СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сравнительный анализ лирических произведений

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация может быть использована на уроках литературы.

Просмотр содержимого документа
«Сравнительный анализ лирических произведений»

Сравнительный анализ лирических стихотворений  Королев, 2010г

Сравнительный анализ лирических стихотворений

Королев, 2010г

 Возможность сопоставления лирических произведений Сравниваемые стихотворения могут иметь Общую  тему Общую  проблему А ссоциаци и Символы Образы Умозаключения Ключевые  слова Смежности

Возможность сопоставления лирических произведений

Сравниваемые

стихотворения

могут иметь

Общую

тему

Общую

проблему

А ссоциаци и

Символы

Образы

Умозаключения

Ключевые

слова

Смежности

Этапы сопоставления стихотворений  Творческая история произведений Жанровое своеобразие Идейное содержание Композиционные особенности Время и пространство Развитие лирического образа Художественные особенности Ритмика и метрика

Этапы сопоставления стихотворений

  • Творческая история произведений
  • Жанровое своеобразие
  • Идейное содержание
  • Композиционные особенности
  • Время и пространство
  • Развитие лирического образа
  • Художественные особенности
  • Ритмика и метрика
1 . Творческая история произведений Дата написания, текстология:  Биографическое, политическое событие, побудившее авторов к написанию произведений  Место произведения в в творческой эволюции поэтов

1 . Творческая история произведений

  • Дата написания, текстология:
  • Биографическое, политическое событие, побудившее авторов к написанию произведений
  • Место произведения в в творческой эволюции поэтов
2. Жанровое своеобразие Сонет Послание Элегия и др.    Необходимо обосновать  выбранный жанр

2. Жанровое своеобразие

  • Сонет
  • Послание
  • Элегия и др.

Необходимо обосновать

выбранный жанр

3. Идейное содержание Выявить концепцию развития одной и той же темы в творчестве обоих поэтов. Определить тематику и проблематику стихотворений. Найти точки соприкосновения. Проанализировать семантику заглавия, выявить связь с основной поэтической идеей. Определить главную мысль каждого из произведений, проследить, как перекликается одна с другой.

3. Идейное содержание

  • Выявить концепцию развития одной и той же темы в творчестве обоих поэтов.
  • Определить тематику и проблематику стихотворений.
  • Найти точки соприкосновения. Проанализировать семантику заглавия, выявить связь с основной поэтической идеей.
  • Определить главную мысль каждого из произведений, проследить, как перекликается одна с другой.
4. Композиционные особенности Лирический зачин, созвучный  с финалом Кольцевая композиция Антитеза  В чем различие или сходство композиций обоих произведений?

4. Композиционные особенности

  • Лирический зачин, созвучный

с финалом

  • Кольцевая композиция
  • Антитеза

В чем различие или сходство композиций обоих произведений?

5. Время и пространство могут расширяться до вселенских масштабов или сжиматься до переживаний индивида  Следует сопоставить данные категории обоих произведений

5. Время и пространство

  • могут расширяться до вселенских масштабов

или

  • сжиматься до переживаний индивида

Следует сопоставить данные категории обоих произведений

6. Развитие лирического образа   Определить субъект или адресат лирики Монолог лирического героя или диалог его с автором Проследить динамику развития образа лирического героя

6. Развитие лирического образа

  • Определить субъект или адресат лирики
  • Монолог лирического героя или диалог его с автором
  • Проследить динамику развития образа лирического героя
7. Художественные особенности   СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ Звукопись (ассонанс или аллитерация) Инверсия Параллелизм Отрицательный параллелизм Риторический вопрос Риторическое восклицание Риторическое обращение Повторы (анафора или эпифора) Ряды однородных членов Расчлененные конструкции (парцелляции) Эллипсис ТРОПЫ Эпитеты Метафоры Сравнения Олицетворения Ирония Сарказм Оксюморон Гипербола Гротеск Литота Метонимия Синекдоха Перифраза Аллегория Антитеза Символ

7. Художественные особенности

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

  • Звукопись (ассонанс или аллитерация)
  • Инверсия
  • Параллелизм
  • Отрицательный параллелизм
  • Риторический вопрос
  • Риторическое восклицание
  • Риторическое обращение
  • Повторы (анафора или эпифора)
  • Ряды однородных членов
  • Расчлененные конструкции (парцелляции)
  • Эллипсис

