Статья «Экология и дети»
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
В. Берестов
Экология – это то, что окружает каждого из нас. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить её. Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его.
Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда. Одна из главнейших задач человечества - рационально использовать природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы.
Минприроды России опубликовало на общественное обсуждение проект постановления, прописывающего правила размещения и обновления различными органами власти информации о состоянии окружающей среды. Такие правила должны быть утверждены Правительством, это предусмотрено недавно принятым федеральным законом об экологической информации (от 09.03.2021г. № 39-ФЗ).
Больше всего в изменяющихся условиях среды страдают дети. Их хрупкий организм чувствителен к загрязнению воздуха, воды и низкому качеству продуктов. Сложившаяся в настоящее время экологическая обстановка, во многом зависит от недостаточного экологического образования. Именно невежество в области экологии породило потребительское отношение к природе.
Поэтому важной задачей на сегодняшний день является воспитание экологически образованных граждан. А просвещать детей в сфере экологии, нужно начинать как можно раньше.
Сохранение природной среды связано с экологическим воспитанием человека, обладающего потребностью гуманно относиться к природе.
Экологическое воспитание - это направление педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой.
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания детей. Как же воспитать в детях бережное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относится впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти, как говорил В. А. Сухомлинский «в жизнь другого живого существа изнутри»
В школьном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил русский писатель М.М.Пришвин. Красоты родной природы рождает патриотизм, любовь к Родине, привязанность к тому месту, где ты живёшь.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Человек, хоть будь он трижды гением,
Остается мыслящим растением.
С ним в родстве деревья и трава,
Не стыдитесь этого родства.
Вам даны от вашего рожденья
Сила, стойкость, жизненность растения! С. Маршак
Началом экологического воспитания является некоторые правила с детства (нельзя рвать цветы, нельзя ходить по газонам, нельзя обижать животных). Детей надо приучать не оставаться равнодушным к сломанной ветки. Во время бесед или прогулок в природу детям надо объяснять, что заботясь о природе нашего родного края, мы в дальнейшем заботимся об экологии и о нашей Земле в целом. Ведь школьное детство – это начальный этап формирование личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Школьники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача — сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.
Дети – существа нежные, но могут быть и очень жестокими. Это происходит не из-за желания быть таким, но от непонимания последствий. Чаще всего ребенок, ломающий цветы на клумбе, оставляющий мусор, просто не знает, к чему это приводит; для него подобные действия – просто развлечение, не отличающееся от прочих. Каждый ребенок по своей природе исследователь. Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им, открывать как можно больше тайн живой и неживой природы. Экологическое воспитание младших дошкольников направлено на развитие у детей понимания ценности каждого живого существа, его индивидуальности.
В школе проводится большая работа по экологическому воспитанию детей. Имеется: природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания. Экологические знания включаются во все занятия и другие виды детской деятельности. В целом занятия по экологии проводятся в двух направлениях: эстетическое и рационалистическое воспитание. На занятиях дети получают знания о ценности воды в природе, о взаимодействии живых организмов, о животных и растениях других материков, о человеке, как части природы. Учатся моделировать, выделяя самые главные существенные признаки.
Знакомим детей с растениями, научим любить и ценить их. И наша задача, как педагогов детских учреждений, на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Формы и методы работы с детьми использую самые разнообразные: это наблюдения, рассматривание картин, занятия, беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты и задачи, видео и аудиозаписи. По мере возможности, в зависимости от темы, в занятия включаю коррекционные упражнения, упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения: “Цветок”, “Медвежата выздоровели”, “Северный полюс” и др. Используя разные типы занятий в своей работе по экологическому воспитанию, я отдаю приоритет углубленно-познавательным и обобщающим занятиям, которые направлены на выявление причинных связей в природе, на формирование обобщенных представлений.
Ребенок может осознать, что заботиться о сохранении окружающей среды - это основополагающий принцип жизни, только на примере взрослых. Ведь все мы хотим жить красиво, есть здоровые продукты, дышать свежим воздухом, пить чистую воду! И то, насколько это возможно, зависит именно от нас - здесь и сейчас. А главное, все мы хотим лучшей жизни не только для себя, но и для наших детей.
Нужно осознать, что каждое наше действие так или иначе влияет на весь мир. Когда мы берем вещь - любую - в руки, нужно понимать, откуда она «пришла», то есть сколько потребовалось ресурсов на ее изготовление, и сколько еще потребуется для ее утилизации. Наша планета - это не аттракцион невиданной щедрости, и уж тем более не бездонная пропасть. На Земле все гармонично существовало задолго до человечества, и хотелось, чтобы мы не оказались последней страницей этой книги.
Проблемы экологии в последние несколько лет являются основными проблемами населения Земли, при чем они касаются всех без исключения: и рядового гражданина и высокопоставленного чиновника. Активная техногенная деятельность и халатное отношение к природе, постоянные аварии, создали среду, опасную для жизни.
Главной задачей педагогов в этом случае является формирование осознанного отношения к окружающей природной среде, к людям, занимающимся охраной природы и к людям, создающим на основе природных богатств духовные ценности. Кроме того, экологическое воспитание формирует осознание себя частью живой природы, понимание значимости жизни и зависимость ее от окружающей среды.
Родители всегда должны помнить о том, что их задача заинтересовать ребенка! Именно заинтересовать, а не заставить. Увлечь, чтобы ребенок мог самостоятельно развиваться в заданном направлении. Для этого родители должны обладать авторитетным мнением в глазах ребенка и иметь достаточное количество знаний. Не многие взрослые являются специалистами во всех отраслях одновременно, поэтому можно сводить ребенка на специальные занятия с эко направленностью, где всей семье расскажут о том, как важно беречь окружающую среду.
В масштабах мировой науки постоянно ведутся разработки, направленные на оптимизацию различных процессов, для снижения рисков развития экологических проблем и предупреждения возникновения катастроф. Экоконтроль работает в сетевых продуктовых магазинах, чтобы не допустить попадания на столы некачественных продуктов.
Но каждому человеку следует помнить, что и он является важным звеном системы, так или иначе влияющей на чистоту и здоровье нашего «дома», нашей планеты. От того, как живет, как думает, как действует каждый человек, тоже зависит очень многое. Поэтому стоит уделить внимание этой науке хотя бы на уровне общего ознакомления с её основными понятиями и проблемами.
2017 год в России объявлен годом экологии. Президент России В.В. Путин в своем указе в качестве цели проведения экологических мероприятий поставил следующее: «привлечение внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности постановляю» [4]. В экологическом воспитании детей использую показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью, многогранной практической работой по охране природы. В своей работе стараюсь помочь детям, осознать значение природы, как универсальной ценности (познавательной, эстетической, практической), понять красоту, саму ценность живого существа.