СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА
ОПЫТ ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МУЗЫКАНТОВ
Комарова Л.В.
ЯНВАРЬ 2021
Становление профессионала – это накопление знаний, умений и опыта. Требования профессии вынуждают к соответствию на всех уровнях образования. Самый сложный этап – это начальное образование. От того, какие принципы взяты в основу, зависит дальнейший путь образования и развития. Во многом это определяется способностями, но не все способности можно определить на начальном этапе. Их развитие зависит от избранного пути обучения. Всё, что сознание накопило, проявится в первоначальном периоде.
В первую очередь следует обратить внимание на скорость мышления, на способность к восприятию и воспроизведению, а это означает наличие памяти. Память бывает зрительная, слуховая и мнемоническая. Развитие памяти связано со способностью объединять полученные знания, а это возможно при наличии способности синтезированного мышления. Это такое мышление, которое способно соединять полученные знания в стройную систему.
Труд постановки задачи следует считать основополагающим. Это значит, что от того, какая будет поставлена задача перед обучающимся, будет зависеть выбор обучающих средств. Эти средства имеют качественные характеристики. Одна из них – обучение образным представлениям. Каждая характеристика вмещает в себя определённый набор понятий. Чтобы воспитать образные представления, нужно обращать внимание на разнообразие звука при передаче образного содержания. Классический пример – песенка «Журавель», первую часть которой нужно сыграть важно и тяжеловато, а вторую легко, подпрыгивая. Поиск нужного звучания полезно проводить совместно с учеником, чтобы он участвовал в выборе необходимого звучания. Для этого можно предложить несколько вариантов исполнения одной и той же пьески. И потом искать пути достижения необходимого звучания. Без образного представления изучение произведения сводится к выучиванию нотного материала. При этом следует выбирать такой музыкальный материал, который понятен по содержанию и доступен по достижению поставленных задач. Пьесы современных авторов можно давать только тем ученикам, кто способен реально воспроизвести вложенный образ в такое произведение. Поэтому давать пьесы со сложной музыкальной стилистикой нецелесообразно. Это относится и к джазовым произведениям, в исполнении которых требуется упругость движения и точное понимание ритмических формул.
Для обучения важно избрать правильную стратегическую цель. Её помогает определить уровень способностей, которые проявятся в интересе, в понимании поставленных задач и в ответственности. Стратегией следует считать такое развитие ученика, когда он научится понимать и исполнять музыку великих классиков. Чтобы это состоялось, необходимо целенаправленно вести ученика в этом направлении. В основе этого метода обучения лежит осмысление высоких мыслей и образов, заложенных в их музыке. Начинать следует с познания роли красоты и гармонии, которые отражают высокий мир классического искусства. Познание этого мира невозможно без понимания чувств любви, преданности, сострадания и милосердия. Культура высоких чувств не возникает сама по себе, она требует последовательного воспитания. Общение с миров высоких чувств начинается с познания своего отношения к близким и к тем, кто помогает постигать этот мир. Особенность этого воспитания в том, что оно учит дарить людям радость и восхищение прекрасным миром искусства. Чтобы увлечь ребёнка этими чувствами, следует самому разобраться насколько эти чувства присутствуют в сознании. Проверить это можно, вспомнив свои первые уроки занятий музыкой и какие чувства порождали эти занятия. Сосредоточение на интересах материального мира, на получении удовольствий и приоритете развлечений снижает возможность обретения этих чувств. Умение видеть красоту окружающего мира, его обитателей, способность любить своих близких и малых братьев своих свидетельствует о тонкой организации души ребёнка. Музыка способствует пробуждению этих чувств и учит быть чутким, внимательным и радовать своими успехами близких и друзей.
Кроме высоких чувств музыка учит терпению, культуре общения и сдержанности в использовании эмоций. Эмоция – это краска, и она украшает мир теплом отношений, приветливостью и умением ценить труд и заботу близких. Предпочтение личных интересов и избрание их в приоритет делает ребёнка эгоистом и потребителем. Конечно, легче потреблять, чем трудиться над созданием красоты и гармонии.
Ответственность каждого воспитателя в том, чтобы пробудить потребность трудиться и нести красоту в мир. Поэтому этот труд начинается с познания красоты рождающегося звука. Предложить послушать как звучит звук на РР, потом на Р, далее на мР, потом на мF, F и FF и всё это выполнить на одной клавише. И предложить это задание повторить.
