Выступление на школьном методическом объединении
«Использование технологии проблемного обучения в начальной школе»
Учитель: Никитина Людмила Николаевна
Моя тема по самообразованию «Проблемное обучение как средство повышения продуктивности урока»
Цель:
использовать технологию проблемного обучения в условиях современной общеобразовательной школы для повышения продуктивности урока.
Технология проблемного обучения относится к активным методам обучения (А. М. Матюшкин, М, И. Махмутов, И. Я. Лернер и др
Достоинства проблемного обучения:
-учит думать логично, научно, творчески;
-учит самостоятельному творческому поиску знаний;
-учит преодолевать встречающиеся затруднения;
-делает учебный материал более доказательным;
-делает усвоение учебного материала более основательным и прочным;
-способствует превращению знаний в убеждения;
-вызывает положительное эмоциональное отношение к учению;
-формирует и развивает познавательные интересы;
-формирует творческую личность.
Эта технология помогает мне реализовать дидактические принципы: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, осознание школьниками процесса обучения. Применяю ее на уроках ознакомления с новым материалом
Психическое развитие человека, особенно интеллектуальное осуществляется только в условиях преодоления «препятствий», интеллектуальных трудностей, при возникновении потребности в новых знаниях. Эти условия связаны с понятием «проблемная ситуация». С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что «начало мышления- в проблемной ситуации».
Проблемное обучение- это обучение, обеспечивающее творческое усвоение знаний, а продуктивный урок-это творческий урок. Процесс творчества начинается с возникновения проблемной ситуации, то есть со столкновением с противоречием. При этом ученик испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое и заставляет его осознать противоречие и формулировать вопрос.
На втором этапе разворачивается поиск решения- выдвигаются разные гипотезы, но только одна из них превращается в решение, то есть открыто новое знание.
На третьем этапе предстоит выразить новое знание научным языком в принятой форме.
Как же я строю урок, чтобы ребенок стал исследователем на уроке.
А. Энштейн писал: «Формулирование проблемы часто более существенно, чем ее разрешение»Поэтому важно для меня научить ребенка ставить проблему.
Учебную проблему ставлю классическим путем через создание поблемных ситуаций. От которых разворачивается диалог, побуждающий учеников к осознанию противоречия и формулированию вопроса для исследования. Проблемная ситуация действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик, если дети недоуменно смотрят на учителя.
Далее идет поиск решения учебной проблемы, завершающийся открытием (пониманием) нового знания .Путь поиска решения лежит через выдвижение и проверку гипотез. В ходе обсуждения выдвигаемые гипотезы фиксирую на доске, отреагировав на них нейтрально, затем начинаем их проверку.. И только когда новое знание открыто, хвалю ученика, высказавшего верную гипотезу.
Следующий этап- творческое воспроизведение знаний. Он выполняет двоякую функцию. У детей развивается речь, формируется умение передавать мысль словами. С другой стороны за счет проговаривания углубляется понимание.Но творческим это воспроизведение будет тогда, когда ребенок сам и по-своему выразит полученное на уроке знание. Для этого даю продуктивные задания: сформулируйте тему урока, придумайте вопросы по сегодняшней теме,.; второй тип продуктивных заданий- составь опорный сигнал в виде символа, схемы, таблицы. Они направлены на то, чтобы научить наглядно- образным формам выражения мысли, которые углубляют понимание и стимулируют запоминание нового .Можно воспользоваться выражением мысли художественно в форме загадки, стихотворения Еще один этап творчества: представления своего творения и получение обратной связи в виде одобрения или несогласия одноклассников.
Импульсом к началу познания служит удивление .Именно такую эмоцию вызывают коллизии. Они возникают , когда:
-ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы;
-он оказывается в ситуации выбора;
-он сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний.
В таких случаях обучение идет не от простого к сложному, а скорее, наоборот, от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через коллективный поиск (под руководством учителя) к ее решению.
Девиз проблемного обучения совпадает с моим педагогическим кредо: открывать знания вместе с детьми.
Результат: рост качества знаний , стабильная 100% успеваемость ,повышение мотивации, . высокая активность участия в конкурсах и олимпиадах.
Результатом использования технологии проблемного обучения в моем классе стали появившаяся любознательность, положительное отношение к учебе, умение и желание высказываться, активное участие детей в конкурсах различного значения.
Проблемное обучение необходимо для развития творческого потенциала личности как ученика так и учителя, что способствует повышению продуктивности урока и эффективности обучения.
В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения.
. Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций [2].
На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чем его актуальность?
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Умение видеть проблемы – интегральное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности.
Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д. [6].
Проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний.
Структура проблемного урока
Цель урока | Этапы урока | Деятельность обучающихся |
ЗНАНИЕ | I. Создание проблемной ситуации | Формулирование вопроса: «Почему не получается?» |
II. Постановка учебной задачи | Формулирование темы урока и его задачи |
III. Поиск решения | Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез |
IV. Выражение решения | Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование. |
V. Реализация продукта | Представление продукта учителю и классу. |
Из структуры проблемного урока видно, что его центральным звеном является проблемная ситуация [6] .
«Чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, - отмечает А.М. Матюшкин, - нужно поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного»
Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач .
Проблемная ситуация возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением».
Проблемная ситуация создана, но из нее надо еще достойно выйти.
Для этого используются следующие варианты: заостряет противоречие и формулирует проблему сам учитель; осознают противоречие и ставят проблему сами ученики.
Но бывают случаи, когда самостоятельно «выпрыгивает» из проблемной ситуации, как правило, сильный ученик. Остальные, не понимая, в чем дело, молчат. Как же быть?
В этой ситуации следует говорить вместе со школьниками, подталкивая при этом их мысль .
Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.
Ученику задается вопрос: «С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке?» Вероятнее всего, в большинстве случаев дети будут отвечать: «Можно придумать новые слова или заимствовать их из другого языка». В этом случае следует еще раз повторить ребенку вопрос, делая в нем явные логические ударения: «С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке?» и предложить следующий рисунок:


при у за
п
ере под
к

атился
с вы
до
На рисунке не указано, что вокруг слова «катился» - приставки. Задается вопрос: «С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке?». Одним из вариантов ответов будет: «За счет приставок». Затем предлагается при помощи данного рисунка образовать слова и выделить в них приставки [4] .
Перед учеником лист бумаги и ручка. Задается вопрос: «Можно ли записать одни цифры (числа) другими цифрами (числами)?» Задание: «Запиши двойку тремя пятерками». Если ребенок не может найти способа решения проблемы, наблюдатель подсказывает, что над данными числами можно совершать арифметические действия. В результате ученик приходит к решению этой проблемы и записывает: «2 = (5 + 5) : 5» [5].
Использование проблемного подхода в обучении, позволяет достигать определенных результатов:
-проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;
-у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес;
-возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.
Мои ученики активно участвуют в различных конкурсах: «Эрудиты- планеты», «Русский медвежонок», «Гелиантус», «ЧИП» «Кенгуру», предметных олимпиадах. Число участников ежегодно растет.
Высокие показатели качества знаний свидетельствуют о высоком уровне качественной успеваемости у обучающихся. Проведенная психологом диагностика, определяющая отношение к школьным предметам показала, что у ребят сформировался познавательный интерес к изучаемым предметам.
Таким образом, можно сделать вывод, что данная технология позволяет спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов.
Список литературы:
Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2000.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1983.
Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей. СПб.: Речь, 2006.
Игнатьев Е.И. Математическая смекалка. М.: Омега, 1994.
Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.
8