ТРОПЫ

  • Эпитеты
  • Метафоры
  • Сравнения
  • Олицетворения
  • Ирония
  • Сарказм
  • Оксюморон
  • Гипербола
  • Гротеск
  • Литота
  • Метонимия
  • Синекдоха
  • Перифраза
  • Аллегория
  • Антитеза
  • Символ

Эллипсис (греч. выпадение, пропуск)- фигура краткой речи

Функции :

  • для сокращения речи : а)- Куда ты? – Я в кино .( Восстанавливается эллиптическая конструкция с опорой на контекст ;- незамещённая позиция сказуемого); б) «Мне в клетку, пожалуйста!» ( Восстанавливается с опорой на конситуацию ( абсолютный эллипсис) , т.е. имеет разные смыслы в зависимости от того, где фраза произнесена: в магазине одежды// канцтоваров// тканей)
  • для эмфатизации (напряжённость, эмоциональная выразительность) и изобразительности речи: «Татьяна в лес; медведь за нею. « (А.С.Пушкин) – быстрая смена событий.) и эвфемизации( благоречие: хорошо, благородно говорю): как приём в теле- и радиопередачах звук , заглушающий неприличные слова, объект эвфимизации – пугающие явления: тема смерти- потерять больного, летальный исход, бюро ритуальных (не похоронных) услуг: «…в тот ларчик, где ни стать, ни сесть» (А.С. Грибоедов )

Виды эллипсиса:

  • - звуковой ( сокращение слов: госуниверситет, зам, аббревиатуры);
  • -лексический ( глагольный, пропуск слова как прием ухода от тавтологии: ум- хорошо, а два – лучше )
  • К эллиптическим конструкциям восходят односоставные: номинативные (назывные – Ночь .) и инфинитивные ( Ни сесть, ни встать ); безличные ( Вечереет); субстантивированные прилагательные : столовая ( столовая комната), выпить молока ( выпить стакан молока)
Виды эллипсиса: - звуковой ( сокращение слов: госуниверситет, зам, аббревиатуры); -лексический ( глагольный, пропуск слова как прием ухода от тавтологии: ум- хорошо, а два – лучше ) К эллиптическим конструкциям восходят односоставные: номинативные (назывные – Ночь .) и инфинитивные ( Ни сесть, ни встать ); безличные ( Вечереет); субстантивированные прилагательные : столовая ( столовая комната), выпить молока ( выпить стакан молока)  Проблема разграничения эллипсиса и умолчания: Э. В эвфемистической функции – фигура редакторской правки уже произнесённого или записанного, т.е. приём передачи речи, где

Виды эллипсиса:

  • - звуковой ( сокращение слов: госуниверситет, зам, аббревиатуры);
  • -лексический ( глагольный, пропуск слова как прием ухода от тавтологии: ум- хорошо, а два – лучше )
  • К эллиптическим конструкциям восходят односоставные: номинативные (назывные – Ночь .) и инфинитивные ( Ни сесть, ни встать ); безличные ( Вечереет); субстантивированные прилагательные : столовая ( столовая комната), выпить молока ( выпить стакан молока)
  • Проблема разграничения эллипсиса и умолчания:
  • Э. В эвфемистической функции – фигура редакторской правки уже произнесённого или записанного, т.е. приём передачи речи, где
Ученик должен уметь проиллюстрировать на примерах из текста умение выявлять функции изобразительно-выразительных средств;  их роль в идейном содержании сравниваемых произведений, выражении мыслей и чувств лирического «Я»;  определение специфики каждого поэта при сопоставительном анализе.

Ученик должен уметь проиллюстрировать на примерах из текста

  • умение выявлять функции изобразительно-выразительных средств;
  • их роль в идейном содержании сравниваемых произведений, выражении мыслей и чувств лирического «Я»;
  • определение специфики каждого поэта при

сопоставительном анализе.

 8. Ритмика и метрика   Тоническое  Виды  стихосложения Силлабо- тоническое Силлабическое

8. Ритмика и метрика

Тоническое

  • Виды

стихосложения

Силлабо-

тоническое

Силлабическое

2. Стихотворные размеры Хорей придает динамику и напряжение, создает светлое настроение Дактил ь придает размеренность и неторопливость Двусложные Трехсложные Ямб передает различные чувства: от гневного и порывистого до мечтательного  и задумчивого Анапест   придает порывистость, быстроту движения Амфибрахий  навевает грусть,  мечтательность Спондей  - лишнее ударение.  Перрихий – пропуск ударения  на ритмически сильном слоге

2. Стихотворные размеры

Хорей придает динамику и напряжение,

создает светлое настроение

Дактил ь придает

размеренность и

неторопливость

Двусложные

Трехсложные

Ямб передает различные чувства:

от гневного и порывистого до мечтательного

и задумчивого

Анапест

придает

порывистость,

быстроту

движения

Амфибрахий

навевает грусть,

мечтательность

Спондей - лишнее ударение.

