СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формирование читательских интересов младшего школьника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье поднимается проблема читательских интересов младших школьников, а также раскрываются пути повышения качества чтения.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование читательских интересов младшего школьника"»

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Назарова Ирина Владимировна,

учитель начальных классов МОАУ СОШ №7

городского округа г.Нефтекамск

Республики Башкортостан


Актуальность: обусловлена тем, что книги и чтение всегда рассматривались в обществе как важнейшие источники эмоционального обогащения, духовного развития человека, пополнения словарного запаса, также в качестве помощников правильно излагать свои мысли. Вопросы о роли чтения в формировании личности, о путях повышения интереса к чтению освещались видными методистами и учёными. Ежегодно исследования в области чтения проводят различные научно-исследовательские институты, вузы, центральные библиотеки. Серьёзное внимание развитию и воспитанию читательских интересов школьников уделяется в ФГОС.

Цель проекта: создание условий, способствующих воспитанию сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с текстом, книгой.

Задачи:

  1. изучить специфику читательских интересов младших школьников;

изучить педагогическую литературу по теме проекта

  1. определить условия, способствующие формированию читательского

интереса у младших школьников;

  1. определить оптимальные формы, методы и приёмы работы,

способствующие формированию читательских интересов младших школьников

разработать и апробировать программу формирования читательского интереса младших школьников;

  1. разработать педагогические рекомендации для учителей начальных

классов по формированию читательских интересов у младших школьников.

Гипотеза состоит в предположении, что читательские интересы будут сформированы, при соблюдении следующих условий, если:

- проводить целенаправленную работу по формированию читательских интересов школьников, применять в образовательном процессе разнообразные виды работы по формированию смыслового компонента навыка чтения;

- работу по формированию читательских интересов осуществлять как на уроках, так и во внеурочной деятельности; работу по формированию читательских интересов проводить совместно с семьёй, библиотекарем, психологом и другими участниками образовательного процесса.

Далее во введении отражены ожидаемые результаты, основные методы работы, выделены критерии, выдвинуты противоречия.

Реализация проекта: изучить психолого-педагогические предпосылки формирования читательских интересов младших школьников и мотивы, побуждающие обучающихся к совершенствованию своей читательской деятельности;

- активно использовать на различных уроках задания, упражнения, дидактические игры, способствующие формированию читательских интересов детей;

- вести работу по формированию читательских интересов школьников в тесном сотрудничестве с родителями (законными представителями) обучающихся, библиотекарями школы и города, учителями русского языка и литературы;

Работа над проектом состоит из трёх этапов.

На первом этапе определены цели, задачи, сроки и план реализации проекта;

- проведение конкурса на лучший читательский дневник среди обучающихся;

- проведение родительского собрания «Ребёнок и книга»;

- проведение анкетирования обучающихся и их родителей.

По итогам проделанной работы сделан вывод, что у большинства обучающихся: нет устойчивого интереса к чтению книг, слабо развит читательский кругозор, мнение родителей зачастую не совпадает с мнением детей.

На втором, основном этапе, запланирована:

- защита читательских дневников, проведение олимпиад, литературных конкурсов, экскурсии в библиотеки, классные часы, литературные вечера, библиотечные уроки, проекты и мини-проекты на уроках и во внеурочной деятельности.

- анкетирование обучающихся и родителей, диагностика и мониторинг сформированности читательских интересов.

На заключительном этапе планируется подведение итогов:

- проведение праздника и презентация проекта «Книга, папа, мама, я – мы теперь одна семья», с привлечением родителей, библиотекаря школы;

- диагностика и мониторинг обучающихся и их родителей.

Работа над проектом дала положительные результаты:

  1. обучающиеся класса принимают активное участие в различных олимпиадах и литературно-творческих конкурсах: в 2015 году во Всероссийском конкурсе «ЭМУ-эрудит» по литературному чтению приняли участие 17,2% обучающихся, а в 2017 году уже 49,5 %. В 2016 году – Харипова Александра стала призёром муниципального конкурса «Пою мою Республику»; в 2017 году Мугинова Сабина заняла 1 место во Всероссийском литературно-творческом конкурсе «Золотое перо»; уже на протяжении ряда лет по данным школьного библиотекаря класс является самым активным читателем библиотеки;

  2. родители обучающихся принимают активное участие во внеклассных мероприятиях «Папа, мама, я – читающая семья», «Литературные вечера».

  3. обучающиеся класса активно ведут читательские дневники; брошюру «Мои любимые книжки» используют во всех начальных классах школы.

Список литературы.

1. Джежелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. // Начальная школа. – 1989 г. - №1. – с. 33 –38.

2. Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2 – с.61

3. Кушнир А.М. Как приобщить детей к чтению / А.М.Кушнир // Начальная школа.- 2007. - №5. – С.71-73.