СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Старообрядчество в современной России»

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Старообрядчество в современной России»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5

г.Улан-Удэ»













Тема: «Старообрядчество в современной России»











Выполнила: учитель начальных классов

Лимза Татьяна Викторовна





2020г

г.Улан-Удэ

Оглавление

  1. Введение………………………………………………………………… 3

  2. Старообрядчество

    1. История возникновения старообрядчества……………….............3

    2. Старообрядчество в современной России……………………....... 4

    3. Старообрядчество в республике Бурятия……………………........ 5

    4. Тарбагатай- одно из самых больших старообрядческих поселений Забайкалья…………………………………………………………... 6

3. Заключение………………………………………………………………...8

4. Список использованных источников……………………………………..8



ВВЕДЕНИЕ

Из предложенных тем для эссе меня заинтересовала тема старообрядчества в современной России. Старообрядчество было крупнейшим в истории России религиозно-общественным движением.  Целью моей работы является изучение старообрядчества в современной России как уникальное явление христианской культуры, сохраняющее неизменной старую православную традицию.



СТАРООБРЯДЧЕСТВО

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Старообря́дчество, или Древлеправосла́вие, — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 1650—1660-х годах патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской церкви с греческой церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской, а фактически реформа создавала условия для секуляризации.1

Старообрядчество возникло во второй половине XVII в. в результате раскола в Русской Православной Церкви, когда часть духовенства и мирян отказались принять реформу патриарха Никона (1652-1666), осуществленную при поддержке царя Алексея Михайловича (1645-1676). Реформа заключалась в исправлении богослужебных книг и некоторых изменениях в обрядах по греческому образцу. Например, в результате реформы двоеперстное сложение пальцев при осенении крестным знамением заменялось троеперстным, двойное возглашение "аллилуйи" - тройным, хождение "по солнцу" вокруг крещальной купели - хождением против солнца, написание имени Исус - на Иисус.

Тех, кто последовали за Никоном, стали называть новообрядцами (люди новой веры). Используя власть, последователи провозгласили свою церковь православной, а своих противников - «раскольниками». Им было удобно, чтобы на раскольников пала вся вина за церковный разлад, хотя на самом деле это были люди, которые продолжали верить в то, что им было дано и чему они были верны, а это древние церковные обряды и предания. В связи с чем, они по праву себя называли православными старообрядцами, людьми старой веры, истинными или древлеправославными христианами.

Эти изменения не могли не вызвать резкий отпор со стороны русских людей. Жестоким гонениям и казням подвергались русские люди, совесть которых не могла согласиться с церковными нововведениями и искажениями. Многие предпочитали умереть, чем предать веру своих отцов и дедов. Христиане говорили: новый патриарх упразднил Христа.

Более двухсот лет пребывало старообрядчество в гонениях. Только события, связанные с революцией 1905 года, дали старообрядцам возможность открыто устраивать в родном отечестве крестные ходы, иметь колокольный звон, организовывать общины. Но до самого 1917 г. старообрядцы так и не получили полной религиозной свободы.2


СТАРООБРЯДЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В современной России старообрядцев представляют различные религиозные организации, в числе которых Русская Древлеправославная церковь, Древлеправославная поморская церковь и Русская православная старообрядческая церковь. Последняя считается самой крупной организацией старообрядцев, поскольку из двух миллионов староверов России, больше половины являются ее прихожанами.

Центр старообрядчества в Москве — «Рогожская Слобода». По статистике, кроме столицы, больше всего старообрядцев проживают в Нижегородской области, а большие общины находятся на Урале и в Сибири. Во многих городах России открыты храмы старообрядцев — в Екатеринбурге (Никольская старообрядческая церковь), Казани (Покровский собор), Нижнем Новгороде (Старообрядческий храм Успения Пресвятой Богородицы), Санкт-Петербурге (Церковь Знамения Пресвятой Богородицы).

Многие, удаленные от центра России старообрядческие общины, до сих пор продолжают вести традиционный образ жизни, мало чем отличающийся от образа жизни их предков. До сих пор можно встретить целые деревни, заселенные мужчинами с длинными бородами, в домотканых рубахах навыпуск, с женщинами в платках и длинных традиционных платьях. Конечно, в большинстве таких деревень уже есть электричество, мобильная связь, телевизор и даже интернет, но несмотря на это, их обитатели продолжают по-прежнему вести традиционный образ жизни, двуперстно креститься, отрицать брадобритие и соблюдать древнее благочестие.3



СТАРООБРЯДЧЕСТВО В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

В Бурятии насчитывается до 200 тысяч потомков ссыльных сторонников древлеправославия ("старообрядчества"), которых в Забайкалье называют “семейскими” – это конфессиональная группа русского населения, живущая на территории ряда районов республики: в Бичурском, Заиграевском, Мухоршибирском, Тарбагатайском, Селенгинском, Кижингинском, Хоринском, Кяхтинском районах и городе Улан-Удэ. В местах сегодняшнего компактного проживания основная часть семейских оказалась в XVIII в. в результате принудительного переселения из европейской части страны по повелению императрицы Екатерины II.4

Тарбагатай — одно из самых больших старообрядческих поселений Забайкалья. Его основали в 1756 году семейские — староверы, которых выслали с территории Речи Посполитой после ее раскола.

