ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ ХИМИИ
Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда он играет. Ф. Шиллер
Каждый урок – это атом человеческой энергии, шаг к созреванию интеллекта, кирпичик в основании прекрасного здания, имя которому Развитие и Знание, без чего невозможен мыслящий и деятельный человек, который когда-то был обычным жизнерадостным и веселым ребенком, проводящим большую часть времени за игрой. Поскольку именно в игре дети познают окружающую действительность, учатся коммуникативным навыкам. Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. А.М. Макаренко писал: «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть».
Обратимся к словарю: «дидактическая игра» - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная и(или) интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Дидактические игры характеризуются наличием структуры, задач и определенных заданных правил, которые могут иметь обучающий, организационный и формирующий характер.
Применяя дидактические игры на уроках, учитель одновременно выступает и как руководитель, который направляет и обучает детей, и в то же время сам является активным участником процесса. При этом возникает ощущение добровольности, свободы выбора, соревнования, самоутверждение и самореализация, что само по себе мотивирует учащихся к процессу обучения.
Г.К. Селевко писал: «В структуру игры как деятельности личности входят следующие этапы: целеполагание; планирование; реализация цели; анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. В структуру игры как процесса входят: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средства реализации этих ролей; игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; реальные отношения между играющими; сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре».
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в таких ситуациях: - в качестве самостоятельных технологий; - как элементы более обширной технологии; - в качестве технологий урока; - как технология внеклассной работы (коллективные творческие дела).
Многолетний опыт преподавания химии подсказывает, что на начальном этапе обучения целесообразно использовать методы активного обучения: игры, занимательную дидактику, ролевые и сюжетные постановки. Это создает непринужденную обстановку на уроке и позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, их познавательную деятельность. Часто бывает, что при изучении сложного или объемного материала внимание учащихся рассеивается, они никак не могут сосредоточиться на уроке. Именно в таких случаях необходимо привлечь их внимание каким-либо интересным рассказом или игрой. Занимательная игровая дидактика, исторические сведения, курьезные случаи из жизни ученых-химиков помогают учителю разнообразить и оживить изложение сухого материала, вызвать интерес к теме и предмету в целом, активизировать ассоциативную память учащихся в процессе обучения.
Применяя дидактические игры, учитель формирует такие универсальные учебные действия, как умения анализировать различные варианты, систематизировать и классифицировать изученный материал; сравнивать и обобщать факты; излагать и аргументировать свою точку зрения; коммуникативные умения, при этом внимательно выслушивая сторонников и оппонентов. В процессе игры происходит личностное самоопределение и ценностно-смысловая ориентация учащихся, а также нравственно-этическое оценивание и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
При изучении химии крайне важно овладение терминами, т.к. они в научной практике имеют то же значение, что и слова языка, с которым связана мыслительная деятельность человека. Для запоминания и правильного употребления химических терминов можно использовать разнообразные игровые формы: составление кроссвордов и их разгадывание, химические диктанты, игра в слова, распознавание синонимов. Приведу примеры некоторых игр.
Термины-синонимы. Многие вещества имеют как номенклатурные, так и тривиальные названия. Выполнение заданий, в которых надо найти соответствие разных названий веществ, способствует более быстрому их запоминанию. Проведение в дальнейшем химического диктанта позволяет достигать высоких результатов в приобретении терминологических знаний. Например, составьте пары соответствующих названий веществ:
Гидрокарбонат натрия. А. Угарный газ.
Оксид углерода (IV). Б. Поваренная соль.
Хлорид натрия. В. Мел, известняк.
Оксид углерода (II). Г. Сода пищевая.
Подобные задания можно оформить в виде так называемых карточек быстрого ответа – изготовить карточку, желательно ее заламинировать и прикрепить к ней с лицевой стороны плотную прозрачную пленку, по которой ученик фломастером проведет стрелки предполагаемых ответов. След от фломастера легко стирается, и карточка готова к дальнейшему использованию.
Карточки быстрого ответа, описанные выше, подойдут и для следующих дидактических игр:
Восстанови пропущенное. В клетках игрового поля записаны знаки химических элементов, некоторые из них отсутствуют. По заданным критериям определить отсутствующие элементы.
Продолжи ряд. Заданы несколько членов ряда. Нужно обнаружить закономерность чередования объектов и продолжить ряд.
Убери лишнее. В предложенных рядах присутствуют «лишние» формулы. Согласно задания вычеркнуть их.
«Заполни поле». Игровые карточки-задания представлены в виде таблиц, имеющих верхнее и нижнее поля, при этом верхнее поле заполнено может быть формулами (или реагентами реакций), а нижнее поле должен заполнить ученик соответствующими названиями (или продуктами реакций).
