СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Современные информационные технологии в иноязычном образовании" (из опыта обучению английского языка в средней школе)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация. В статье рассматривается положительное влияние дистанционных технологий обучения на формирование универсальных учебных действий, информационной, коммуникативной, личностной компетенции и творческого мышления учащихся в  иноязычном образовании. На основе личного опыта учитель раскрывает возможности использования дистанционных технологий обучения на уроках английского языка.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Современные информационные технологии в иноязычном образовании" (из опыта обучению английского языка в средней школе)»



Современные информационные технологии в иноязычном образовании (из опыта обучения английскому языку в средней школе)

Д.Ф. Халикова, учитель английского языка

МБОУ СОШ с. Субханкулово Туймазинского р-на РБ



Аннотация. В статье рассматривается положительное влияние дистанционных технологий обучения на формирование универсальных учебных действий, информационной, коммуникативной, личностной компетенции и творческого мышления учащихся в иноязычном образовании. На основе личного опыта учитель раскрывает возможности использования дистанционных технологий обучения на уроках английского языка.



Чему и как учить сегодня в школе? В чём цель сегодняшней нашей трудной работы?

Общество меняется на глазах, в современной России всё более востребованными становятся иностранные языки. Среди предпосылок к этому можно назвать: глобализацию интеграционных общественных процессов; доступ к опыту и знаниям в мире, к большому информационному богатству.

21 век можно назвать эпохой тотальной информатизации. Порой информационные потоки, подобно цунами, накрывают человека с головой, не каждому под силу справиться с обилием информации и воспользоваться своими находками, добиваясь чего-то в своей жизни.

В связи с этим главной целью в современном иноязычном образовании, как и в образовании в целом, является не только общекультурное, личностное, но и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как «умение учиться».

Не даром ещё педагоги древности говорили о том, что «ученика в процессе обучения всегда надо ставить в положение исследователя, который сам как бы открывает научные истины… пусть он не заучивает науку, а выдумывает её сам». (1) «Учитель должен приучить ребёнка к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственным усилием что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы…» (2)

Это действительно так, ибо, только обработав лично огромный объём информации, проанализировав причинно-следственные связи и систематизировав факты, на основе аналитической и синтетической деятельности и творческого мышления, учащиеся смогут прочно запомнить те или иные знания, а при необходимости воспользоваться ими в новой, незнакомой, нестандартной учебно-практической ситуации, а в дальнейшем и в решении жизненных задач.



Согласно принятому ещё в 1996 году правительственному документу «О концепции перехода Российской федерации к устойчивому развитию» (3) важнейшей задачей является «информатизация современного общества». Реализация этой задачи осуществляется на основе применения новых технологий, в том числе и в образовании.

Требования современной действительности подразумевают тот факт, что образование необходимо сделать максимально открытым и доступным через единую информационно-образовательную систему.

Именно поэтому в условиях модернизации российского образования в последнее время особенно бурно развивается дистанционное образование как средство оперативного взаимодействия между преподавателем и учеником, находящимся вне аудитории. При этом ученик самостоятельно исследует какую-либо проблему, а преподаватель лишь консультирует, корректирует, направляет или контролирует его.

Можно выделить следующие положительные черты дистанционного обучения:

  • Гибкость: учащиеся работают в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе.

  • Новая роль преподавателя: на него возлагаются такая функция, как координирование познавательного процесса.

  • Новая роль учащегося: от учащихся требуется большая самостоятельность, ответственность и организованность. Очень непросто бывает заставить себя организовывать регулярные самостоятельные занятия: подготовить учебное место, поставить учебную задачу, выполнить намеченное, самостоятельно разобраться с возникающими трудностями.

Таким образом, дистанционное обучение помогает учащимся достигать одну из главных образовательных целей - овладение такой ключевой компетенцией как «умение учиться», одновременно способствуя их общекультурному и личностному развитию, а также ставит учащихся в позицию исследователя, не лишая возможности каждого ребёнка развивать творческое мышление, что является неоспоримым преимуществом данного вида обучения в эпоху «информационного бума».

В рамках иноязычного образования уществует целый комплекс программно-методических средств обучения, основанных на современных Интернет-технологиях и методиках образования на базе компьютерных обучающих программ и тестирующих систем.