Село процветало. В 1810 году там построили первую старообрядческую часовню. А с 1849 года в Тарбагатае проводилась ежегодная зимняя ярмарка, в основном на ней продавали чугун, железо и изделия ручной работы. К концу XIX столетия в Тарбагатае появились паровые и водяные мельницы, кузницы, лавки, церковно-приходская школа и училище.

В 1919–1920 годах в окрестностях Тарбагатая шли бои красных и белых. В тот же период в селе были разрушены староверские молельни. Вместо церковно-приходской школы там открыли общеобразовательную, появились поликлиника, Дом культуры, спортивный клуб. Но несмотря на это, семейские сохраняли свои традиции и обычаи.

В 2006 году в селе Тарбагатай открылся Музей истории и культуры старообрядцев. Его коллекцию собрал священник отец Сергий. Дореформенные книги и иконы, сарафаны XVIII–XIX веков из китайского и индийского шелка, те самые польские «янтари», домашняя утварь, мебель и приспособления для сельскохозяйственных работ, старинные деньги — все здесь подлинное, хранившееся в домах местных жителей. Всего коллекция отца Сергия насчитывает около 700 экспонатов.

В Тарбагатае, как и в других старообрядческих селах, которых в Сибири немало, есть несколько фольклорных коллективов. В ансамблях участвуют не только люди старшего возраста, но и молодежь, нередко на сцену выходят целыми семьями. Однако песенные традиции хранят не только они: что-нибудь старинное, с аутентичными призвуками и вздохами, может напеть практически любой старообрядец. 

Современный Тарбагатай — крупное село, центр Тарбагатайского района. Большую часть его населения по-прежнему составляют семейские. Живут они, как в старину, в небольших бревенчатых домах, украшенных резными наличниками и коньками. Двери, ставни и ворота расписывают яркими масляными красками. Во внутренней обстановке некоторых домов сохранились старинные вещи: деревянные лавки, сундуки, скатерти, староверские иконы. Пожилые женщины в старообрядческих семьях часто носят старинную семейскую одежду — сарафаны особого, шестиполосного кроя, яркие кофты, крупные янтарные бусы в несколько рядов, украшения из бисера.

В 1982 году в Тарбагатае открылся этнографический музей «Элементы семейской старины». Его основал настоятель старообрядческой церкви отец Сергий (Палий). Старинные вещи для экспозиции ему отдавали односельчане. Самые ценные экспонаты коллекции — староверские иконы, которые привезли в XVIII веке переселенцы из Польши, и церковные книги XVII столетия. В музее также представлены предметы одежды, посуда, украшения, расписные сундуки и кованые изголовья кроватей. Есть здесь даже действующий механизм водяной мельницы и весы 1848 года, способные определить массу шелкового платка с точностью до 5 граммов.

Древлеправославный храм Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в Тарбагатае построен в 2002 году. Однокупольная церковь и примыкающая к нему колокольня сложены из камня. Купол венчают восьмиконечные кресты, характерные для старообрядческой веры. Внутри храма находятся старинные иконы, которые в XVIII веке привезли с собой переселенцы из Речи Посполитой.5

Среди мероприятий, посвященных сохранению и развитию уникальной культуры старообрядцев, особое место занимают встречи старообрядцев мира «Путь Аввакума», которые традиционно проводятся в Республике Бурятия.

Уникальность традиционной этнокультуры старообрядцев (семейских) Забайкалья признана сегодня не только в России, но и во всем мире. «В 2001 году уникальная этнокультура семейских была признана ЮНЕСКО «шедевром духовного и нематериального наследия человечества».6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе рассматривалась тема старообрядчества в современной России. Изучив культурное наследие русского старообрядчества, я убедилась, что старообрядчество является уникальным явлением христианской культуры, сохраняющее неизменной старую православную традицию. И нам необходимо сохранять эту старообрядческую культуру, сохранившую исконные духовно-нравственные ценности и идеалы русской народной культуры в современной России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Миловидов В.Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. - М.: "Мысль". – 1969

  2. Бурятия становится одним из центров старообрядцев России // Информ Полис : газета.


  1. Кизилов М.С. Как живут современные старообрядцы- М.:1995



  1. В Бурятии создается “Центр культуры старообрядцев Забайкалья” // Русская православная церковь : сайт. (внешняя ссылка)— (внешняя ссылка)24 июля 2007. (внешняя ссылка)

  2. https://www.culture.ru

  3. Материал из Википедии — свободной энциклопедии

1 Материал из Википедии — свободной энциклопедии

2 Миловидов В.Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. - М.: "Мысль". - 1969

3 Кизилов М.С. Как живут современные старообрядцы- М.:1995

4 Бурятия становится одним из центров старообрядцев России // Информ Полис : газета.


5 https://www.culture.ru/

6 В Бурятии создается “Центр культуры старообрядцев Забайкалья” // Русская православная церковь : сайт. (внешняя ссылка)— (внешняя ссылка)24 июля 2007. (внешняя ссылка)

4