СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Информационные технологии обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Информационные технологии обучения"

Просмотр содержимого документа
«Статья "Информационные технологии обучения"»

Н.В. Иванова

ГОУ СО « СКШИ» №89

г. Екатеринбург

Информационные технологии обучения

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право ,иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет…

На дворе 21 век, век информационных технологий, а среди учителей до сих пор существуют разные мнения о целесообразности использования компьютера, информационной технологии в образовании, которая является мощным средством в процессе образования и способствует повышению качества образования, что является главной целью каждого педагога. Под информационной технологией в общем смысле понимается упорядоченная совокупность методов переработки, изменения состояния, свойств и качественной формы проявления, тиражирования, распространения и использования информации, осуществляемых в процессе общественной и производственной деятельности. Программно-технические средства являются материальной основой информационной технологии, с помощью которой осуществляется сбор, хранение, передача и обработка информации.

Информационные технологии могут решить проблемы обучения за счет:

  • Повышения темпа

  • Индивидуализации обучения

  • Моделирования ситуаций

  • Увеличения активного времени обучающегося

  • Усиления наглядности

Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал. При условии правильно составленной программы компьютер может помочь преподавателю индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс, в то время как обучаемые будут ощущать постоянное присутствие доброжелательного инструктора – машины.

Понятия «компьютерная технология» и «информационная технология» нельзя отождествлять. В информационных технологиях может использоваться компьютер как одно из возможных средств. Термин «компьютерная технология» - неудачный, а вести речь о компьютерных средствах обучения, компьютерных программах вполне правомерно.

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин “новая информационная технология обучения”. Вообще говоря, любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). На наш взгляд, более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:

I – как “проникающая” технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).

II – как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

III – как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

На занятиях по слуховой работе основная технология индивидуализации обучения. Это модель организации учебного процесса, при котором учитель взаимодействует лишь с одним учеником. Мы ИСПОЛЬЗУЕМ ПРОНИКАЮЩУЮ ТЕХНОЛОГИЮ НА СВОИХ ЗАНЯТИЯХ-ТЕХНОЛОГИЮ В ТЕХНОЛОГИИ- индивидуальную, информационную, личностно-ориентированную.

Акцент целей

  • Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

  • Подготовка личности “информационного общества”. Это актуально.

  • Дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить.

  • Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Концептуальные положения, в чем проявляются?

  • Обучение – это общение ребенка с компьютером.

  • Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.

  • Диалоговый характер обучения.

  • Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.

  • Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект – объект, субъект – субъект, объект – субъект.

  • Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

  • Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

Для ребенка компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет:

  • источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя или книгу);

  • наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);

  • индивидуальное информационное пространство;

  • тренажер;

  • средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

  • средство подготовки текстов, их хранения;

  • текстовый редактор;

  • графический редактор;

  • средство моделирования.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

  • программировании, обучении компьютера заданным процессам;

  • создании программных продуктов;

  • применении различных информационных сред.

В системе образования на сегодня накоплено множество различных компьютерных программ учебного назначения, которые отличаются оригинальностью , научным и методическим уровнем.

Досуговая среда организуется с помощью:

  • игровых программ;

  • компьютерных игр по сети;

  • компьютерного видео.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции.

  • Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).

  • Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).

  • Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный “человеческий” контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.

  • Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

Информационные технологии используются для достижения педагогических целей: развития личности , реализация социального заказа, интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса.

Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, это тоже является частью компьютерной технологии.

Информационные технологии предоставляют доступ к гигантским объемам информации, хранящимся в различных уголках нашей планеты(интернет).Это актуально для неслышащих ребят-это средство коммуникации(электронная почта, локальные сети, и т.д.),что дает общение детям, умение правильно написать, умение вести диалог.

Как говорят «Кто владеет информацией, тот владеет миром».