СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Проектная деятельность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта 

В 1-2 класса  применяю проектно-творческую деятельность

 

Именно творческая деятельность учащихся является пропедевтикой проектной деятельности.

  На этом этапе ребята в основном выполняют творческие задания по базовым предметам и во внеклассной работе. Важным фактором на этом этапе проектной деятельности  является работа с родителями. Поэтому я провожу специальное родительское собрание и консультации, на которых знакомлю мам и пап с особенностями проектной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«статья "Проектная деятельность"»

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

В 2005 году, начав работать по УМК «Планета знаний», стала использовать проектный метод обучения.

Я решила этим заняться еще потому, что данная проблема:


1) отвечает современным требованиям времени,

2) формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения,

3) формирует умение работать с информацией

3) развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе,

4) приучает учащихся умело использовать ИКТ в учебном процессе,

5) вызвала у меня самой большой интерес


В УМК «Планета знаний уже заложены темы проектов, которые предлагаются ученикам. Показаны пути реализации, источники информации и некоторые этапы работы над проектом. Проекты представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике. В тетрадях есть специальные листы, которые помогают сосредоточится в работе над проектом.

Проект__________________________________________________________

Что я буду делать: ________________________________________________

________________________________________________________________

Порядок моих действий (план):______________________________________

_________________________________________________________________

Вместе со мной этот проект будут делать: ____________________________

_________________________________________________________________

Будут нужны такие материалы: _____________________________________

_________________________________________________________________

Будут нужны такие инструменты: ___________________________________
_________________________________________________________________














В 1-2 класса применяю проектно-творческую деятельность


Именно творческая деятельность учащихся является пропедевтикой проектной деятельности.

На этом этапе ребята в основном выполняют творческие задания по базовым предметам и во внеклассной работе. По математике анализируют и придумывают задания для одноклассников. Самостоятельно подбирают дополнительный материал по заинтересовавшей их теме («Ребята, понравился вам сегодняшний урок? Хотели бы вы продолжить разговор на эту тему?»). Узнают с помощью книг, журналов новые сведения и представляют их одноклассникам в виде сообщений, макетов, творческих заданий, поделок.

Творческие задания они выполняют и на уроках чтения. Ученики выступают в роли авторов, издателей, художников и др. специалистов книжного дела (книжки-самоделки, блокнот, мини сборники)..

Такие виды творчества готовят учеников к основным этапам проектной деятельности.

(по Андриянову П.Н.)


ЭТАПЫ

РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Обоснование, осознание и принятие идеи (погружение в проект).

Осмысленная и принятая идея, задача, проблема.

2.Технологическая разработка идеи.


Доведение идеи до возможности ее практической реализации.

3. Практическая работа над идеей.


Практическая реализация идеи.

4. Опробование проекта в работе, представление своей идеи, самооценка своей работы

Анализ решения творческой задачи и рефлексия деятельности.


Важным фактором на этом этапе проектной деятельности является работа с родителями. Поэтому я провожу специальное родительское собрание и консультации, на которых знакомлю мам и пап с особенностями проектной деятельности.

На этом этапе появляется парная форма работы, в которой дети учатся учитывать интересы своего соавтора, находить компромиссы в спорных вопросах. Так была проведена проектная работа по сказкам. На уроках литературного чтения во втором классе мы проходили русские волшебные сказки. Ребят заинтересовала данная тема, и они захотели более подробно узнать отдельные моменты (возникновение сказок, сказочных героев, связь народной и литературной сказки и т.д.). Ученики провели исследовательскую работу, подготовили минипроектные работы. Затем попробовали сочинить свои сказки. А в дальнейшем их работа вылилась в театрализованные проекты. Так мы поставили сказку-спектакль «Рукавичка».

С 3 класса начинаются проектные работы, выполненные на свободную тему, представленные как в виде докладов, макетов, так и с использованием компьютерных презентаций.


Я применяю несколько видов проектов.

ВИДЫ.

  1. По характеру доминирующей в проектной деятельности:


исследовательский творческий сценарный ролевой


  1. По характеру предметно-содержательных отношений

Монопроектные (один предмет) интегрированный (несколько предметов)

  • тема СКАЗКИ

- на ИЗО рисуем иллюстрацию к сказке;

- на ТЕХНОЛОГИИ –лепим сказочного героя;

- на ЛИТЕРАТУРНОМ ЧТЕНИИ –читаем сказки и инсценируем, ищем информационный материал;

- на МУЗЫКЕ – разучиваем песни из мультфильмов, поставленных по сказкам;

- на ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ, во время ФИЗМИНУТОК – выполняем движения имитирующие повадки сказочных героев;

-на МАТЕМАТИКЕ- сочиняем маршруты или задачки про героев;

- на РУССКОМ ЯЗЫКЕ – пишем мини сочинения или предложения.

3. По продолжительности.


Краткосрочный долгосрочный

(урок, день, неделя) (месяц, четверть)


  1. По количеству участников


индивидуальный групповой коллективный

(развивает (приобретает опыт исследовательско- (утренники, праздники)

самовыражение) творческой деятельности: выставки,

игры)


Работа по этапам.

