Информатизация образования — это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях (слайд 2).
Информационная технология – это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта) (слайд 3).
Где же ИТ могут помочь современному педагогу в его работе? (слайд 4)
1. Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала (слайд 5).
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
4. Оформление групповой документации, отчётов.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.
В результате работы по внедрению информационных технологий отмечены их преимущества перед традиционными средствами обучения (слайд 6):
1. ИТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.
2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу.
3. ИТ обеспечивают наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн.
5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.);
6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
7. ИТ — это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.
ИТ могут быть использованы на любом этапе учебной деятельности:
1. В начале урока для обозначения темы с помощью вопросов, создавая проблемную ситуацию;
2. Как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.)
3. Как информационно-обучающее пособие.
4. Для контроля усвоения материала детьми.
Как вы знаете, в нашей школе много детей имеют проблемы речи. Преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому применение специализированных компьютерных технологий позволяет повысить эффективность логопедической работы (слайды 7,8,9).
Использование в коррекционной работе мультимедийных презентаций предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность работы в целом. Экран притягивает внимание, которого порой нельзя добиться при фронтальной работе с детьми.
Также мы можем использовать информационные ресурсы сети Интернет при организации познавательной деятельности школьников на уроке и во внеурочной деятельности (слайд 10): дети могут принять участие в различных интеллектуальных и творческих дистанционных состязаниях. С помощью дистанционных конкурсов воспитанники могут проверить знания, умения, навыки не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими. Также участие в конкурсах объединяет детей и педагогов, побуждает их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для развития творческих способностей воспитанников.
Приведу несколько примеров. В проекте "Инфоурок" ученикам предлагаются олимпиадные задания по разным предметам (слайды 11,12), в итоге, всем участникам выдаются сертификаты или дипломы. Но есть и бесплатные дистанционные конкурсы для наших обучающихся. Вашему вниманию хочу представить список электронных образовательных порталов, где можно бесплатно поучаствовать в различных конкурсах (слайд13 )
Лично для учителя ИТ – это пути самосовершенствования. Все педагоги могут участвовать в жизни педагогических интернет-сообществ (слайды 14,15,16). Это дает учителям новые возможности, которые вы можете увидеть на слайде (слайд 17).
Свое выступление я завершаю словами Иоганна Вольфганга Гёте «Недостаточно только получить знания; надо найти им приложение. Недостаточно только желать; надо делать!» Желаю успехов в применении современных информационных технологий в вашей практической деятельности (слайд 18). Спасибо за внимание!
Блиц-опрос.
1. Что такое ЦОР?
ЦОР - цифровые образовательные ресурсы. Под цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) понимается информационный источник, который содержит графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную информацию, направленный на достижение образовательных и воспитательных задач учебного процесса.
2. Что такое Контент (content)?
Контент (content) - совокупность текстовой, графической, аудио- и видеоинформации, представляемой обучаемому для освоения учебной дисциплины.
3. Что такое АОС?
Автоматизированная обучающая система - система, включающая комплекс учебно-методических материалов (демонстрационных, теоретических, практических, контролирующих) и компьютерных программ, управляющих процессом обучения.
4. Что такое Браузер (Browser)?
Браузер (Browser) - средство просмотра. Более полно: программное обеспечение, предоставляющее графический интерфейс для интерактивного поиска, обнаружения, просмотра и обработки данных в сети.
Как Вы уже поняли, все эти термины тесно связаны с информационными технологиями, применяемыми в обучении.