Перрихий – пропуск ударения

на ритмически сильном слоге

3. Виды рифм и рифмовки Рифма – звуковой  повтор  в конце строки Рифмовка – способ организации  стихов в стихотворении Мужская –  логичность,  твердость, обрывистость Женская - нежность, плавность, незаконченность  речи Дактиллическая - философское раздумье  Перекрёстная АБАБ   Парная ААББ Кольцевая ( опоясывающая )  АББА

3. Виды рифм и рифмовки

Рифма –

звуковой

повтор

в конце строки

Рифмовка –

способ

организации

стихов

в стихотворении

Мужская –

логичность,

твердость,

обрывистость

Женская -

нежность,

плавность,

незаконченность

речи

Дактиллическая -

философское

раздумье

Перекрёстная

АБАБ

Парная

ААББ

Кольцевая

( опоясывающая )

АББА

4. Строфика Терцина - АБА БВБ ВГВ (спокойный, неторопливый рассказ) Байроническая строфа (10 строк ) - особая строфа со своеобразным порядком рифм Онегинская строфа (14 строк ) - АБАБВВГГДЕЕДЖЖ Октава (8 строк) - передает  то грусть, то радость Сонет ( 14 строк ) – АБАБ АБАБ ВВГ ДГД Семистишие Секстина (шестистишие) Пятистишие Четверостишие (катрен) Трехстишие Двустишие

4. Строфика

  • Терцина - АБА БВБ ВГВ (спокойный, неторопливый рассказ)
  • Байроническая строфа (10 строк ) - особая строфа со своеобразным порядком рифм
  • Онегинская строфа (14 строк ) - АБАБВВГГДЕЕДЖЖ
  • Октава (8 строк) - передает то грусть, то радость
  • Сонет ( 14 строк ) – АБАБ АБАБ ВВГ ДГД
  • Семистишие
  • Секстина (шестистишие)
  • Пятистишие
  • Четверостишие (катрен)
  • Трехстишие
  • Двустишие
Сравнительный анализ стихотворений Афанасий Фет  На стоге сена ночью южной  Лицом ко тверди я лежал,  И хор светил, живой и дружный,  Кругом раскинувшись, дрожал.   Земля, как смутный сон немая,  Безвестно уносилась прочь,  И я, как первый житель рая,  Один в лицо увидел ночь.   Я ль несся к бездне полуночной,  Иль сонмы звезд ко мне неслись?  Казалось, будто в длани мощной  Над этой бездной я повис.   И с замираньем и смятеньем  Я взором мерил глубину,  В которой с каждым я мгновеньем  Все невозвратнее тону. 1857 Федор Тютчев  Как океан объемлет шар земной,  Земная жизнь кругом объята снами;  Настанет ночь - и звучными волнами                 Стихия бьет о берег свой.   То глас ее; он нудит нас и просит...  Уж в пристани волшебный ожил челн;  Прилив растет и быстро нас уносит                 В неизмеримость темных волн.   Небесный свод, горящий славой звездной,  Таинственно глядит из глубины,-  И мы плывем, пылающею бездной  Со всех сторон окружены. 1830

Сравнительный анализ стихотворений

Афанасий Фет

  • На стоге сена ночью южной Лицом ко тверди я лежал, И хор светил, живой и дружный, Кругом раскинувшись, дрожал. Земля, как смутный сон немая, Безвестно уносилась прочь, И я, как первый житель рая, Один в лицо увидел ночь. Я ль несся к бездне полуночной, Иль сонмы звезд ко мне неслись? Казалось, будто в длани мощной Над этой бездной я повис. И с замираньем и смятеньем Я взором мерил глубину, В которой с каждым я мгновеньем Все невозвратнее тону.

1857

Федор Тютчев

  • Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами; Настанет ночь - и звучными волнами                Стихия бьет о берег свой. То глас ее; он нудит нас и просит... Уж в пристани волшебный ожил челн; Прилив растет и быстро нас уносит                В неизмеримость темных волн. Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины,- И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены.

1830