Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
В 2005 году, начав работать по УМК «Планета знаний», стала использовать проектный метод обучения.
Я решила этим заняться еще потому, что данная проблема:
1) отвечает современным требованиям времени,
2) формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения,
3) формирует умение работать с информацией
3) развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе,
4) приучает учащихся умело использовать ИКТ в учебном процессе,
5) вызвала у меня самой большой интерес
В УМК «Планета знаний уже заложены темы проектов, которые предлагаются ученикам. Показаны пути реализации, источники информации и некоторые этапы работы над проектом. Проекты представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике. В тетрадях есть специальные листы, которые помогают сосредоточится в работе над проектом.
Проект__________________________________________________________
Что я буду делать: ________________________________________________
________________________________________________________________
Порядок моих действий (план):______________________________________
_________________________________________________________________
Вместе со мной этот проект будут делать: ____________________________
_________________________________________________________________
Будут нужны такие материалы: _____________________________________
_________________________________________________________________
Будут нужны такие инструменты: ___________________________________
_________________________________________________________________
В 1-2 класса применяю проектно-творческую деятельность
Именно творческая деятельность учащихся является пропедевтикой проектной деятельности.
На этом этапе ребята в основном выполняют творческие задания по базовым предметам и во внеклассной работе. По математике анализируют и придумывают задания для одноклассников. Самостоятельно подбирают дополнительный материал по заинтересовавшей их теме («Ребята, понравился вам сегодняшний урок? Хотели бы вы продолжить разговор на эту тему?»). Узнают с помощью книг, журналов новые сведения и представляют их одноклассникам в виде сообщений, макетов, творческих заданий, поделок.
Творческие задания они выполняют и на уроках чтения. Ученики выступают в роли авторов, издателей, художников и др. специалистов книжного дела (книжки-самоделки, блокнот, мини сборники)..
Такие виды творчества готовят учеников к основным этапам проектной деятельности.
(по Андриянову П.Н.)
ЭТАПЫ | РЕЗУЛЬТАТЫ |
1.Обоснование, осознание и принятие идеи (погружение в проект). | Осмысленная и принятая идея, задача, проблема. |
2.Технологическая разработка идеи. | Доведение идеи до возможности ее практической реализации. |
3. Практическая работа над идеей. | Практическая реализация идеи. |
4. Опробование проекта в работе, представление своей идеи, самооценка своей работы | Анализ решения творческой задачи и рефлексия деятельности. |
Важным фактором на этом этапе проектной деятельности является работа с родителями. Поэтому я провожу специальное родительское собрание и консультации, на которых знакомлю мам и пап с особенностями проектной деятельности.
На этом этапе появляется парная форма работы, в которой дети учатся учитывать интересы своего соавтора, находить компромиссы в спорных вопросах. Так была проведена проектная работа по сказкам. На уроках литературного чтения во втором классе мы проходили русские волшебные сказки. Ребят заинтересовала данная тема, и они захотели более подробно узнать отдельные моменты (возникновение сказок, сказочных героев, связь народной и литературной сказки и т.д.). Ученики провели исследовательскую работу, подготовили минипроектные работы. Затем попробовали сочинить свои сказки. А в дальнейшем их работа вылилась в театрализованные проекты. Так мы поставили сказку-спектакль «Рукавичка».
С 3 класса начинаются проектные работы, выполненные на свободную тему, представленные как в виде докладов, макетов, так и с использованием компьютерных презентаций.
Я применяю несколько видов проектов.
ВИДЫ.
П


о характеру доминирующей в проектной деятельности:
исследовательский творческий сценарный ролевой
П
о характеру предметно-содержательных отношений
Монопроектные (один предмет) интегрированный (несколько предметов)
- на ИЗО рисуем иллюстрацию к сказке;
- на ТЕХНОЛОГИИ –лепим сказочного героя;
- на ЛИТЕРАТУРНОМ ЧТЕНИИ –читаем сказки и инсценируем, ищем информационный материал;
- на МУЗЫКЕ – разучиваем песни из мультфильмов, поставленных по сказкам;
- на ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ, во время ФИЗМИНУТОК – выполняем движения имитирующие повадки сказочных героев;
-на МАТЕМАТИКЕ- сочиняем маршруты или задачки про героев;
- на РУССКОМ ЯЗЫКЕ – пишем мини сочинения или предложения.
3
. По продолжительности.

