СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Применение ИКТ в образовательном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье обобщен опыт работы применения компьютеров на уроке. Применение новых  информационных технологий в образовательном процессе позволяет обеспечить доступное качественное начальное образование всем учащимся начальной школы независимо от их способностей, с учетом психолого-педагогических особенностей школьников.

Просмотр содержимого документа
«статья "Применение ИКТ в образовательном процессе»

13



МОУ СОШ № 12 г. Рыбинск

Составила: Озерова Галина Юрьевна,

учитель начальных классов.

Применение компьютера в образовательном процессе.


Среди инновационных процессов в современном образовании особая роль отводится ин­форматизации учебного процесса. Под информатизацией начальной школы понимается включение в образовательный процесс информационных и коммуникацион­ных технологий в качестве средства обуче­ния, воспитания и развития младших школьников, а также средства управления образова­тельным процессом. Эффективное осуществление этого процесса возможно при ком­плексном подходе к решению следующих задач:

  • совершенствование методической подготовки учителя начальных классов;

  • разработка электронных учебных материалов для обучения младших школьни­ков;

  • создание организационно-педагогических условий для включение ИКТ в тра­диционный урок в начальной школе.

Возможностями применения новых ин­формационных и коммуникацион­ных технологий в педагогической практике всё чаще ин­тересуются не только учителя ин­форматики, но и преподаватели различных школьных предметов.

В процессе экспериментальной работы, направленной на исследование условий и особенностей информатизации начальной школы, учёными получены данные об эффективности использования электронных учебных пособий в обучении и воспитании младших школьников.

Применение компьютерной техники в начальной школе востребовано и ведёт к созданию новых технологий обучения. Оптимальное сочетание классических методов, применяемых в на­чальной школе, с новыми информационными технологиями существенно дополняет тра­диционное обучение:

  • стабильно высокой мотивацией учения за счёт игровой, исследовательской формы учебных заданий, мгновенной реакцией компьютера на правильность их выполнения;

  • возможностью дифференциации процесса обучения за счёт индивидуаль­ного темпа и последовательности выполнения заданий различного уровня сложности;

  • расширением спектра способов предъявления учебной информации за счёт ис­пользования различных мультимедийных средств;

  • изменением форм организации учебной деятельности за счёт применения элек­тронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроке и во внеурочное время;

  • возможностью гибкого управления учебным процессом за счёт объективно текущего и итогового контроля деятельности учащихся.

Современный учебный процесс трудно представить без использования технических средств. Компьютер, современные цифровые технологии, созданные на его основе, являются уникальными по своим возможностям средствами обучения и должны использоваться при изучении различных предметных областей.

При подготовке программных продуктов по русскому языку следует уделять внимание индивидуальным особенностям пользователей, их творческим способностям, которые определяют эффективность усвоения информации, сообщаемой с помощью компьютера.

Критериями эффективности применения информационных технологий в преподавании русского языка являются повышение интенсивности обучения без потери глубины и полноты необходимых лингвистических знаний, умений и навыков и достижение качественно нового уровня знаний без увеличения объёма учебного времени.

Органическая взаимосвязь безмашинного обучения с машинным с помощью школьных учебников по русскому языку и пакета компьютерных программ положительно воздействует на качество обучения, если найти оптимальные пропорции распределения содержания обучения между школьным учебником русского языка и программными педагогическими средствами.

Учитель может:

  • предложить ученикам выполнить с помощью компьютерной программы те задания, которые особенно интересны;

  • последовательно работать с материалом, заложенным в демонстрационно-тренировочный, контрольно-тренировачный и тестирующий модуль;

  • приступить к работе с компьютерной программой в начале урока или после повторения необходимых сведений по учебнику, в ходе беседы, опроса.

Лингвистический материал можно дать в виде таблиц, алгоритмов, блок-схем. Для ознакомления с ними или повторения, учитель может выбрать любой вариант презентации.

При подборе дидактического материала необходимо учитывать психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Если у ребёнка преобладает наглядно-образная деятельность, рекомендуется предлагать ему задания с наличием в программах игровых занимательных сюжетов; если он любит рассуждать, логически всё объяснять, ему удобнее работать с программой, где правила представлены в виде алгоритмов. Если ребёнок склонен к анализу, лучше работать с блок-схемами.

Необходимые для урока тесты, упражнения учитель может составить в программе Excel.

Многие упражнения в компьютерных программах для начальной школы даны в игровой форме, что отвечает важнейшим принципам обучения детей младшего школьного возраста – наглядности и занимательности. Кроме того, есть задания комбинированного характера – на развитие не только грамматико-орфографических навыков, но и умений строить предложения, определять основную тему и идею небольших текстов, самостоятельно строить текст.