Следующая задача – это обучение певучему звуку. Это главный способ звукоизвлечения на фортепиано и самый трудный из-за быстрого угасания звука. Терпение и любовь к звуку должны стать приоритетными в достижении этого умения. Задание «Полюби красивый звук» будет сопровождать ученика долгие годы. Совершенствование этой способности – непреложное условие профессионального обучения.
Далее идёт обучение техническим навыкам. Развитие техники напрямую связано со скоростью мышления. Поэтому развитие мышления входит в задачу обучения. Восприятие скорости начинается с познания реального движения каждой длительности. Исходя из того, что четверть равна одному шагу, все остальные длительности должны быть кратными ей. Поэтому произвольное определение скорости движения нежелательно.
Воспитание ритма связано с этой проблемой. Ощущение равномерности движения – начало воспитания восприятия ритма как пульса. Сердце бьётся равномерно и играть тоже необходимо равномерно. Наполнение мелкими длительностями возможно, когда сформировалось равномерное движение четвертей. Использование любых аналогий полезно вплоть до рассказа о скорости движения человека уставшего или спешащего. Ритм есть абстрактное понятие и поэтому труднее всего осознаётся. Сквозное движение пульса в длинных нотах и в паузах должно стать частью обучения. Рост сознания возникает, когда есть ответственность перед слушателями. Поэтому ранние выступления перед близкими, друзьями и родственниками очень полезны. Это повышает ответственность не только за качество исполнения, но и за возможность подарить красоту и радость сопричастности с миром прекрасного.
Следующая ступень профессионализма – это распознание способностей и скорости их развития. Заторможенный ученик медленно думает, слабо ориентируется в новых знаниях и мало проявляет интереса к предлагаемым занятиям. Это означает, что у такого ученика есть другая сфера интересов, которые очень важно понять и опереться на них. Это может быть интерес к математике, тогда следует предложить задания с использованием цифр и необходимости что-то посчитать. У другого ученика может быть интерес к природе, тогда следует подключить сравнения, связанные с миром живой природы, но может быть так, что никакого интереса нет, тогда стоит задача понять – насколько такой ученик способен к овладению предложенными знаниями. Первый тест – сколько он может запомнить нот с первого раза. И если эта цифра ниже пяти, это означает отсутствие координации мышления, которое рассеянно и мозаично. Второй тест – насколько есть способность трудиться за инструментом. Слабая концентрация внимания проявляется как нежелание заниматься и что-то реально выучить. Третий тест – проверка на наличие памяти. Предложить запомнить песенку из четырёх тактов на первом уроке. И последняя проверка – устойчивость ритма. Прохлопать четыре такта ровными четвертями в размере четыре четверти. Отсутствие любого соответствия свидетельствует о слабых музыкальных данных, и поэтому такого ребёнка не следует мучить этими занятиями.
Но способности можно развивать. Для этого важно подключить родителей, потому что без их помощи трудно добиться устойчивых результатов. Домашние занятия покажут насколько ребёнок адекватно реагирует на поставленные задачи. Отношение к качеству звукоизвлечения – второй показатель заинтересованности, но при условии активного личного участия в этом процессе. Учиться всегда трудно, для этого необходимо терпение и любовь к своему труду. Каждый преподаватель ищет свои способы как заинтересовать ученика, но общим является правило: должна быть любовь к ученику и к тому труду, которым вы занимаетесь. Беда многих родителей в том, что они не умеют определить склонности своего ребенка и приводят в музыкальную школу не поняв, а сможет ли их ребёнок заниматься в школе. Но есть и другая проблема, когда нет быстрых результатов у ребёнка, родители считают, что нецелесообразно продолжать занятия.
Организация домашних занятий – обязанность родителей, для этого должен быть дома инструмент и выделено постоянное время для домашних занятий. На первых порах домашние занятия должны быть с родителем или бабушкой, потому что слабая концентрация внимания не позволяет достигать качественных результатов. Часто родители не хотят применять насилие, но домашние занятия требуют точного и качественного исполнения, а без принятия этих условий хорошего результата не будет. Позиция родителей, исключивших оказание помощи, приводит к негативным последствиям. Желание иметь результат без качественного приложенного труда есть иллюзия. Потеря доверия к преподавателю есть упущение родителей, которые не прониклись уважением к труду обучения и имели неосторожность высказывать своё мнение о качестве обучения. Такие родители сами не испытывают уважения к этому труду и не воспитывают такого отношения к труду преподавателей. Среди преподавателей есть такие неопытные, которые считают что процесс обучения наладится сам собой. Это заблуждение. Если с самого начала не заложены правила этического общения и ответственного отношения к домашним занятиям, положительных результатов не следует ждать. Невежество родителей в том, что они считают, что можно научиться играть без их помощи. И они пускают этот процесс на самотёк. В результате время потеряно, а результатов не будет.