Краткосрочный долгосрочный
(урок, день, неделя) (месяц, четверть)
П

о количеству участников
индивидуальный групповой коллективный
(развивает (приобретает опыт исследовательско- (утренники, праздники)
самовыражение) творческой деятельности: выставки,
игры)
Работа по этапам.
Определение потребностей и краткая формулировка задачи, выделение проблемы
На этом этапа создаю проблемную ситуацию, из которой выявляется проблема, потребность. Детям предлагаю проблемную ситуацию в виде беседы. Отвечая на мой вопрос, дети начинают приводитьпримеры и случаи из жизни. Тут формируеся проблема. Спросим детей сможем ли мы что-нибудь сделать для того, чтобы привлечь внимание других или устранить эту проблему. Так мы плавно переходим к следующему этапу работы над проектом.
Набор первичных идей
На этом этапе дети выдвигают как можно больше различных идей, из которых потом выбирается самый верный путь.Это можно сделать с помощью упражнения «Мозговой штурм». На доске или ватмане записывать все идеи.
«Мозговой штурм» или свободное выражение мысли, приводит к появлению множества идей. Дети предлагают свои самые разнообразные идеи, все записываются. А потом оценивается каждая, и выбираются самые приемлемые. Во время «Мозгового штурма ни одна идея не обсуждается и не откидывается.
Проработка одной или нескольких идей
На этом этапе дети обсуждают все предложенные идеи и выбирают в процессе обсуждения ту идею, которая будет прорабатываться дальше. Тут появляется схема (гроздь винограда) идей.


идея






Теперь класс делится на группы, каждая из которых работает над своей идеей. Может работать и кто-то индивидуально.
Дальше переходим к следующему этапу проектной деятельности.
Планирование и изготовление изделия иди продукта
На этом этапе начинаются разработку технологической карты, анализ выбранных способов изготовления продуктов в соответствии с имеющимися у детей знаниями, умениями, навыками, наличием материалов. Эта работа занимает большую часть времени.
Дети записывают план изготовления продукта. В ходе работы он может измениться, но надо знать с какой целью его поменяли.
Принципы работы групп.
Нет лидера, есть организатор
Группы не соревнуются, а воплощают свою идею
Все члены активно принимают участие
Все члены группы несут ответственность за результат
К проектной деятельности привлекаются и родители учащихся. Они помогают детям в изготовлении продуктов. Когда все продукты готовы приступаем к заключительному этапу проектной деятельности.
Защита пректа или презентация
Здесь выделяется 2 части
А) Представление продукта
Дети представляют свой продукт. Делятся мнениями: зачем нужен и для кого этот продукт, насколько изделие отвечает потребностям данного проекта, соответствует ли, понятен ли, приятно ли им пользоваться, что можно сделать, чтобы его улучшить.
Б) Оценка работы
Уровни оценивания:
самооценка
оценка одноклассников
оценка учителя
Для самооценки можно , чтобы дети ответили на вопросы:
- Правильно ли принимали решения для реализации плана и конечного выхода продукта?
- Что было самым сложным?
- Что бы можно было сделать иначе, если снова начали бы работать над этим продуктом?
Для оценки членов группы
Попросить ответить на вопросы, при помощи карточек-цветов (красный, желтый, желеный), заранее с детьми обговорив критерии каждого цвета.
- Оцените как работал этот ученик у вас в группе?
а) Вносил ли свои предложения
б) Активно ли принимал участие в сборе материала
в) Участвова ли в оформлении, изготовлении
Оценка учителя
Оценить уровень сформированности ключевых компетенций учащихся, т.е. как ученик работал над решением проблемы, как работал с информацией.
Для этого использую критерии для оценки сформированности ключевых компетенций учащихся разработанные Г.Б. Голуб и О.В. Чураковой.
| I уровень |
1 балл | 2 балла |
Постановка проблемы | Ученик подтвердил понимание проблемы, сформированной учителем. | Ученик объяснил причины, по кото- рым он приступил к решению проб лемы, сформулированной учителем. |
Целеполага ние и планирование | Ученик подтвердил понимание цели и задач проекта, сформулированных учителем. | Ученик с помощью учителя сформу лировал задачи, соответствующие цели проекта. |
После завершения проекта ученик рассказал, что было сделано в ходе работы над проектом. | После завершения проекта ученик описал последовательность и взаимосвязь предпринятых действий. |
После завершения проекта ученик описал полученный продукт. | На этапе планирования ученик описал продукт, который предполагал получить. |
Оценка результата | Ученик высказал оценочное отношение к полученному продукту. | Ученик привёл аргумент, подтверж дающий справедливость высказанно го оценочного отношения. |
Ученик высказал своё впечатление от работы над проектом. | Ученик назвал трудности, с которы ми столкнулся при работе над проектом. |
Матрица проекта
название | | | | | | | |
этапы, их сроки | конечный продукт | действия | роли | необходимые материалы | источники информаций | привлечение добровольных помощников |
| | в школе | вне школы | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ОБУЧАТЬ ДЕТЕЙ ПРОЕКТНОЙ ИЛИ ЛЮБОЙ ДРУГОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НЕОБХОДИМО УМЕТЬ:
организовать деятельность,
создать необходимую
мотивацию,
добиваться формирования
необходимых умений и
усвоения способов действий,
добиваться методологического уровня освоения содержания, коим является деятельность,
формировать рефлексивные умения,
формировать самооценку у учащихся
Учитель должен овладеть технологией проектирования и активно использовать ее в профессиональных и повседневных ситуациях.
Учитель должен освоить метод учебных проектов, проблемный метод для активного его использования в образовательной практике.
Учитель начальных классов должен понимать, что формирует не только общеучебные и проектные умения, но закладывает основу для компетентностной составляющей образования детей.