ДЕЗАДАПТАЦИЯ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Авершина Надежда Сергеевна
Студентка ОБПОУ «Курский педагогический колледж»
г. Курск
Научный руководитель Белякова Ольга Юрьевна
Младшие школьники – это обучающиеся, период развития которых соответствует периоду обучения в 1-4 классах начальной школы. В современной возрастной психологии младший школьный возраст берет свое начало в 6-7 лет, а завершается в 10-11 лет[5].
В младшем школьном возрасте учитель занимается развитием познавательных процессов обучающихся[5]. Мышлению в младшем школьном возрасте принадлежит доминирующая функция. В процессе, который направлен на усвоение знаний обучающимися и именуемый - обучением, происходит переход от наглядно- образного мышления к словесно-логическому.
Восприятие в 1-2 классах является недостаточно дифференцированным, поэтому дети часто путают похожие по написанию буквы и цифры. К 4 классу восприятие усложняется, становится глубоким и организованным. Память младших школьников развивается в направлениях произвольности и осмысленности. Внимание- непроизвольное [2].
Поступление ребенка в школу способствует не только развитию познавательных процессов, но и зарождению условий для личностного роста. На личностное развитие обучающихся влияют познавательная, производственная, игровая деятельность и проблемно-ценностное общение[1]. Значимые взрослые принимают участие в формировании личности младшего школьника, их поддержка влияет на желание обучающегося принимать участие в дальнейшей трудовой деятельности[4].
Немалое значение имеет эмоциональная сфера. Младшие школьники в начальных классах эмоциональны, им присуща импульсивность, они не сдерживают и недостаточно контролируют свои чувства, откровенны в выражении радости, горя, страха и т.д. В период обучения в начальной школе к 3 классу нравственные, интеллектуальные, эстетические чувства становятся более осознанными, появляется сдержанность, ребенок может справиться с волнением, скрыть страх[2].
Противоречивость современной ситуации в стране приводит к резкому увеличению количества детей, испытывающих трудности в обучении[1]. С целью эффективного изучения школьной программы ученики обязаны владеть определенной степенью развития познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, речи. В случае недостаточного уровня развития этих процессов появляются трудности в обучении, снижающие у ребенка мотивацию и желание учиться.
Выделяется ряд особенностей детей, которые испытывают трудности в обучении: не имеющие отклонений в развитии; с низким уровнем школьной зрелости при поступлении в школу; медлительные дети; испытывающие трудности с осознанием социальной роли ученика; соматически ослабленные дети; имеющие проблемы со здоровьем; дезадаптированные дети[3].
Дезадаптация – одна из основных причин возникновения трудностей в обучении младших школьников. Изначально термин “адаптация” характеризовался как приспособление к окружающему миру и использовался в биологии. Сейчас же адаптация к школе – приспособление ребенка к учебному коллективу, нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе[2]. Период адаптации длится от от 4 до 7 недель, это зависит от различных факторов: индивидуальных особенностей, характера взаимоотношений ребёнка с окружающими, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школьной жизни, поддержки семьи[4].
У большинства школьников процесс адаптации к школе завершается к концу 1 четверти, однако встречаются ребята, у которых наблюдается отставание в усвоении школьной программы, повышенная тревожность, боязнь публичных выступлений, нарушенные взаимоотношения с одноклассниками, в этом случае речь идет о школьной дезадаптации.
По данным исследований, трудности в обучении испытывают от 17 до 45% учащихся начальных классов. С учетом такого масштаба данных, перед классным руководителем стоит задача - активизировать психодиагностическую деятельность и помочь школьникам, испытывающим затруднение в адаптации к образовательному учреждению. Чтобы определить причины возникновения трудностей, учитель применяет комплекс диагностических процедур – тестирования, анкетирования, анализ школьной документации, наблюдение[4].
