СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Самостоятельная работа студентов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему "Самостоятельная работа студентов" поможет в организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся на уроках русского языка и литературы. Главная цель организации самостоятельной работы - содействие оптимальному усвоению студентами учебного материала, развитие их познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Самостоятельная работа студентов"»

Тема: Формирование общих компетенций обучающихся через организацию самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы.

Инициатива и мыслительная активность обучающихся становятся неотъемлемой частью современного урока, а проблема выработки форм и методов обучения не только обеспечивающих прочные знания, но и воспитывающих самообразовательные навыки, является одной из актуальных проблем педагогики. Эту проблему можно решить путем усиления самостоятельной работы обучающихся во всех звеньях учебного процесса.

Под самостоятельной работой при изучении русского языка и литературы мной понимается такой вид мыслительной деятельности, который организуется и направляется преподавателем и в процессе которого обучающиеся могут наблюдать языковые явления, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, рассуждать, овладевают такими логическими операциями, которые необходимы для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью.


Воспитательную силу самостоятельной работы для формирования творческой личности отмечал Л.Н. Толстой: “Если ученик в школе не учится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать”.

Поэтому главная цель организации СР – содействие оптимальному ус­воению студентами учебного материала, развитие их познаватель­ной активности, готовности и потребности в самообразовании.


Исходя из поставленной цели, решаю следующие задачи, которые направлены и на формирование общих компетенций: 

- организовать работу с учебным материалом с целью развивать умение выделять главное, анализировать, рассуждать, обобщать, делать соответствующие выводы (ОК.2);

- формировать у студентов умение самостоятельно добывать знания через анализ учебной, научной, справочной литературы (ОК. 4);

- совершенствовать коммуникативные навыки (навыки письменного и устного общения) (ОК.5);
- развивать умение самостоятельно осуществлять контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (ОК.3);
- развивать умение выполнять СР как индивидуально, так и малыми (творческими) группами (ОК.6);

- формировать устойчивый интерес  к предмету (ОК.1);


Формирование общих компетенций осуществляется во всех видах самостоятельной работы

Аудиторная – выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию

Внеаудиторная – выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия


Более подробно остановлюсь на формах и видах организации самостоятельной работы студентов на уроках русского языка и литературы.


Формы организации самостоятельной   работы выбираю самые разные:
- парную;

- индивидуальную;
- групповую.


Парную работу можно использовать в трех видах:

  • Статическая пара, которая объединяет двух обучающихся, сидящих вместе, меняющихся ролями («учитель» - «ученик»); Часто использую словарные диктанты, упражнения с взаимопроверкой. Пишут, затем обмениваются в парах, проверяют, выставляют оценки. Критерии оценок и правильность выполнения задания записываю на доске либо на слайде.

  • Динамическая пара: четверо обучающихся готовят одно задание, но
    имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и
    самоконтроля студент обсуждает задание трижды (с каждым
    партнером), причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп, т.е. включать механизм адаптации к
    индивидуальным особенностям товарища;        

  • Вариационная пара, в которой каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с преподавателем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами.


Самостоятельная  работа используется мной практически на всех этапах урока:
- при целеполагании;
- при проверке домашнего задания;
- при изучении нового материала;
- при подготовке к усвоению новых знаний;
- при закреплении.


При целеполагании и проверке д/з (для мотивации изучения новой темы в разделе «Лексика и фразеология» проводится лексическая работа с пословицами, например, опровержение известной пословицы «Один в поле не воин». Одному человеку трудно выстоять, добиться чего-либо, победить в борьбе. Но так ли это? Николай Владимирович Сиротин, июля 1941 г., ст.сержант. в одиночку держал оборону, чтобы прикрывать отступление своего полка. За 2,5 часа уничтожил 11 танков, 7 бронемашин и 57 солдат и офицеров. Погиб в бою.

Дашратх Манджхи. В одиночку проложил дорогу через скалистую гору, используя ручной инструмент. У него ушло 22 года, с 1960 по 1982 гг., чтобы практически срыть гору и проделать в ней дорогу .

Значит, так говорится в оправдание чьего-либо бессилия, невозможности справиться с делом или как упрек в неумении действовать вместе, сообща.

Виды самостоятельной работы на уроках русского языка


Вид самостоятельной работы

Примеры заданий

Изучение теоретического курса (конспектирование,

реферирование, литературы,

аннотирование книг, статей)



1. Законспектируйте статью В.И. Беликова «Языковая норма: новые и старые трещины на русскоязычном пространстве» (в сборнике: Филологические записки.- Вып. 1 / Гл. ред. М.Л. Ремнева. – М., 2007. – С. 36-52).

