СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формы работы с одарёнными детьми"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается о том, какие формы и методы можно применить, работая  с одарёнными детьми. 

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формы работы с одарёнными детьми"»

«Формы и методы работы с одарёнными детьми»

Что такое одарённость?

Кто бы смог нам рассказать?

Все великие умы ответ не могут дать!

Может это лишь талант, данный нам от Бога?

И его-то нужно развивать долго-долго…

А может это интерес к определённому предмету?

Точного ответа не было и нету!

Главное, успеть понять, к чему стремиться ум ребячий!

Вот в этом - наша важная задача!

Одарен каким-либо талантом, способностями каждый, каждый многогранен от природы, нужно лишь помочь ребенку развить эти способности, раскрыть эти качества, заложенные в нем, «отшлифовать грани». Следует лишь создать условия для развития творческих способностей каждого учащегося, их совершенствования в условиях школьного образовательного процесса. Одаренные дети - это «звездочки» на школьном небосклоне. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Одарённые дети характеризуются внутренней мотивацией. Они легко прослеживают причинно-следственные связи и делают соответствующие выводы, увлекаясь выдвижением альтернативных точек зрения. Наделены ярким воображением, изобретательностью, сохраняют в жизни и учёбе элемент игры, творчески подходят к любому делу. С удовольствием воспринимают сложные задания, и терпеть не могут готового ответа. На мой взгляд, в учебном процессе развитие одаренности ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Ведь главной задачей современной школы и является подготовка самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан, создание условий для развития интеллектуальной, активной, разносторонней, творческой личности учащихся. Безусловно, одарённые дети нуждаются в особом внимании и руководстве, в специальном обучении. Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. Многие утверждают, что все эти качества и способности даются человеку от рождения. Но это далеко не так: способности развиваются в деятельности. Здесь не лишним будет вспомнить слова В.А.Сухомлинского: «Ученик умственно воспитывается лишь тогда, когда по отношению к знаниям он занимает не пассивную, а деятельную позицию. Только при этом условии учение, познание доставляет ему глубокие чувства радости, удовлетворенности, взволнованности, эмоциональной приподнятости». Я уверена, что педагог должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми. Первоначальная задача учителя состоит в том, чтобы своевременно выявить одаренность, вызвать и увидеть в ребенке желание творить, искать, трудиться над непознанным для него явлением. Нужно так построить работу на уроке, чтобы она была направлена на максимальное развитие способных (одарённых) детей. Основное направление в работе с одаренными детьми по русскому языку и литературе состоит не только в том, чтобы сохранить высокий уровень развития ребенка, но и дать возможность раскрыть свои способности в дальнейшем и не ограничивать эти способности определенными рамками.

Условно можно выделить три категории одарённых детей:

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).

3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Можно выделить следующие методы обучения, помогающие в работе с одарёнными детьми:

  • проблемные

  • поисковые

  • исследовательские

  • проектные

  • мозговой штурм

  • групповая дискуссия

  • кооперативное обучение

  • метод трансформации

Формы работы с одарёнными детьми:

  • Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника. Например, ученикам предлагается в пословицах изменить лицо глагола. Сильные учащиеся должны выполнить указанное задание на материале пословиц, которые они должны подобрать самостоятельно.

  • Задания, разно уровневого характера.

  • Задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания. Такая форма работы позволяет рассматривать те или иные лингвистические явления не однолинейно, а под разными углами зрения, находить варианты решения одной и той же проблемы. Например: Сколько вариантов группировки слов можете предложить? Укажите, что лежит в основе группировки.

(Сторож, мышь, течь, молодёжь, с пастбищ, река Сож, город Керчь, из училищ, дочь, без калош).

  • Задания на сравнение, сопоставление явлений. Например, в упражнении предлагается поставить глаголы в форме настоящего времени. Для сильных учеников задание усложняется: определить вид глагола и установить, какая закономерность наблюдается при сопоставлении времени и вида глагола.

  • Задания исследовательского характера. Это находит отражение, например, в реферативных работах учащихся.

  • Задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания учащимся знаний. Цель таких занятий - будить детскую любознательность, пробуждать желание заглянуть за рамки учебника, формировать активное отношение к процессу познания.

  • Творческие задания (презентации по определённой теме, интересные вопросы, кроссворды, ребусы, четверостишия и т.п.).

  • Интересен используемый в школьной практике прием Э. Де Боно, который передается тремя словами: "плюс, минус, интересно". Смысл его заключается в том, что детям предлагается на рассмотрение любая проблема, но непременно неожиданная:

Что случится, если все люди будут одеваться в одинаковую желтую одежду?

Как сложилась бы судьба Онегина, если бы он женился на Татьяне?

При решении проблемы дети должны выделить все возможные достоинства ("плюсы"), недостатки ("минусы") и то, что трудно соотнести с "плюсом" и "минусом" (категория "интересно").



На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Конечно, рамки урока не дают возможность полностью раскрыться одарённым детям, поэтому я максимально использую внеклассную, внеурочную работу по предмету, индивидуальные занятия, которые дают огромные возможности для того, чтобы заинтересовать детей своим предметом, сделать его любимым.

В заключении хочется сказать о том, что каждый человек индивидуален, каждый ученик – раскрытая книга с ненаписанными страницами, и напишется на них то, что предложит жизнь! Задача педагога: увидеть лучшее в ученике, увидеть то, что сокрыто за ошибками в словах, за неровным почерком и неумелыми высказываниями, то, что заложила в него природа, великое, неповторимое, его, личное! Я считаю, что данная тема неисчерпаема, можно много говорить о формах и методах работы с одарёнными детьми. И у каждого учителя они свои, наработанные годами, подходящие для конкретных детей. Нужно только помнить о том, что работа с одаренными детьми ставит перед учителем задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления его индивидуальности. Учитель, развивая творческий потенциал школьников, тем самым развивает и свои творческие способности, находит всё новые формы работы, которые расширяют интеллектуальные возможности его учеников.

Когда-то Сократ сказал: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться». Я думаю, что это высказывание должно стать девизом любого учителя.