Для проведения практического исследования объектом являлись обучающиеся 2 «А» класса в возрасте 7-9 лет. Исследование проводилось на базе МКОУ «Гончаровская СОШ» Суджанского района Курской области. Для ознакомления с успеваемостью детей проводилась беседа с классным руководителем 2 «А» класса – Татьяной Александровной Шкуратовой. Следом проводилась диагностическая работа с учащимися класса. Для проведения каждой методики было отведено определенное количество времени. Полученные результаты обрабатывались в количественном и качественном эквиваленте. При изучении особенностей учащихся был использован диагностический инструментарий:
1) анкета для определения школьной мотивации Н.Г. Лускановой.
2) проективный рисунок-тест Н.Г.Лускановой «Что мне нравится в школе?»
3) детский вариант шкалы явной тревожности (CMAS)[3].
Вследствие проведения методик были выявлены обучающиеся с высоким уровнем школьной дезадаптации и повышенным уровнем тревожности, в особенности с этими детьми проводилась коррекционно-развивающая работа. С детьми проводились внеурочные занятия и внеклассные мероприятия, направленные на развитие коммуникативных умений, формирование устойчивой мотивации, формирование навыков выражения своих чувств и переживаний. На уроках применялись дифференцированные карточки с разным уровнем сложности, упражнения на развитие познавательных процессов.
Отметки обучающихся до проведения коррекционно-развивающей работы.
п\п | Инициалы учащихся | Математика | Русский | Чтение |
1 | Айрапетян Э. | 3, 4, 3, 3 4 | 4, 4, 3, 3, 3 | 4, 3, 4, 4, 3 |
4 | Дугин Е. | 3, 4, 4, 4, 3 | 3, 4, 3, 4, 4 | 3, 4, 4, 4, 3 |
5 | Ладная А. | 3, 4, 4, 3, 3 | 4, 3, 4, 3,4 | 3, 3, 4, 4, 3 |
Отметки обучающихся после проведения с ними коррекционных занятий.
№ п\п | Инициалы учащихся | Математика | Русский | Чтение |
1. | Айрапетян Э. | 3, 4, 4, 4, 4 | 4, 4, 3, 4, 4 | 4, 5, 4, 4, 5 |
3. | Дугин Е. | 3, 4, 3, 4, 4 | 3, 4, 4, 4, 4 | 4, 4, 5, 4, 4 |
4. | Ладная А. | 3, 4, 4, 4, 5 | 4, 4, 5, 4, 4 | 5, 4, 4, 4, 5 |
По данным эксперимента, выписке отметок обучающихся до и после проведения коррекционной работы заметно, что участие детей во внеурочных занятиях, внеклассных мероприятиях, выполнение дифференцированных заданий на уроках имеют видимый эффект снижения уровня дезадаптации детей младшего школьного возраста. Вследствие положительных результатов после проведения данной работы можно сказать, что работу нужно продолжать, поэтому были разработаны и предложены рекомендации для родителей и классного руководителя по работе с детьми, имеющими школьную дезадаптацию. Использование и применение рекомендаций позволит увеличить у обучающихся уровень адаптации.
Список литературы:
1. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 36 с.[Электронный ресурс]
2. Джос, Ю. С. Исследование нейропсихологических и социальных факторов у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении и расстройствами поведения / Ю. С. Джос, И. С. Депутат, Н. Н. Рысина // Экология человека. 2011. – №7. – С. 38-47. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-neyropsihologicheskih-i-sotsialnyh-faktorov-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-trudnostyami-obucheniya-i/viewer
3. Овчинникова, Т. С. Вопрос выделения категории детей с минимальными нарушениями развития / Т. С. Овчинникова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2011. – №3. – Текст: печатный. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vopros-vydeleniya-kategorii-detey-s-minimalnymi-narusheniyami-razvitiya/viewer
4. Трудности в обучении (2-4 класс). – Текст: электронный // infourok.ru : [сайт] . – URL : https://infourok.ru/statya-po-metodike-na-temu-trudnosti-obucheniya-klass-2385085.html
5. Centrrechi.com: семейная клиника центр речи: сайт.- Зеленоград, 2020 - . - URL: https://centrrechi.com/novosti/kak-pomoch-mladshemu-shkolniku-s-trudnostyami-v-obuchenii /(дата обращения:30.01.2024).-Текст: электронный.