2.Дополните материалы лекции по теме: «Глаголы, от которых не образуются деепричастия в современном

русском языке»

Источник: Глава «Деепричастие» в пособии Е.И. Литневской«Русский язык: краткий теоретический курс для школьников»

Дополнительно: Глава «Образование деепричастий» в пособии Н.С. Валгиной, Д.Э. Розенталя, М.И. Фоминой «Современный русский язык»

Разработка схем, таблиц, алгоритмов

Составьте схему с примерами к теме «Происхождение русской лексики»

Составить таблицу с примерами «Основные способы словообразования».

Подготовка сообщений, докладов, рефератов

Подготовьте сообщение по теме: «Особенности произношения иноязычных слов» Перед е в иноязычных словах произносятся твердо преимущественно зубные согласные [т], [д], [з], [с], и [н], [р]: отель, ателье, партер, метрополитен, интервью; модель, декольте, кодекс; шоссе, безе, морзе;

кашне, пенсне

«Детские новообразования»: баюльная песня, огонь и огонята, сухарики и кусарики

Составление глоссария

Заключается в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы

Составить глоссарий по разделу «Лексика и фразеология». Например,

Лексикология –

Лексика –

Лексема –

Синонимы – абсолютные, неполные, контекстуальные

Омонимы – омофоны, омографы, омоформы

Антонимы – однокорневые, разнокорневые

Паронимы –

Фразеологизмы –

Устаревшие слова – историзмы, архаизмы

Неологизмы –

Профессионализмы –

Диалектизмы –

Жаргонизмы -

Экзотизмы -

Варваризмы –

Окказионализмы -

Оксюморон –

Антитеза –

Аллитерация -

Составление графологической структуры

Составить графологическую структуру по теме

«Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля»

Решение лингвистических задач/тестов,

выполнение упражнений и контрольных работ


Акцентологический минимум: расставить ударение в словах, пользуясь подсказкой.

алкого''ль, балова''ть, бытие'' (не ё), газопрово''д, диспансе''р, догово''р, догово''ры, докуме''нт, досу''г, заброни''ровать (закрепить),

забронирова''ть (покрыть бронёй), избалова''ть,

избало''ванный, инструме''нт, инсу''льт, исче''рпать, катало''г, краси''вее, медикаме''нт, опе''ка (не ё), опломбиро''ванный, опто''вый, отзы''в (отозвание, отзы''в депутата),

о''тзыв (рецензия), премирова''ние,

премиро''ванный, ржаве''ть, ржа''веть,

рудни''к, свёкла, фено''мен, феноме''н, хода''тайствовать, хода''тайство, шофёр


Разработка методических материалов


Подберите не менее 5 занимательных заданий по разделу «Фонетика» для проведения викторины (олимпиады)

С какими проблемами темы «Предлог» связаны материалы «Внимание, предлоги!!!» из книги Е. В. Язовицкого «Говорите правильно»?

Творческие работы

  1. Написать эссе на тему «Любовь не выразить словами» по повести А.Куприна «Гранатовый браслет».

Тематика эссе должна быть актуальной, затрагивающей современные пробле­мы области изучения дисциплины. Студент должен раскрыть не только суть проблемы, привести различные точки зрения, но и выразить собственные взгляды на неё. Этот вид работы требует от студента умения чётко выражать мысли как в письменной форме, так и посредством логических рассуждений, ясно изла­гать свою точку зрения.

  1. Написать сочинение-миниатюру на тему: «Религиозные мотивы в лирике Лермонтова» ( на примере стихотворений «Мой демон» (1829г.), «Молитва» (Не обвиняй меня, всесильный…) (1829г.), «Я не для ангелов и рая…» (1831г.), «Ангел» (1831г.).)




Самостоятельная работа студента по литературе включает разные формы и виды деятельности:

  • работа с материалами лекций;

  • анализ художественных произведений, сказок, поэтических произведений, статей

  • написание рефератов, подготовка сообщений;

  • выполнение практических работ;

  • самостоятельное изучение отдельных тем курса;

  • конспектирование, углубленный анализ учебно-методической литературы

  • выполнение проектов, исследовательских работ

  • тестирование;

  • подготовка тематических докладов;

  • разработка компьютерных моделей (презентация);

  • разработка дидактических материалов:

например:

- подготовить проблемные вопросы для проведения дискуссии на тему «Может ли Демон обрести гармонию?» по поэме М.Ю.Лермонтова «Демон»,

- составить тест и эталон ответов к нему по пьесе М.Горького «На дне»,

- Составление вопросов интервью и беседы с писателем И.С.Тургеневым (Иван Сергеевич, какие воспоминания остались у Вас о детских, юношеских годах, о родителях, о доме, где вы воспитывались?, Кто оказал влияние на Ваше мировоззрение, с кем Вы были дружны? Где учились? Кто был Вашими друзьями?)

