ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию. Это и повлекло за собой изменение подходов к оцениванию учащихся.
В настоящее время существуют противоречия между практикой оценивания и требованиями ФГОС:
процесс обучения непрерывен, а оценивание эпизодично;
предъявляются требования к предметным и метапредметным образовательным результатам, а оцениваются только предметные;
развитие школьника происходит в учебное (уроки) и внеучебное время (внеурочная деятельность), а оцениваются достижения ученика только во время урока;
цель оценивания - развитие, но реально оценивание проводится с целью констатации факта обученности.
Педагоги должны использовать такие методы и приемы оценивания, которые позволят им оценивать не только предметные, но и метапредметные результаты учащихся на различных этапах образовательного процесса. Такая система оценивания должна базироваться на совокупном использовании двух видов оценивания: формирующего и суммативного.
В этой статье я коснусь только некоторых приемов формирующего оценивания, которые можно использовать на уроках.
Можем ли мы оценить всех одинаково?
Есть Два пути: оценка каждого учащегося с эталоном или критериями оценивания (внешнее оценивание) и оценка индивидуальных достижений каждого учащегося( внутреннее или формирующее оценивание)
Формирующее оценивание formativ
Оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения
Итоговое оценивание summativ
Оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период
Различия между двумя видами оценивания
Признаки сравнения | формирующее | суммативное |
цель | мотивирование учащегося на дальнейшее обучение, планирование целей и путей их достижения. | определение соответствия знаний учащихся нормам и требованиям стандартов обучения констатация факта обученности учащихся |
Время проведения | Непрерывно, в ходе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также коммуникативные умения учащегося | по итогам прохождения определенного блока |
Шкала оценивания | Разработана совместно с учащимися | используется общепринятая государственная шкала оценивания.
|
Кем проводится | самими участниками образовательного процесса и с той частотой, которая необходима учителю и учащимся для достижения целей | внешними органами согласно тем или иным нормативным документам. |
ВЫВОД:
Формирующее оценивание – это это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.
Система формирующего оценивания:
Настроена на оценку индивидуального прогресса;
Основана на максимально прозрачных и заранее объявленных критериях;
Включает самого ученика в процесс оценивания (с целью повышения его мотивации и самостоятельности);
Доступна и прозрачная для всех участников образовательного процесса: ученика, учителя, родителей;
Показывает динамику образовательных достижений учащихся с учетом уровня обучаемости данного класса и качества создаваемых учителем условий обучения.
С чего начать?
Определение цели и планируемых результатов обучения
Разработка совместных учитель – учащиеся критериев
Организация деятельности учащихся по достижению планируемого результата
Оценочная деятельность по инструментарию
Создание обратной связи при рефлексии. Обратная связь проявляется практически на всех этапах урока и бывает двух видов: устная и письменная.
Приемы формирующего оценивания:
1. Прием «Недельный отчет »
Это опросные листы, которые ученики заполняют раз в месяц, отвечая на 3 вопроса:
Чему я научился за эту неделю?
Какие вопросы остались для меня неясными?
Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
Цель проведения: дают учащимся возможность провести рефлексию вновь приобретённых знаний и сформировать вопросы о том, что им неясно.
Учитель может: узнать о затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников; получить полезную обратную связь и реорганизовать содержание курса; понять, как учащийся осознает собственную учебную деятельность
2. Прием «Составление тестов»
Его суть состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме.
Цель: вовлечение ученика в индивидуальную творческую работу, которая проявляет не только его знания, подготовленность, но и мотивацию.
Строит обучение на основе сотрудничества учителя и учеников, повысить активную роль последних в процессе обучения.
Ученик сможет: Повысить качество выполнения задания.
Учитель может: Выявить уровень понимания учащимися материала и разобрать моменты, вызвавшие затруднение, подготовить учащихся к проверочной работе по теме.
3. Прием «Двойная рефлексия»
Цель: определение степени выполнения поставленных на уроке задач.
Ученики в начале урока отвечают на заранее сформулированные учителем вопросы, определяя, что они знают или умеют делать в рамках заявленной цели урока.
Повторное проведение рефлексии по тем же вопросам в конце урока позволит учителю определить степень выполнения поставленных задач.
4. Прием «Карта Понятий»
Цель: обобщение, систематизация понятий, знаний
Учителю позволяет определить, насколько хорошо учащиеся видят общую картину всего предмета или отдельной темы, удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал.
Ученику: Составление карт понятий может проходить в форме как индивидуальной, в паре или групповой работы.
При составлении карты понятий можно выбрать достаточно узкую или широкую часть темы, а так же материал целого учебного предмета.
ДЕМОНСТРАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Использование приема «Карта понятий».

Варианты «Карт понятий»:
1. Заполнение карт
Учеников просят подписать пустые рамки так, чтобы вся структура, изображённая на карте, приобрела смысл.
2. Выборочное заполнение карты понятий. Возможно сделать карту и убрать часть понятий из рамок – примерно 1/3. Извлечённые из карты понятия надо поместить в пронумерованный список, приложенный к карте, для того чтобы ученики выбрали нужные и вставили их в соответствующие рамки.
3. Карта для выборочных понятий. Можно приготовить список из 10–20 понятий и попросить учеников построить карту, используя только эти термины.
4. Картирование-выращивание.
Учитель задает маленькую сеть, объединяющую всего 5–10 понятий, и предлагает ученикам построить карту, используя эти понятия плюс такое же число понятий, которые они добавят, опираясь на собственные знания данной темы.
5. Направленный выбор при составлении карт.
Учитель предлагает ученикам список, включающий 20 понятий, из которого они должны выбрать 10 понятий и построить карту. Эта работа повторяется через какой-то период времени. Преподаватель фокусирует внимание на том, какие понятия появились на карте, а какие исчезли.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Результат |
Предлагает разделиться на группы | Делятся на группы | Групповая работа |
Раздает каждой группе задания и инструкции для составления карт понятий | Изучают инструкцию и новый материал | Изучение нового материала |
Наблюдает за выполнением задания | Составляют карту понятий | Определение связи между понятиями |
Координирует выступление | Выступление групп. | Обобщение, систематизация знаний |
Предлагает учащимся задать вопросы, дополнить, обсудить | Дополнение и обсуждение услышанного | |
Предлагает разработать критерии для оценивания | Разрабатывают критерии | Критерии оценки адекватны, понятны, известны всем |
Предлагает оценить | Оценивают | Самооценка и взаимооценка |
Разработка критериев
1. Определить с учащимся цели и задачи урока перед началом изучения темы, главы, раздела.
2. Попросить каждого учащегося написать один-два критерия, по которым будут оцениваться работы.
3. Записать на доске критерии, предложенные учащимися.
4. Убедиться, что все учащиеся поняли предложенные критерии.
5. В процессе обсуждения выберите приоритетные критерии. Расположить критерии по степени важности.
6. если предполагается выставление отметки, определите количественное выражение (баллы) каждого критерия или произведите его градацию (разбивку на уровни выполнения задания).
7. В дальнейшем работы учащихся необходимо оценивать только в соответствии с разработанными критериями.
РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ
Итак, подведем итоги.
• Процесс оценивания – один из важнейших элементов современного преподавания и обучения.
• От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом
• Процесс оценивания результатов обучения включает в себя формативное и суммативное оценивание
• Формативное оценивание и преподавание неразделимы
Учитель просит учащихся показывать ему сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала. Для этого учитель предварительно договаривается с учащимися об этих сигналах:
Я понимаю ____и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)
Я все еще не понимаю __ (большой палец руки направлен в сторону
Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой)
Посмотрев на сигналы, учитель предлагает некоторым учащимся высказаться:
(1) тем, кто не понял, задает вопрос: «Что именно вам непонятно?»;
(2) слово предоставляется тем, кто не очень уверен в правильности ответа;
(3) слово предоставляется тем, кто все понял.
Учитель задает уточняющие вопросы: «Что именно вы поняли?»
Обязательно предлагается выслушать несколько ответов.
По итогам полученных ответов учитель принимает решение либо о повторном изучении, закреплении темы, либо о продолжении изучения темы.
ВЫВОД
Для внедрения в практику работы формирующего оценивания необходимо создание единой внутришкольной системы, использующей банк техник, приемов и методов формирующего оценивания, единого критериального аппарата для схожих видов работ, подкрепленного нормативными актами и методическими рекомендациями по использованию результатов оценивания.
Список литературы:
Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010. – 264 с.
Логвина И., Рождественская Л. Инструменты формирующего оценивания деятельности учителя-предметника: пособие для учителя/ И. Логвина, Л. Рождественская. - Narva 2012. – 48с.
Формирующее оценивание– обучение для будущего: типы оценивания. –
http://educate.intel.com/ru/AssessingProjects/OverviewAndBenefits/FormativeAssessment/
Технологии и методики формирующего оценивания,
http://educate.intel.com/ru/AssessingProjects/AssessmentStrategies/
Шамова Т.И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. М:Педагогическое общество России, 2007
Амонашвили Ш.А. воспитательная и образовательная функция оценки учения. М, 1984