Тема урока: Среда обитания и внешнее строение земноводных
Цель: Изучить среду обитания и внешнее строение земноводных
Задачи.
Образовательные:
продолжать знакомить обучающихся с земноводными, познакомить их со средой обитания и внешним строением на примере лягушки;
Коррекционно-развивающие:
• корригировать и развивать зрительные восприятия на основе работы с презентацией, развивать мышление и произвольное внимание через поиск информации из разных источников, развитие зрительной произвольной памяти.
Воспитательные:
воспитывать интерес к учебе, предмету.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока: презентация, учебники, рабочие тетради, раздаточный материал, сигнальная карточка для установления обратной связи.
1.Организация начала урока.
-Приветствую вас, ребята, на уроке биологии. Садимся. Напоминаю, что нельзя опираться грудью о край парты, руки лежат свободно, обе ноги всей ступнёй опираются на пол, спина прямая. Проверьте готовность к уроку (учебник, тетради ручка, карандаши, клей). Кто готов- сигнализируйте карточками (Приложение1).
СЛАЙД 1
2. Проверка домашнего задания.
-На прошлом уроке мы знакомились с общими признаками земноводных, узнали представителей этого класса. С помощью игры мы проверим, как справились с домашним заданием. Игра «СОГЛАСЕН. НЕ СОГЛАСЕН». Условия игры: на слайде будут появляться утверждения. Если вы согласны, то показываете зелёный сигнал, если не согласны с утверждением, то показываете красный сигнал. (Читает утверждения Саша)
СЛАЙД 2
-На следующем слайде названия животных. Исключите лишнее животное и объясните почему.
ЖАБА ТРИТОН СКАТ ЛЯГУШКА
-Молодцы. Вы очень добросовестно отнеслись к выполнению домашнего задания.
3. Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний.
СЛАЙД 3
-Продолжим знакомиться с удивительными животными из класса Земноводные. Героем нашего урока станет…. А кто, мы узнаем, если составим картинки из фрагментов. Задание «Пазлы». Работаем парами. На парте разрезные картинки (Приложение 2). Картинки разные по уровню сложности.
- Итак, героиней нашего урока станет лягушка.
4. Изучение нового материала.
- Мы должны о нашей лягушке узнать многое. Где она обитает, каково её внешнее строение и чем питается.
Беседа с опорой на жизненные знания и опыт обучающихся.
-Где же мы встретим лягушку в нашей местности? (ответы детей).
- Верно, наши зелёные лягушки обитают в реках, озёрах, прудах. Можно их встретить и по берегам водоёмов.
СЛАЙД 4
Посмотрите видео и ответим на вопрос (Почему часто мы не замечаем лягушек в окружающей природе?). Я еле заметила лягушку среди водных растений. А почему? (ответы детей). Да, зелёная окраска тела делает нашу красавицу незаметной на этом фоне. Как это помогает лягушке? (ответы детей). Правильно, этот камуфляж помогает ловить добычу и самой спасться от врагов: журавлей, цапель, аистов.
СЛАЙД 5
- Теперь рассмотрим нашу лягушку. По внешнему виду она похожа на рыбу или отличается? (ответы детей). Какие части тела вы можете назвать? (ответы детей). Есть голова, туловище, передние конечности и задние. Туловище короткое.Сравните передние и задние конечности (ответы детей). Передние НОГИ лягушки, снабженные характерными для всех земноводных четырьмя пальцами, довольно короткие. Задние НОГИ сильно развиты и имеют по пять пальцев. Пространство между ними затянуто кожистой перепонкой, пальцы конечностей не имеют когтей.
-У вас на парте для каждого есть КАРТИНКА ЛЯГУШКИ, которую мы приклеим в тетрадь (Приложение3). Откроем тетрадь, запишем число, тему урока, наклеим.
-Подпишите части тела лягушки. Самопроверка.
СЛАЙД 6
А теперь внимательно рассмотрим голову лягушки. Она большая и плоская, слегка заострённая спереди.Есть глаза. Подберите как можно больше прилагательных, чтобы описать глаза лягушки.
Глаза (Какие?) _____________, __________________, _____________________.
Большие, выпуклые, красивые и т.д. Они защищены прозрачным веком от высыхания и загрязнения. Сзади каждого глаза лягушки находится место, затянутое тонкой кожицей (барабанная перепонка). Две ноздри, которые имеют специальные клапаны, расположены немного выше огромного рта с мелкими зубами.
-А как же голова соединяется с туловищем? Узнаем из учебника. Работа с учебником с. 73(абзац 5). Дети находят ответ.
- Да, у лягушки нет шеи, повернуть голову она не может.
-Рыбы плавают, человек ходит, собака бегает. А как передвигаются лягушки? Работа с учебником с. 73 (абзац 7). Дети находят ответ на вопрос.
-Да, на суше передвигаются прыжками, а в воде плавают.
5. Динамическая пауза.
«Верю - не верю» Верю – 1 хлопок, не верю - 2 хлопка
У лягушки нет глаз? нет
Лягушка – это земноводное? да
У лягушки есть хвост? нет
У лягушки нет шеи? да
6. Первичная проверка усвоения знаний.
СЛАЙД 7 -Отдохнули, пора и за дело приниматься. На партах у каждого листок (Приложение4). Изображена лягушка. Соединить стрелками части тела с названиями. Один обучающийся выполняет задание на доске.?
Проверка. Учитель устанавливает правильность и осознанность усвоения материала, выявляет пробелы, проводит коррекцию (Парная работа проверить друг друга).
7. Закрепление знаний.
СЛАЙД 8
-Вы просто молодцы. Хочу проверить вашу наблюдательность. Один знакомый художник нарисовал лягушку. Красивая получилась. Только мой знакомый давно учился в школе и что-то подзабыл. Рассмотрите внимательно картину на слайде. Какую ошибку допустил художник? (ответы детей).
- Да, мы знаем, что у лягушки нет шеи, поэтому поворачивать голову она не может. Молодцы, вы очень наблюдательны.
8. Контроль и проверка знаний.
СЛАЙД 9
-Посмотрите на слайд. Какая красивая лягушка к нам решила заглянуть. Задумалась. У неё есть вопросы. Ответим? Куда забираются лягушки, чтобы провести зиму?
-И тут вы справились. Я очень довольна вами.
9. Подведение итогов.
-Потрудились мы на славу! Сегодня продолжили знакомство с удивительными животными. Что узнали о лягушке? Что бы вам хотелось ещё узнать? Каждый из вас старался. Оцени сам себя.
10. Домашнее задание.
Поработать с материалом учебника с.73-74. Составить рассказ по плану о лягушке.
Рефлексия.
И в лесу мы, и в болоте,
Нас везде всегда найдете:
На поляне, на опушке,
Мы - зеленые …
Ответ: Лягушки
Тонны три - его назвали!
Вот так не было печали!
Правда, нет ли - разбери! -
Что такое - тонны три?
Только в нём не столько тонн,
Хоть зовут его ... !
Ответ: Тритон
Есть у маленькой лягушки
толстопузая подружка -
бородавками покрыта,
целый день спит под корытом.
В ночь выходит на работу,
у нее одна забота -
сад спасать от насекомых...
Детям всем она знакома.
Домик сделает ей папа
Пользу ведь приносит ...
Ответ: Жаба
Они не ходят, а плывут,
И в водоемах все живут,
И червячка на ужин просят,
И платье из чешуек носят.
Рыбы
Море тёплое вокруг,
Мы купались в нём, и вдруг
Всех друзей как ветром сдуло,
К пляжу подплыла.
Акула
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.
Аквариум