Изучение репертуара начинается с простых и часто знакомых песенок, поэтому сразу следует обращать внимание на чистоту интонирования. Пение помогает услышать недостатки слуха и памяти. И даже при наличии хороших данных пение не всегда бывает качественное. Это зависит от наличия внутреннего слуха и от умения контролировать процесс звукоизвлечения. Особенно важно научиться петь каждый голос в полифоническом произведении. Поэтому начинать их изучение лучше с народных песен с элементами полифонии. Воспринимать музыку как исполняемую голосом очень полезно, при этом учитывать, что голосом не всегда можно воспроизвести инструментальную музыку. Для этого голоса можно транспонировать в другие октавы или распределять голос между двумя руками. Деление голосов на верхний и нижний обязательно, учитывая тембровые краски женского или мужского голоса. Отличие вокальной музыки от инструментальной музыки в том, что последняя не всегда укладывается в рамки певческого голоса, поэтому умение его слышать в движении обязательно. Качество исполнения зависит от максимально яркого исполнения обоих голосов.
Исполнение произведений крупной формы встречает другие трудности: это наличие в одном произведении разных по характеру тем или частей в вариациях. При первом знакомстве на это нужно обратить главное внимание. И изучать эти произведения следует, учитывая характер темы или отдельной вариации. При этом скорость исполнения должна соответствовать задуманному плану. Движение восьмых и шестнадцатых должно соответствовать кратному соотношению.
Изучение этюдов – особая статья. Каждый этюд следует рассматривать как конкретное задание по развитию техники. И добиваться поставленной задачи. Цель каждого этюда развить подвижность мышления и соответственно игрового аппарата. Для этого необходимо целенаправленно вести ученика, объявляя о необходимости увеличения скорости исполнения каждого этюда. Художественные этюды имееют двойную задачу, но в них обычно технические задачи менее сложные.
И завершают программу пьесы, в которых следует развивать те способности, которые менее развиты. Наличие двух контрастных пьес обязательно и при выборе для концертного исполнения выбрать ту, в которой более ярко проявятся способности ученика. Но на начальном этапе лучше изучать те произведения, которые будут развивать все направления программной музыки.
В основе обучения лежит принцип развития образного представления. Только пробуждение этих представлений поможет достичь яркого и качественного исполнения. Наличие этих представлений помогает легче осваивать нотный материал, учит искать необходимое качество звука и тембра. Зависимость от достигнутого качества первоначальных навыков будет определяющей для достижения необходимого образа, и поэтому с самого начала обучения важно достигать художественного исполнения. Подражание преподавателю на этом этапе полезно, поэтому показ должен быть обязательным и качественным. Явление музицирования не ставит целью художественное исполнение, поэтому не следует злоупотреблять этой формой обучения. Но и исключать её нельзя, потому что это наиболее доступная форма для понимания.
Эстетическое чувство развивается на серьёзной музыке, и именно она становится тем воспитателем высоких чувств и образов, которыми она полна. Переход к профессиональному обучению происходит постепенно, с ростом постижения содержания классического репертуара. Отделить один вид музыки от другой невозможно, но понимание значимости для воспитания профессионала должно быть обязательно. Идея разделить обучение по наличию способностей неправильна. Ученики должны играть произведения разных жанров и содержания. Упрощение задач для менее одарённых естественно, но нельзя их лишать контактов с классическим репертуаром. Наличие образных представлений может проявиться совсем неожиданно. Поэтому важно найти такие произведения, которые позволят это сделать. Для развития способностей следует применять разные методы. Самый лучший, когда ученик слушает своих сверстников и хочет сыграть то, что они играют.
