Просмотр содержимого документа
««Становление личности учащихся через компетентностный подход в обучении и воспитании»»
« Становление личности
учащихся через
компетентностный подход
в обучении и воспитании »
Подготовил: учитель начальных классов
Никитина Ю.В.
“ Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь”
Китайская мудрость
Компетентностный подход – это проблема, которая приобретает в последнее время не только актуальный, но и значимый характер для современной, в том числе и для начальной школы.
По данным ученых:
в российском образовании
- знания занимают - 65%,
- умения – 25%,
- обобщенные умения – 10%.
недостаточно
универсальных
навыков, опыта,
различных способов
деятельности
«Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы»
В связи с обновлением содержания образования, в том числе и начального, именно компетентностный подход получает в настоящее время широкое применение.
Согласно Концепции общеобразовательная школа должна формировать
"новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции ".
Есть ли разница между компетентностью и компетенцией?
Компетенция – совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков, способов деятельности.
Компетентность – владение компетенцией. Готовность ученика использовать ЗУН, а также способы деятельности для решения практических и теоретических задач.
Компетенция = ЗУНы + опыт деятельности
Компетентностный подход – подход в обучении, для которого характерны овладение учеником знаниями и умениями в комплексе и ориентация образования и воспитания на конечный практический результат .
Цель школы- формирование ключевых компетенций
Учебно-познавательная компетенция, компетенция личного самосовершенствования.
- -Уметь выбирать собственную траекторию образования;
- -Ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;
- -Отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание к изучаемой проблеме;
- -Выступать устно с результатами своего исследования
- -Мыслительные операции: анализ, синтез, равнение, обобщение, классификация , систематизация; - готовность к решению проблем.
Коммуникативная, социально – трудовая компетенция.
- -уметь представить себя устно, написать анкету, письмо, поздравление.
- -уметь представить свой класс, школу,
- -выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос
- -владеть разными видами речевой деятельности
- (монолог, диалог, чтение, письмо)
Информационная компетенция
- - владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями словарями;
- -самостоятельно искать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.
- -владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора…
Овладение ключевыми компетенциями учащимися возможно при соблюдении требований:
- Обучение носит деятельностный характер;
- Увеличена доля самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера;
- Создаются условия для приобретения опыта и достижения цели, для рефлексии учебной деятельности;
- Применяются технологии преподавания: проектная методика, исследовательский, проблемный методы, программированное обучение, интеграция, дифференцированное обучение, развивающее обучение, технология развития критического мышления, ИКТ, интерактивная методика;
- Усиление практической направленности школьного образования через деловые и имитационные игры, творческие встречи, диалогические методы обучения: дискуссии, круглые столы, дебаты и др.
Компетентностным заданием
является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса
«А зачем мы это делаем?»
«Все в твоих руках»
В руках учителя возможность формировать личность:
- любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
- умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
- уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю, культуру каждого народа;
- доброжелательную, умеющую слушать и слышать других, уважающую свое и чужое мнение
- готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!