- Изготовить рекламный плакат, афишу или альбом с краткими текстами, рисунками по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».



  1. Заполнить сравнительно-сопоставительную таблицу «П.Кирсанов и Е.Базаров» по опорному плану:



П.П.Кирсанов

Е.Базаров

Жизненное кредо двух героев




Внешний вид




Об отношении к дворянству, аристократии и её принципам



О принципах нигилистов




О русском народе




Взгляды на искусство и природу




Любовь в жизни героев




  1. Сравнительный анализ стихотворного текста и произведения живописи

Объектом для сравнительного анализа предлагается фрагмент из поэмы «Полтава» (Тиха украинская ночь…) А.С. Пушкина и картина Архипа Куинджи «Ночь на Днепре».

Методические рекомендации преподавателям по организации самостоятельной работы студентов.

  1. Не перегружать обучающихся заданиями.

  2. В лекциях ставить вопросы для самостоятельной работы студентов, указывая на источник ответа в литературе.

  3. Давать опережающие задания для самостоятельного изучения фрагментов будущих тем занятий, лекций (в статьях, учебниках и др.).

  4. Давать студентам четкий и полный инструктаж, включающий:

    • цель задания;

    • условия выполнения;

    • объем;

    • сроки;

    • образец оформления.

  5. Осуществлять текущий контроль и учет.

  6. Оценивать, рецензировать работы, обобщать уровень усвоения навыков самостоятельной работы.

Говоря о значении самообразования в формировании про­фессиональной компетентности будущих специалистов, необхо­димо подчеркнуть, что никакое воздействие извне, никакие инст­рукции, наставления, приказы, убеждения, наказания не заменят и не сравнятся по эффективности с самостоятельной деятельно­стью. Можно с уверенностью утверждать, что какие бы квалифи­цированные преподаватели ни осуществляли образовательный процесс, основную работу, связанную с овладением знаниями, студенты должны проделать самостоятельно.


Развитие самостоятельности является важнейшим элементом учебной деятельности обучающихся, между тем, считаю, остаётся наиболее слабым местом в системе навыков учебного труда многих ребят. Поэтому главным является развитие у студентов потребности самообразования, критического отношения к результатам своей учебной деятельности.



























Образец графологической структуры

Графологическая структура по теме

«Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля»

выполнена Ф.И.О. студента, группа


























Основная задача научного стиля

предельно ясно и

точно донести до читателя сообщаемую информацию

Научный стиль



Стилевые черты:

-логичность изложения

-отвлеченность и обобщенность

-объективность











Лексика

Состав слова

Морфология

Синтаксис

Основной тип речи

- термин

-однозначность слова

-частая повторяемость ключевых слов

-отсутствие образных средств

- интернациональные корни. Приставки. Суффиксы

- суффиксы, передающие отвлеченные значения

- преобладание существительных

- частое использование абстрактных отглагольных существительных

- неупотребительность местоимений Я, ТЫ и глаголов 1-2 лица ед. числа

- неупотребительность восклицательных частиц и междометий

- прямой порядок слов

- широкое использование с/с «сущ. +сущ. в Р.п.»

- преобладание неопределенно-личных и безличных предложений

- редкое использование неполных предложений

- обилие сложных предложений

- частое употребление причастных и деепричастных оборотов

Рассуждение, описание










































Эффективен метод ретроальтернативы, используемый на уроках литературы. Учащимся предлагается выбрать поворотные пункты истории, откуда она могла бы пойти совершенно другим путем, и задаем вопрос: что произошло бы тогда с нашей страной, с литературой, какие темы звучали, какие проблемы поднимались? Такой подход










ПЕРЕЧЕНЬ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

В соответствии с ФГОС, перечень общих компетенций для профессий НПО включает в себя:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Для специальностей СПО:

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

  1. Урок-семинар.
    «Творческие индивидуальности «серебряного века»

ОК.2


Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем


– ребята самостоятельно обобщили материал о поэзии «серебряного века», проследили, как развиваются традиции поэтов в современной поэзии, выразили своё отношение к поэтам «серебряного века» и их творчеству.


ОК.3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Самостоятельность контроля и оценки выполненных работ


ОК.4


Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.


Подготовка сообщения о жизни и творчестве одного из поэтов «серебряного века», использование различных способов поиска информации (интернет-ресурсы, справочная литература, учебная литература и др.)


ОК.5


Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.


Создание презентации о жизни и творчестве одного из поэтов «серебряного века»


ОК.6


 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами


Ребята объединились в группы, каждая из которых работала над определённым литературным направлением.