  1. Определение потребностей и краткая формулировка задачи, выделение проблемы

На этом этапа создаю проблемную ситуацию, из которой выявляется проблема, потребность. Детям предлагаю проблемную ситуацию в виде беседы. Отвечая на мой вопрос, дети начинают приводитьпримеры и случаи из жизни. Тут формируеся проблема. Спросим детей сможем ли мы что-нибудь сделать для того, чтобы привлечь внимание других или устранить эту проблему. Так мы плавно переходим к следующему этапу работы над проектом.


  1. Набор первичных идей

На этом этапе дети выдвигают как можно больше различных идей, из которых потом выбирается самый верный путь.Это можно сделать с помощью упражнения «Мозговой штурм». На доске или ватмане записывать все идеи.

«Мозговой штурм» или свободное выражение мысли, приводит к появлению множества идей. Дети предлагают свои самые разнообразные идеи, все записываются. А потом оценивается каждая, и выбираются самые приемлемые. Во время «Мозгового штурма ни одна идея не обсуждается и не откидывается.


  1. Проработка одной или нескольких идей

На этом этапе дети обсуждают все предложенные идеи и выбирают в процессе обсуждения ту идею, которая будет прорабатываться дальше. Тут появляется схема (гроздь винограда) идей.

идея





Теперь класс делится на группы, каждая из которых работает над своей идеей. Может работать и кто-то индивидуально.


Дальше переходим к следующему этапу проектной деятельности.


  1. Планирование и изготовление изделия иди продукта


На этом этапе начинаются разработку технологической карты, анализ выбранных способов изготовления продуктов в соответствии с имеющимися у детей знаниями, умениями, навыками, наличием материалов. Эта работа занимает большую часть времени.

Дети записывают план изготовления продукта. В ходе работы он может измениться, но надо знать с какой целью его поменяли.

Принципы работы групп.

          1. Нет лидера, есть организатор

          2. Группы не соревнуются, а воплощают свою идею

          3. Все члены активно принимают участие

          4. Все члены группы несут ответственность за результат


К проектной деятельности привлекаются и родители учащихся. Они помогают детям в изготовлении продуктов. Когда все продукты готовы приступаем к заключительному этапу проектной деятельности.

  1. Защита пректа или презентация

Здесь выделяется 2 части

А) Представление продукта

Дети представляют свой продукт. Делятся мнениями: зачем нужен и для кого этот продукт, насколько изделие отвечает потребностям данного проекта, соответствует ли, понятен ли, приятно ли им пользоваться, что можно сделать, чтобы его улучшить.

Б) Оценка работы

Уровни оценивания:

  1. самооценка

  2. оценка одноклассников

  3. оценка учителя


Для самооценки можно , чтобы дети ответили на вопросы:


- Правильно ли принимали решения для реализации плана и конечного выхода продукта?

- Что было самым сложным?

- Что бы можно было сделать иначе, если снова начали бы работать над этим продуктом?

Для оценки членов группы

Попросить ответить на вопросы, при помощи карточек-цветов (красный, желтый, желеный), заранее с детьми обговорив критерии каждого цвета.

- Оцените как работал этот ученик у вас в группе?

а) Вносил ли свои предложения

б) Активно ли принимал участие в сборе материала

в) Участвова ли в оформлении, изготовлении


Оценка учителя

Оценить уровень сформированности ключевых компетенций учащихся, т.е. как ученик работал над решением проблемы, как работал с информацией.

Для этого использую критерии для оценки сформированности ключевых компетенций учащихся разработанные Г.Б. Голуб и О.В. Чураковой.

 

I уровень

1 балл

2 балла

Постановка

проблемы

Ученик подтвердил понимание

проблемы, сформированной

учителем.

Ученик объяснил причины, по кото-

рым он приступил к решению проб

лемы, сформулированной учителем.

Целеполага

ние и

планирование

Ученик подтвердил понимание

цели и задач проекта,

сформулированных учителем.

Ученик с помощью учителя сформу

лировал задачи, соответствующие цели проекта.

После завершения проекта

ученик рассказал, что было

сделано в ходе работы над

проектом.

После завершения проекта ученик

описал последовательность и

взаимосвязь предпринятых

действий.

После завершения проекта

ученик описал полученный

продукт.

На этапе планирования ученик

описал продукт, который

предполагал получить.

Оценка результата

Ученик высказал оценочное

отношение к полученному

продукту.

Ученик привёл аргумент, подтверж

дающий справедливость высказанно

го оценочного отношения.

Ученик высказал своё

впечатление от работы над

проектом.

Ученик назвал трудности, с которы

ми столкнулся при работе над

проектом.


Матрица проекта

название








этапы, их сроки

конечный продукт

действия

роли

необходимые материалы

источники информаций

привлечение добровольных помощников



в школе

вне школы































ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ОБУЧАТЬ ДЕТЕЙ ПРОЕКТНОЙ ИЛИ ЛЮБОЙ ДРУГОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НЕОБХОДИМО УМЕТЬ:


  • организовать деятельность,

  • создать необходимую
    мотивацию,

  • добиваться формирования
    необходимых умений и
    усвоения способов действий,

  • добиваться методологического уровня освоения содержания, коим является деятельность,

  • формировать рефлексивные умения,

формировать самооценку у учащихся

Учитель должен овладеть технологией проектирования и активно использовать ее в профессиональных и повседневных ситуациях.

Учитель должен освоить метод учебных проектов, проблемный метод для активного его использования в образовательной практике.

Учитель начальных классов должен понимать, что формирует не только общеучебные и проектные умения, но закладывает основу для компетентностной составляющей образования детей.