Просмотр содержимого документа
«Сравнительный анализ лирических произведений»
Сравнительный анализ лирических стихотворений
Королев, 2010г
Возможность сопоставления лирических произведений
Сравниваемые
стихотворения
могут иметь
Общую
тему
Общую
проблему
А ссоциаци и
Символы
Образы
Умозаключения
Ключевые
слова
Смежности
Этапы сопоставления стихотворений
- Творческая история произведений
- Жанровое своеобразие
- Идейное содержание
- Композиционные особенности
- Время и пространство
- Развитие лирического образа
- Художественные особенности
- Ритмика и метрика
1 . Творческая история произведений
- Дата написания, текстология:
- Биографическое, политическое событие, побудившее авторов к написанию произведений
- Место произведения в в творческой эволюции поэтов
2. Жанровое своеобразие
- Сонет
- Послание
- Элегия и др.
Необходимо обосновать
выбранный жанр
3. Идейное содержание
- Выявить концепцию развития одной и той же темы в творчестве обоих поэтов.
- Определить тематику и проблематику стихотворений.
- Найти точки соприкосновения. Проанализировать семантику заглавия, выявить связь с основной поэтической идеей.
- Определить главную мысль каждого из произведений, проследить, как перекликается одна с другой.
4. Композиционные особенности
- Лирический зачин, созвучный
с финалом
- Кольцевая композиция
- Антитеза
В чем различие или сходство композиций обоих произведений?
5. Время и пространство
- могут расширяться до вселенских масштабов
или
- сжиматься до переживаний индивида
Следует сопоставить данные категории обоих произведений
6. Развитие лирического образа
- Определить субъект или адресат лирики
- Монолог лирического героя или диалог его с автором
- Проследить динамику развития образа лирического героя
7. Художественные особенности
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
- Звукопись (ассонанс или аллитерация)
- Инверсия
- Параллелизм
- Отрицательный параллелизм
- Риторический вопрос
- Риторическое восклицание
- Риторическое обращение
- Повторы (анафора или эпифора)
- Ряды однородных членов
- Расчлененные конструкции (парцелляции)
- Эллипсис
ТРОПЫ
- Эпитеты
- Метафоры
- Сравнения
- Олицетворения
- Ирония
- Сарказм
- Оксюморон
- Гипербола
- Гротеск
- Литота
- Метонимия
- Синекдоха
- Перифраза
- Аллегория
- Антитеза
- Символ
Эллипсис (греч. выпадение, пропуск)- фигура краткой речи
Функции :
- для сокращения речи : а)- Куда ты? – Я в кино .( Восстанавливается эллиптическая конструкция с опорой на контекст ;- незамещённая позиция сказуемого); б) «Мне в клетку, пожалуйста!» ( Восстанавливается с опорой на конситуацию ( абсолютный эллипсис) , т.е. имеет разные смыслы в зависимости от того, где фраза произнесена: в магазине одежды// канцтоваров// тканей)
- для эмфатизации (напряжённость, эмоциональная выразительность) и изобразительности речи: «Татьяна в лес; медведь за нею. « (А.С.Пушкин) – быстрая смена событий.) и эвфемизации( благоречие: хорошо, благородно говорю): как приём в теле- и радиопередачах звук , заглушающий неприличные слова, объект эвфимизации – пугающие явления: тема смерти- потерять больного, летальный исход, бюро ритуальных (не похоронных) услуг: «…в тот ларчик, где ни стать, ни сесть» (А.С. Грибоедов )
Виды эллипсиса:
- - звуковой ( сокращение слов: госуниверситет, зам, аббревиатуры);
- -лексический ( глагольный, пропуск слова как прием ухода от тавтологии: ум- хорошо, а два – лучше )
- К эллиптическим конструкциям восходят односоставные: номинативные (назывные – Ночь .) и инфинитивные ( Ни сесть, ни встать ); безличные ( Вечереет); субстантивированные прилагательные : столовая ( столовая комната), выпить молока ( выпить стакан молока)
Виды эллипсиса:
- - звуковой ( сокращение слов: госуниверситет, зам, аббревиатуры);
- -лексический ( глагольный, пропуск слова как прием ухода от тавтологии: ум- хорошо, а два – лучше )
- К эллиптическим конструкциям восходят односоставные: номинативные (назывные – Ночь .) и инфинитивные ( Ни сесть, ни встать ); безличные ( Вечереет); субстантивированные прилагательные : столовая ( столовая комната), выпить молока ( выпить стакан молока)
- Проблема разграничения эллипсиса и умолчания:
- Э. В эвфемистической функции – фигура редакторской правки уже произнесённого или записанного, т.е. приём передачи речи, где
Ученик должен уметь проиллюстрировать на примерах из текста
- умение выявлять функции изобразительно-выразительных средств;
- их роль в идейном содержании сравниваемых произведений, выражении мыслей и чувств лирического «Я»;
- определение специфики каждого поэта при
сопоставительном анализе.
8. Ритмика и метрика
Тоническое
стихосложения
Силлабо-
тоническое
Силлабическое
2. Стихотворные размеры
Хорей придает динамику и напряжение,
создает светлое настроение
Дактил ь придает
размеренность и
неторопливость
Двусложные
Трехсложные
Ямб передает различные чувства:
от гневного и порывистого до мечтательного
и задумчивого
Анапест
придает
порывистость,
быстроту
движения
Амфибрахий
навевает грусть,
мечтательность
Спондей - лишнее ударение.
Перрихий – пропуск ударения
на ритмически сильном слоге
3. Виды рифм и рифмовки
Рифма –
звуковой
повтор
в конце строки
Рифмовка –
способ
организации
стихов
в стихотворении
Мужская –
логичность,
твердость,
обрывистость
Женская -
нежность,
плавность,
незаконченность
речи
Дактиллическая -
философское
раздумье
Перекрёстная
АБАБ
Парная
ААББ
Кольцевая
( опоясывающая )
АББА
4. Строфика
- Терцина - АБА БВБ ВГВ (спокойный, неторопливый рассказ)
- Байроническая строфа (10 строк ) - особая строфа со своеобразным порядком рифм
- Онегинская строфа (14 строк ) - АБАБВВГГДЕЕДЖЖ
- Октава (8 строк) - передает то грусть, то радость
- Сонет ( 14 строк ) – АБАБ АБАБ ВВГ ДГД
- Семистишие
- Секстина (шестистишие)
- Пятистишие
- Четверостишие (катрен)
- Трехстишие
- Двустишие
Сравнительный анализ стихотворений
Афанасий Фет
- На стоге сена ночью южной Лицом ко тверди я лежал, И хор светил, живой и дружный, Кругом раскинувшись, дрожал. Земля, как смутный сон немая, Безвестно уносилась прочь, И я, как первый житель рая, Один в лицо увидел ночь. Я ль несся к бездне полуночной, Иль сонмы звезд ко мне неслись? Казалось, будто в длани мощной Над этой бездной я повис. И с замираньем и смятеньем Я взором мерил глубину, В которой с каждым я мгновеньем Все невозвратнее тону.
1857
Федор Тютчев
- Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами; Настанет ночь - и звучными волнами Стихия бьет о берег свой. То глас ее; он нудит нас и просит... Уж в пристани волшебный ожил челн; Прилив растет и быстро нас уносит В неизмеримость темных волн. Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины,- И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены.
1830