«Формы и методы работы с одарёнными детьми»
Что такое одарённость?
Кто бы смог нам рассказать?
Все великие умы ответ не могут дать!
Может это лишь талант, данный нам от Бога?
И его-то нужно развивать долго-долго…
А может это интерес к определённому предмету?
Точного ответа не было и нету!
Главное, успеть понять, к чему стремиться ум ребячий!
Вот в этом - наша важная задача!
Одарен каким-либо талантом, способностями каждый, каждый многогранен от природы, нужно лишь помочь ребенку развить эти способности, раскрыть эти качества, заложенные в нем, «отшлифовать грани». Следует лишь создать условия для развития творческих способностей каждого учащегося, их совершенствования в условиях школьного образовательного процесса. Одаренные дети - это «звездочки» на школьном небосклоне. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Одарённые дети характеризуются внутренней мотивацией. Они легко прослеживают причинно-следственные связи и делают соответствующие выводы, увлекаясь выдвижением альтернативных точек зрения. Наделены ярким воображением, изобретательностью, сохраняют в жизни и учёбе элемент игры, творчески подходят к любому делу. С удовольствием воспринимают сложные задания, и терпеть не могут готового ответа. На мой взгляд, в учебном процессе развитие одаренности ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Ведь главной задачей современной школы и является подготовка самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан, создание условий для развития интеллектуальной, активной, разносторонней, творческой личности учащихся. Безусловно, одарённые дети нуждаются в особом внимании и руководстве, в специальном обучении. Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. Многие утверждают, что все эти качества и способности даются человеку от рождения. Но это далеко не так: способности развиваются в деятельности. Здесь не лишним будет вспомнить слова В.А.Сухомлинского: «Ученик умственно воспитывается лишь тогда, когда по отношению к знаниям он занимает не пассивную, а деятельную позицию. Только при этом условии учение, познание доставляет ему глубокие чувства радости, удовлетворенности, взволнованности, эмоциональной приподнятости». Я уверена, что педагог должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми. Первоначальная задача учителя состоит в том, чтобы своевременно выявить одаренность, вызвать и увидеть в ребенке желание творить, искать, трудиться над непознанным для него явлением. Нужно так построить работу на уроке, чтобы она была направлена на максимальное развитие способных (одарённых) детей. Основное направление в работе с одаренными детьми по русскому языку и литературе состоит не только в том, чтобы сохранить высокий уровень развития ребенка, но и дать возможность раскрыть свои способности в дальнейшем и не ограничивать эти способности определенными рамками.
Условно можно выделить три категории одарённых детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Можно выделить следующие методы обучения, помогающие в работе с одарёнными детьми:
проблемные
поисковые
исследовательские
проектные
мозговой штурм
групповая дискуссия
кооперативное обучение
метод трансформации
Формы работы с одарёнными детьми:
Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника. Например, ученикам предлагается в пословицах изменить лицо глагола. Сильные учащиеся должны выполнить указанное задание на материале пословиц, которые они должны подобрать самостоятельно.
Задания, разно уровневого характера.
Задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания. Такая форма работы позволяет рассматривать те или иные лингвистические явления не однолинейно, а под разными углами зрения, находить варианты решения одной и той же проблемы. Например: Сколько вариантов группировки слов можете предложить? Укажите, что лежит в основе группировки.
(Сторож, мышь, течь, молодёжь, с пастбищ, река Сож, город Керчь, из училищ, дочь, без калош).
Задания на сравнение, сопоставление явлений. Например, в упражнении предлагается поставить глаголы в форме настоящего времени. Для сильных учеников задание усложняется: определить вид глагола и установить, какая закономерность наблюдается при сопоставлении времени и вида глагола.
Задания исследовательского характера. Это находит отражение, например, в реферативных работах учащихся.
Задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания учащимся знаний. Цель таких занятий - будить детскую любознательность, пробуждать желание заглянуть за рамки учебника, формировать активное отношение к процессу познания.
Творческие задания (презентации по определённой теме, интересные вопросы, кроссворды, ребусы, четверостишия и т.п.).
Интересен используемый в школьной практике прием Э. Де Боно, который передается тремя словами: "плюс, минус, интересно". Смысл его заключается в том, что детям предлагается на рассмотрение любая проблема, но непременно неожиданная:
Что случится, если все люди будут одеваться в одинаковую желтую одежду?
Как сложилась бы судьба Онегина, если бы он женился на Татьяне?
При решении проблемы дети должны выделить все возможные достоинства ("плюсы"), недостатки ("минусы") и то, что трудно соотнести с "плюсом" и "минусом" (категория "интересно").
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Конечно, рамки урока не дают возможность полностью раскрыться одарённым детям, поэтому я максимально использую внеклассную, внеурочную работу по предмету, индивидуальные занятия, которые дают огромные возможности для того, чтобы заинтересовать детей своим предметом, сделать его любимым.
В заключении хочется сказать о том, что каждый человек индивидуален, каждый ученик – раскрытая книга с ненаписанными страницами, и напишется на них то, что предложит жизнь! Задача педагога: увидеть лучшее в ученике, увидеть то, что сокрыто за ошибками в словах, за неровным почерком и неумелыми высказываниями, то, что заложила в него природа, великое, неповторимое, его, личное! Я считаю, что данная тема неисчерпаема, можно много говорить о формах и методах работы с одарёнными детьми. И у каждого учителя они свои, наработанные годами, подходящие для конкретных детей. Нужно только помнить о том, что работа с одаренными детьми ставит перед учителем задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления его индивидуальности. Учитель, развивая творческий потенциал школьников, тем самым развивает и свои творческие способности, находит всё новые формы работы, которые расширяют интеллектуальные возможности его учеников.
Когда-то Сократ сказал: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться». Я думаю, что это высказывание должно стать девизом любого учителя.