Обучая английскому языку, я пользуюсь следующими приёмами дистанционного обучения:

  • В случае, когда ученик отсутствовал на уроке или нуждается в повторном разъяснении материала, он может получить всю необходимую информацию в виде лекций, презентаций, видео – материалов и т.д. через Интернет или на flash-носителе. При этом ребёнок может не только дополнительно позаниматься по предмету, но и углубить свои знания.

Таким образом, формируется информационная компетенция.

  • Иногда индивидуальная и групповая работа на уроках плавно перетекает в домашние задания, тесты, самостоятельные работы, которые выполняются в сети Интернет. При этом любая работа может быть выполнена не с помощью компьютера, но переведена в результате в цифровой вариант и отправлена по электронной почте или выложена на сайте Дневник.ру. Такая деятельность сопровождается пояснениями и постоянной связью с учителем посредством форумов, чатов и т.д.

Благодаря подобной деятельности формируется коммуникативная компетенция.

  • Очень хорошо помогает в моей работе и создание на сайте Дневник.ру группы «Увлекательный английский», в которой мои учащиеся в любой момент могут найти любую интересующую нормативную информацию (критерии оценивания, памятки, ссылки на дополнительные источники информации, тренировочные материалы и т.д.)



  • Недавно меня заинтересовал такой метод дистанционной работы как веб-квест.



Веб-квест является особым видом проектирования ученического исследования на основе ресурсов Интернета., а точнее, это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. (4)

Суть веб-квеста такова: в результате специальным образом организованной веб-страницы и заданного маршрута педагог создаёт условия для эффективного использования учащимися найденной в сети информации. При этом веб-квест воспринимается учащимися как некое познавательное приключение.

Главными компонентами любого веб-квеста являются следующие:

  • Проблема, вызывающая желание её решить.

  • Поиск информации по проблеме осуществляется в Интернете по заранее подобранным педагогом ссылкам группами учащихся, каждая из которых имеет чётко определённую роль и вносит вклад в решение общей проблемы в соответствии со своей ролью.

  • Решение проблемы достигается путём ведения переговоров и достижения согласия всеми участниками исследовательского процесса.

Структуру любого веб-квеста образуют следующие компоненты: введение, задание, порядок работы, оценка, заключение, источники(использованные материала).

Высокую эффективность веб-квесты имеют при изучении тем, которые требуют от учащихся творчества и различных возможных решений одной проблемы.

Таким образом, веб-квест позволяет формировать:

-положительное эмоциональное отношение к процессу познания, повышать мотивацию обучения, качество усвоения знаний по изучаемому предмету;

- развивать творческий потенциал школьников;

- формировать универсальные учебные действия;

- организовывать учебно-исследовательскую деятельность в нетрадиционной форме;

- позволяет каждому участнику, несмотря на командную работу, выбирать для себя удобный индивидуальный темп и стиль;

- развивает информационную и коммуникативную компетенции;

-связывает решение исследовательской задачи с жизнью, окружающей социальной и физической действительностью.

Таким образом, метод веб-квеста как нельзя лучше обучает «умению учиться» и перерабатывать большие объёмы информации, что так необходимо в сегодняшней жизни.

Поэтому сегодня я ставлю перед собой важную цель: освоить технологию организации и проведения веб-квеста как одного из эффективных методов дистанционного обучения в иноязычном образовании.

В целом, тему использования информационных технологий на уроках английского языка нахожу требующей дальнейшего изучения и практического внедрения.



Список использованной литературы:

  1. Руссо Ж-Ж. Эмиль, или О воспитании./ Педагогическое наследие./ Сост. В.М.Кларин, А.Н, Джуринский.-М.: Педагогика, 1989

  2. Дистервег Ф.В. Руководство к образованию немецких учителей. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики./ Сост. А.И. Пискунов,-М.: Просвещение, 1971

  3. Гузенко И.Г. Системный подход к информатизации и компьютеризации гуманитарных дисциплин/ И.Г. Гузенко.// Вест. Воронеж. Гос. Университета. Сер. Проблемы высшего образования.-2010.- №2

  4. Комарова И. В./ Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС/ - СПб.: КАРО, 2015