Развитие учеников совершается по двум направлениям. Это общеэстетическое обучение и подготовка к профессиональной деятельности. Это разделение происходит приблизительно в 4 классе. Если ученик способен осмыслить и исполнить произведения Баха, Гайдна или Моцарта, он может готовиться к профессиональной деятельности. И здесь есть своя последовательность обучения. Младшие ученики должны изучить несколько маленьких прелюдий, предпочтительно №10 соль минор, №6 ре минор, №9 Фажор из первой части и из второй части №5 ми минор и №6 Ре мажор. Из инвенций двухголосных До мажор и ля минор, а из трёхголосных – ре минор и ля минор. Из ХТК в школе можно изучать прелюдию и фугу из первого тома ре минор и фа минор из второго тома.
Наличие способностей определяется по умению слышать движение каждого голоса и точно осознавать форму, что отразится в построении динамического плана. Из произведений крупной формы полезны сонатины Гайдна, которые ещё называют дивертисментами. Это сонатины Ре мажор и Соль мажор, из сонат наиболее полезны соната-партита До мажор и ми минор. Из произведений Бетховена сонаты №20 Соль мажор и №1 фа минор. Из сонат Моцарта наиболее доступны для исполнения №5 Соль мажор и №9 Ре мажор. При этом следует учитывать особенности исполнения произведений классического репертуара. Это особая артикуляция, которая позволяет исполнять мелкие длительности и украшения. Вторая важная способность – выдержать единый темп при смене ритмического рисунка. И ещё не менее важная способность – реально представлять образное содержание каждой темы. Всё это накладывает высокую ответственность на преподавателя, избравшего путь подготовки будущих музыкантов.
Цель этих занятий – научить самостоятельно работать над произведениями разных жанров. В полифонии – это проработка каждого голоса, в произведениях крупной формы – это работа над метроритмическими особенностями, включая качественное интонирование каждой партии, которая часто может ассоциироваться с голосами оркестра. В каждом конкретном случае важно найти повторяющиеся элементы музыкальной ткани с обязательным определением тональности, что всегда влияет на изменение характера исполнения. Тональный план тоже входит в обязательный анализ формы и динамического плана. Цель такой работы – помочь качественному запоминанию на память.
И далее работа строится по принципу доработки каждой интонации до возможно качественного звучания. В эту работу входит интонирование мелодии по принципу восходящих и нисходящих построений, определение кульминационных точек в каждом построении и особенно в главной кульминации. В зависимости от распределения динамики выбирается начальная звучность. Темп определяется по метроному, но если нет такого обозначения, тогда по скорости движения четверти. Метроном служит только для определения темпа движения, заниматься под метроном вредно, ибо это выхолащивает суть музыки, которая имеет свои законы движения и они не укладываются под стук метронома.
Особое внимание следует уделить нотному тексту. В барочном искусстве не было традиции выписывать темпы, динамику, штрихи и расшифровку украшений. Предполагалось, что те, кто изучают такой текст, достаточно образованны и могут самостоятельно определить все необходимые параметры изучаемого текста. Это привело к размножению редакций, которые не всегда следовали канонам исполнения данной музыки. Часто редакции отражали взгляды той эпохи, когда создавалась редакция.
Бах сам определил главную задачу своих произведений, особенно педагогических. Это необходимость научить играть певучим звуком. Об этом он написал в первом издании инвенций в !722 году.
Теперь о редакциях классического репертуара. Здесь проблема сложнее. Гайдн не выписывал подробно свои указания, но принципы были те же. Всё, что мелодично, должно быть певуче, что подвижно – легко и виртуозно. Бетховен сам выписывал все необходимые указания и настаивал на их точном исполнении. Но иногда существует опасность воспринимать интонационные лиги как фразировочные, то есть снимать руку внутри длинного построения, которое должно быть исполнено на одном движении. В исполнении произведений Моцарта и Бетховена не всегда нужно снимать руку там, где оканчивается лига. И следует обратить ещё на одну важную подробность: точно определить форму, что проявится в цезурах между частями и необходимость построения динамического плана для всего произведения, с учётом зависимости кульминаций в экспозиции, в разработке и репризе, то есть, из трёх должна быть одна главная.
Широкие связи музыкантов в прошлом позволяют проследить влияние одних на других, в том числе и в классическом репертуаре. Это влияние бывает не всегда заметно, но его следует иметь в виду и относиться с пониманием. Так Гайдн влиял на Моцарта выбором тем и их развитием. Бетховен влиял на романтиков, а романтики влияли на более поздние сочинения. Эволюционное развитие музыкального искусства было последовательно и включало изменение всех жанров, что отразилось в выборе средств и в их динамическом развитии, поэтому это следует учитывать и реально реагировать.
10