В качестве компьютерной поддержки уроков русского языка мы используем компьютерную программу «Школьный наставник».

В заключении отмечу, что применение новых информационных технологий в образовательном процессе позволит обеспечить доступное качественное начальное образование всем учащимся начальной школы независимо от их способностей, с учетом психолого-педагогических особенностей школьников.

В качестве приложения предлагаю вашему вниманию конспект урока русского языка и дидактические материалы к нему.

















Пояснительная записка


АвторОзерова Галина Юрьевна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 12,

г.Рыбинск, Ярославская область


Предмет – начальные классы, русский язык


Авторский медиапродукт: конспект урока русского языка с мультимедийной презентацией


Уровень образования школьников – 2 класс.


Предназначение – для индивидуальной, групповой и фронтальной работы.


Оборудование – : компьютеры; мультимедийный проектор; «Русский язык 2 класс» рабочая тетрадь № 2 С. Г. Яковлева, под редакцией Н. В. Нечаевой, издательство «Учебная литература» 2006г.; учебники «Русский язык» 2 класс А. В. Поляковой, бланки с тестом по теме «Родственные слова», технологические карты, оценочные листы на каждого ученика; карточки со словами; карточки со схемами слов.


Форма использования – проецирование на экран.


Цели урока –

  • обобщение знаний о родственных словах; знакомство с новым способом образо­вания однокоренных слов (приставочносуффиксальный).
  • развивать логическое мышление, память;

  • расширять кругозор;






















Приложение 1 Конспект урока русского языка 2 класс Тема: «Родственные слова (обобщение) Образование родственных слов»


Цели: обобщение знаний о родственных словах; знакомство с новым способом образо­вания однокоренных слов (приставочносуффиксальный).


Оборудование: компьютеры; мультимедийный проектор; «Русский язык 2 класс» рабочая тетрадь № 2 С. Г. Яковлева, под редакцией Н. В. Нечаевой, издательство «Учебная литература» 2006г.; учебники «Русский язык» 2 класс А. В. Поляковой, бланки с тестом по теме «Родственные слова», технологические карты, оценочные листы на каждого ученика; карточки со словами; карточки со схемами слов.


Ход урока.
  1. Орг. момент.

Проверка готовности к уроку.

Настрой на работу.

  1. Актуализация знаний.




(!)

- Прочитайте.

- Какие задания можете предложить?

- Кто помнит, над какой темой работали на предыдущих уроках?

- Какое задание точнее подходит?

- Выпишите родственные слова.

- Какие слова вы выписали? (!)





Проверка.

- Значение, каких слов не понятно?

(всё понятно – дальше, если нет, то по ги­перссылке открыть значение слова ХОДИКИ на слайде 3). (!)

- Докажите, что это родственные слова.

- Назовите корень.

- Как найти корень родственных слов?

- Как образовались эти слова?

- Какие слова образовались с помощью приставки? (!)

- Какие слова образовались с помощью суффикса? (!)




- Как вы понимаете значение слова ХОДИКИ? (!)


(возвращение к слайду 2) (!)



-Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Давайте посмотрим. (!)

-Какую цель ставим перед собой? Чему должны научиться?

(закрепить всё, что знаем о родственных словах, и научиться образовывать родствен­ные слова).




  1. Обобщение знаний.

- Давайте вспомним то, что мы знаем о родственных словах. Для этого поработаем в группах.


Работа в группах:


  1. Выполняют тест по теме «Родственные слова». (Приложение 1).


  1. Выполняют упражнение № 24 на стр. 14 «Русский язык» 2 класс рабочая тетрадь №2 С. Г. Яковлевой под редакцией Н. В. Нечаевой. (Приложение 2).



  1. Выполняют тест «Найди однокоренные слова к слову» на компьютерах в про­грамме «Наставник». Дети работают с технологической картой и оценочным лис­том. (Приложение 3).



По окончании работы каждой группы, дети меняются заданиями, сдают тесты и оце­ночные листы учителю. Учащимся, закончившим работу раньше других, выдаётся допол­нительное задание. (Приложение 4).




  1. Физ. пауза для глаз, сидя за столом.









Упражнение 1.

Сделайте 15 колеба­тельных движений глазами по горизонтали справа-налево, затем слева-направо.

Упражнение 2.

15 колебательных дви­жений глазами по вертикали — вверх-вниз и вниз-вверх.

Упражнение 3.

Тоже 15, но круговых вращательных движений глазами слева-на­право.

Упражнение 4.

То же самое, но справа-налево.

