – города?

А. Что его жена и сын живы.

Б. Что увидел столько чудес.

В. Что посетил остов Буян.

19. Что стало с сестрами царицы и Бабарихой?

А. Их заключили в тюрьму.

Б. Их простили и отпустили домой.

В. Их заставили просить прощения.

20. Как отпраздновали герои радостную встречу?

А. На радостях отправились к царю Салтану.

Б. Решили жить все вместе.

В. Устроили веселый пир.


Листочки с ответами викторины по содержанию сказки учитель собирает, после урока работа оценивается у всех учеников.

  1. Актуализация знаний: (2 минуты)

Как вы думаете, есть ли у народной и авторской сказки общее? (Да, герои сказок, волшебные предметы, добро побеждает зло, положительные и отрицательные герои, предметы помощники, троекратные повторы, присказки)

Сегодня мы проведем исследовательскую работу на эту тему на примере «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина и русской народной сказки «Царевич Нехитер-Немудер»


  1. Сопоставительный анализ текста: (25 минут)

К уроку вы прочитали русскую народную сказку «Царевич Нехитер-Немудер». Сегодня мы заполним таблицу по сказке «Нехитер-Немудер» и сравним ее с литературной сказкой А. С. Пушкина. Работа с таблицей. (составление таблицы)

Обсуждение и запись, нахождение подтверждения в тексте.

Автор

Название

Жанр

Положительные герои

Отрицательные герои

Чудеса

Структура сказки

русский народ

Царевич Нехитер-Немудер

Народная сказка

Иван-царевич,

Царевич Нехитер-Немудер,

мать

Ягища

Ребенок быстро рос

Баран – на рогах церковь, на хребте – озеро, на хвосте – баня

Ковер-самолет

Корова – день доится молоком, день доится жемчугом, 7 молодцов – руки по локоть в золоте, ноги по колено в серебре, во лбу звезда, под кудрями месяц…

присказка

зачин

концовка

После заполнения таблицы за работу выставляются оценки. (5-6)

Сравниваем таблицу с ранее построенной таблицей по сказке А. С. Пушкина.

Чем похожи? (похожи герои, их поступки, происходят чудеса, троекратный повтор, сходство сюжета, одинаковая структура, добро побеждает зло)

Чем отличаются? (разные названия сказок, разные чудеса, имена героев разные)

Вывод: разные названия, похожие герои, разные чудеса, одинаковая структура сказки, похожий сюжет.

Выставляются 1-2 оценки.

  1. Закрепление: (2 минуты)

Сравнили 2 сказки, сделали вывод. А почему, по вашему мнению, похожи сюжеты сказок? (автор использовал сюжет народной сказки)

А. С. Пушкин очень любил сказки, слышал много сказок от своей няни Арины Родионовны, которая привила любовь к сказкам. В своих произведениях он использовал сюжеты народных сказок.


  1. Подведение итогов: (5 минут)

-Итак, сегодня на уроке мы сравнили авторскую и народную сказку, нашли их сходства и различия.

Рефлексия. Продолжи высказывания.

        1. Сегодня на уроке я узнал…..

        2. Сегодня на уроке я научился….

  1. Домашнее задание: (3 минуты)

Домашнее задание – прочитать сказку братьев Гримм «О рыбаке и его жене», сравнить ее со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Ответить на вопрос, чем сказки похожи и чем отличаются.


  1. Список использованных источников:

Викторина: https://ja-uchenik.ru/425-literaturnaya-viktorina-po-skazke-as-pushkina-skazka-o-care-saltane.html