«Крестики-нолики» . Также карточки-задания представлены в виде заполненных табличек (соли, кислоты, основания). Ученик должен вычеркнуть правильный ряд.
Соответствие движению. Эта игра используется, чтобы внести в процесс обучения оживление и разрядку, которая способствует непринужденному запоминанию формул, названий, терминов, также можно использовать в качестве физминутки. Преподаватель с учениками устанавливают определенные правила. Например, называя кислоту, ученики должны поднять правую руку, а основание – левую, соль – хлопнуть в ладоши, кислотный оксид – повернуть голову вправо, а основный оксид – влево и т.д. Игра проходит весело и оживленно, учащиеся быстро запоминают необходимые химические соединения, учатся воспринимать информацию на слух.
Кто больше вспомнит слов. Игра способствует активизации реминисценций, повторению и запоминанию химических терминов. Она ориентирована на быстроту реакции (время ограничено до 5-7 мин). Пример: выбирают короткое слово («азот»), каждую букву этого слова пишут в отдельный столбик таблицы, учащиеся вспоминают и записывают химические термины, начинающиеся на данные буквы. Выигрывает тот, кто напишет больше химических терминов.
Логические цепи, Учитель задает начало фразы: «Хлор – неметалл». Первый ученик повторяет ее и придумывает продолжение со словами «потому что», «следовательно», «поэтому». Затем все сказанное повторяет и продолжает следующий ученик. Тот, кто не смог продолжить цепочку, выбывает из игры. Далее учитель предлагает новую фразу.
Парадокс. Игра учит детей на слух воспринимать названия веществ и быстро ориентироваться в возможности их взаимодействия. Учитель или играющие команды задают вопросы по определенной теме. Вопросы должны быть продуманы заранее, они могут быть каверзными, тавтологическими или просто шуточными. Например: Что произойдет, если растворить хлорид натрия в соленой воде? (Ничего. Это одно и то же вещество).
«Толстые» и «тонкие» вопросы. Изначально учитель объясняет суть игры – учит, как составлять «тонкие» и «толстые» вопросы, опираясь на текст учебника (возможно, при объяснении нового материала) и объясняет, какие на них должны звучать ответы. «Толстый» вопрос подразумевает развернутый ответ, а «тонкий» - односложный. Также эту игру можно применять и на других этапах урока.
Концептуальная таблица. Особенна полезна, когда предполагается сравнение трех и более объектов или несколько вопросов. Например, при обобщении материала по классам углеводородов предлагается таблица:
| Объект сравнения | Оксиды | Кислоты | Основания |
| | | | |
Сводная таблица «Что? Где? Когда?» позволяет организовать изучение предпосылок возникновения ведущих теорий химии – периодического закона Д.И. Менделеева и теории строения химических соединений А.М. Бутлерова, пользуясь учебником или лекцией.
Также учащимся очень нравятся такие дидактические игры, как блеф-игра «Верите ли вы, что…», «Верю – не верю» («Да-нет»), «Сходства и отличия», кроссворды, загадки, ребусы, игра с кубиком «Грани», на каждой грани которого дано определенное задание.
В настоящее время одним из важных этапов современного урока выделяют этап рефлексии, который иллюстрирует обратную связь «Ученик – учитель». Здесь возможно использование таких игровых форм, как стихотворные – написание синквейна, диаманты, кластера, лимерика…; рисунок; составление рекламного объявления, текста телеграммы; вопросы для интервью.
Игра – это один из методов обучения, ее не следует как переоценивать, так и недооценивать. Она должна органически включаться в учебный процесс по предмету в тесной связи с другими видами учебной работы. Поэтому основная задача, стоящая перед преподавателем химии, заключается прежде всего в том, чтобы на качественно новом уровне проводить учебно-воспитательный процесс и совершенствовать формы организации УВП. Необходимо четко понимать, что ученик – не объект, а субъект обучения согласно ФГОС 2-го поколения. Он должен быть активным соучастником учебного процесса. Ребенок может усвоить информацию только через собственную деятельность при высокой мотивации предметом.
Развитие игровых технологий является перспективным направлением в методике проведения уроков химии.
Список литературы:
Габрусевич С.А., Зорин Г.А. От деловой игры к профессиональному
творчеству. – Учебно-методическое пособие. – Минск: «Университетское», 1989 г.
Гин А.А. Приемы педагогической техники : Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя. 2-е издание, - Москва, Вита-Пресс, 2000 г.
Занько С.Ф. и др. Игра и учение. – Москва, 2000 г.
Кларин М.В. Педагогическая технология. – Москва, 1989 г.
Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и раз-
витии. – Москва: РПА, 1996 г.
Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. – Москва: Народное образование, 1996 г.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии : Учебное пособие. – Москва: Народное образование, 1998 г.
Интернет-ресурсы: https//ru.wikipedia.ord/wiki .