Упражнение 5.

15 круго­вых вращательных движений глазами вна­чале в правую, затем в левую стороны, как бы вычерчивая глазами уложенную набок цифру 8.















5. Проверка упражнения № 24 (!)


  1. - Какие родственные слова вы нашли? (ёж, ежиха, ежонок).

- Докажите.

- Какой корень выделили? (!)

- Какую букву вставили в корень этих слов? Почему? ( В слове ЁЖ буква Ё в сильной позиции, а корни в родственных словах пишутся одинаково). (!)

- Какая ещё буква пропущена в этом слове? (и).

- Почему? (жи-ши …)

Есть ещё слова с этой орфограммой? (чижихой, стрижихой). (!)


Аналогично разбираются остальные группы родственных слов.


  1. - Какие родственные слова подобрали к слову МЕДВЕЖОНКА? (медведь, медведица, медвежий …).

- Какую гласную вставили в это слово? Почему, ведь ни в одном из родственных слов она не стоит в сильной позиции? (это словарно слово). (!)

- Какой корень вы выделили в этом слове?

- А я думаю, раз родственные слова медведь и медведица, то корень будет МЕД. (!)

- Почему вы не согласны? Докажите. (Чередование Д//Ж) (!).


- Зачем же надо уметь подбирать родственные слова?

(Чтобы научиться подбирать проверочные слова).


  1. Изучение нового материала.


- Давайте вспомним, как могут образовываться родственные слова?

- Из каких частей могу состоять слова?


Схемы на доску.













- Прочитайте слова.

- Как вы думаете, какое задание я хочу вам предложить?

- Разбейте эти слова на три группы.


Работа в группах.

Каждая группа получает карточки слов и выполняет задание.

Проверка на доске.

Каждая группа выходит и прикрепляет слова на доску к соответствующей схеме. Доказывают.

- В какую группу отнесём слово НАЛИЧНИК? (различные предположения детей).

- Как выяснить, кто прав? (узнать значение).








- А где можно узнать значение слова?

(!)

- Что же такое наличник? (!)








- (1) Узнали? Прочитайте.

- Теперь можете определить в какую группу надо отнести слово НАЛИЧНИК? (нет).

- Вы видите, что это только одно значение слова, давайте посмотрим остальные. (!)

- Это часть одежды на ЛИЦО, какой же вывод можем сделать? (они родственные).

- Так какой же корень?

- В какую группу надо записать? (надо в четвёртую группу).

- Кто догадался, какая модель получится?

- Кто может изобразить её на доске?

-Какой новый способ мы открыли? (слова могут образовываться с помощью приставки и суффикса). (!)



Возвращаемся к предыдущему слайду. (Слова)


- Вернёмся к словам. Стоит только приложить немного фантазии, и у вас получится небольшая зимняя история. А если это трудно, то к любому слову подберите родственные слова. (! на слове ЗИМА).

- Я вам предлагаю подумать над этим дома.

- Что же нового мы узнали?


  1. Физ. пауза.


  1. Закрепление.


- А сами можете справиться с образованием слов новым способом? Тогда выбирайте задание, которое вам больше нравится, и с которым вы можете справиться. (!)






- Читаем задание, выбираем.

- Работайте в парах, кому трудно, индивидуально.

- Можно пользоваться буклетом. (Приложение 5).

- Как вы поработали, я проверю сама, и с этого мы начнём следующий урок.



  1. Домашнее задание.





  1. Рефлексия.
















Приложение 2

Карточка-задание № 1



Приложение 3


Технологическая карта. Технологическая карта.

1. Пуск. 1. Пуск.

2. Программы. 2. Программы.

3. Школьный наставник. 3. Школьный наставник.

4. Сетевой наставник. 4. Сетевой наставник.

5. 2 «А» 5. 2 «А»

6. Фамилия. 6. Фамилия.

7. ОК. 7. ОК.

8. Русский язык. 8. Русский язык.

9. Настройка курса – 2 слой. 9. Настройка курса – 2 слой.

10. Коррекция. 10. Коррекция.

11. Состав слова. Однокоренные слова. 11. Состав слова. Однокоренные слова.

12.Выбери слова однокоренные 12.Выбери слова однокоренные к слову. к слову.

13. Контроль. 13. Контроль.

14. Принять. 14. Принять.

15. Выполнить тест. 15. Выполнить тест.

16. Записать результат. 16. Записать результат.

17. Закрыть программу. 17. Закрыть программу.


Приложение 4



Дополнительное задание


Разгадай изографы. Отгаданные названия впиши в подходящие схемы. Какая часть слова помогла образовать новые слова? _____________________________


















Приложение 5

Фамилия ___________________________

Тест по теме «Родственные слова».


  1. Выбери верное утверждение. Соедини стрелкой рамку с правильным ответом.

У родственных слов есть











* Приведи пример родственных слов.________________________________________


  1. Выбери верное утверждение и отметь


Корень это –

главная часть предложения


главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение однокоренных слов

общая часть родственных слов

* Верно ли утверждение: «Слова белый, белеть, белка – имеют одинаковый корень?» ______________________________________________________________


  1. Закончи фразу – памятку.


Чтобы найти в слове корень, нужно:


  1. Подобрать _______________________________________________________

  2. Выделить _______________________________________________________


* Выдели корень в словах: шубка, шуба, полушубок.

Приложение 6

Буклет по теме «Родственные слова»


ПОРЯДОК РАЗБОРА СЛОВА

по СОСТАВУ.

1. Выдели окончание.

2. Выдели основу.

3. Выдели корень.

4. Выдели приставку

5. Выдели суффикс.


ОБРАЗЕЦ УСТНОГО РАЗБОРА


  1. Выделяю окончание. Для этого надо изменить слово (по числам или по вопросам).

  2. Выделяю основу. Это часть слова без окончания.

  3. Выделяю корень. Для этого надо подобрать 2—3 родственных слова и выделить общую часть.

  4. Выделяю приставку (если есть). Она стоит перед корнем (подбираю слова с другими приставками)

  5. Выделяю суффикс (если есть). Он стоит после корня (подбираю слова с другими суффиксами)



Как отличить форму слова от родственных слов?

Форма слова:

Родственные слова

ДОМ

ДОМ

ДОМА

ДОМИК

к ДОМУ

ДОМИЩЕ

Изменений в основе нет, меняется только окончание.

Значение слова не меняется.

Есть изменения в основе. Добавляются или меняются приставки и суффиксы. Слова имеют разные лексические значения.

ДВА ПРИЗНАКА

РОДСТВЕННЫХ СЛОВ:

Слова близкие по смыслу.

Слова имеют общую часть — корень.

Подбери несколько родственных слов

________________________________________

_______________________________________








Однокоренные

слова.

Состав слова.



Состав слова. Из чего состоят слова.


Части слова


КОРЕНЬ —

Это главная значимая часть слова. В КОРНЕ заключен смысл слова.

Чтобы выделить в слове корень, надо подобрать несколько родственных слов и выделить общую часть.


ОСНОВА —

Это часть слова без окончания.


ПРИСТАВКА —

Это значимая часть слова. Она стоит перед корнем. ПРИСТАВКА служит для образования новых слов.


СУФФИКС —

Это значимая часть слова. Суффикс стоит после корня. Суффикс помогает образовывать новые слова.


ОКОНЧАНИЕ —

Это изменяемая часть слова. ОКОНЧАНИЕ служит для связи слов в предложении.




ПРИСТАВКИ

О-, ОБ-, У-,

В-, ВЫ-, ВО-,


С-, СО-, ЗА-, НА-, НАД-, ИЗ-, ИС-,


ОТ-, ОТО-,


ПО-, ПОД-, ПРИ-, ПРЕ-, ПРО-,


РАС-, РАЗ-,

Подбери слова с приставками.

Приставку выдели.

____________________________

____________________________


СУФФИКСЫ

Суффиксы существительных.

-К-, -ИК-, -ИЩ-, -ИШК- , -ОК-, -ЕЦ-

Суффиксы –ЕР-, -ОР-, работают в театре.

Вспомни профессии людей, которые работают в театре: ____________________________________________________________________


Суффиксы:

-ИСТ-, -ТЕЛЬ-, -ИЗМ-, -АРЬ-

Всегда говорят о мужском роде.

Суффиксы:

-ОСТЬ-, -ИЗН-, -ОТ

указывают на женский род.

суффиксы профессий - -ТЕЛЬ-, ЩИК-,


-ОНОК-, -ЁНОК-, указывают на детёнышей.

уменьшительно-ласкательные:

ЧИК-, -УШК-, -ЮШК-, -ЕНЬК-, -ОНЬК-,

Суффиксы прилагательных.

-Н-, -К-, -ОВ-, -ЛИВ-, -ИН-, -ОВАТ-,


Су ффиксы глаголов.


-А-, -Е-, -И-, -Л-,


ОКОНЧАНИЯ

Существительных:

ж. р. м. р. ср. р.


-а, -я, ,-а, -я. -о, -е

Прилагательных:

-ая, -яя -ый, -ий, ой -ое, -ее


_______________________________

_______________________________