СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Ключевые позиции современного урока"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Ключевые позиции современного урока"»

Неграмотным человеком завтрашнего дня

будет не тот, кто не умеет читать,

а тот, кто не научился учиться.

Каждый новый урок-это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.

Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Совершенно очевидно, что для осуществления всех сложных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления. В последние годы личностно- ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Развитие способностей ученика – основная задача личностно-ориентированной педагогики, и «вектор» развития строится не от обучения к учению, а, наоборот, от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию.

Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно- ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию. Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.

Формирование предметной компетентности

Биологические знания – компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира. Важно показать значимость биологических знаний, возможность их применения в жизни для сохранения здоровья, адекватного взаимодействия с окружающей средой.

О сформированной предметной компетентности можно говорить в том случае, если учащиеся устанавливают причинно-следственные связи, применяют знания не только в знакомой, но и в новой ситуации

Ключевые позиции современного урока:

  1. Активная позиция учащихся на уроке. Ученик на уроке – учащийся: учится сам, учит других.

  2. Уход от моноактивности учителя на уроке. Учитель на уроке – «дирижер», создающий условия для развития учащихся.

  3. На уроке происходит не воздействие, а взаимодействие. Ключевая позиция – сотрудничество, сотворчество.

На уроках учащиеся не только являются активными субъектами процесса познания, но и учатся:

-самостоятельно и критически мыслить;

-видеть и формировать проблему;

-грамотно работать с информацией;

-быть коммуникабельными, уметь работать в коллективе;

-овладевают навыками ИКТ-технологий.

Средства обучения: натуральные объекты (живые организмы, влажные препараты, микропрепараты, коллекции, гербарии),Приборы, реактивы и лабораторное оборудование (оптические приборы, приборы по физиологии, посуда (стаканы, чашки Петри, пробирки, колбы), средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал, рабочие тетради), муляжи и модели (объемные, рельефные, модели-аппликации), экранно-звуковые средства обучения (видеофильмы, транспаранты, диапозитивы-слайды, компакт-диски), технические средства обучения – компьютер, учебно-методическая литература для учителя и учащихся.

Наша учительская задача – создать такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности. Познавательная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством.

Обучающая деятельность учителя и познавательная деятельность учащихся имеют общую основную структуру: цель – мотив – содержание – средства – результаты – контроль.

^ Приёмы формирования познавательного интереса.

Приём создания на уроке ситуаций занимательности - введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Например, 8 класс. Тема «Строение и функции головного мозга».

Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек. Вес мозга И.С.Тургенева 2012 г, Анатоля Франса – 1017 г, а у Луи Пастера (создателя микробиологии), как показало вскрытие, после перенесенной болезни вообще не работала половина переднего мозга.

Проблема: « Можно ли утверждать. что чем больше мозг(голова), тем умнее человек?»


^ Приём анализа стихотворения. Например, 7 класс. Тема «Класс Ракообразные». Какое биологическое явление описано в стихотворении. Поясните, в чем его суть.

Запрягся рак-отшельник –

Актиния на нём.

Отшельник не досадует,

Что ноша тяжела:

Ведь часто крошки падают

К нему с её стола.


^ Прием создания эмоционально-нравственной ситуации.

9 кл. Тема «Проблемы рационального природопользования, охрана природы». Мы говорим об общечеловеческом значении почвы как категории нравственной: в Японии почву продают чуть ли не квадратными сантиметрами, в Западной Европе плодородный слой почвы при промышленном и гражданском строительстве бережно срезают и свозят в специальные банки, в Голландии не было большей трагедии для народа, когда фашисты у годы мировой войны вывозили почву в Германию. А что у нас? Ведь Россия обладает самыми большими в мире запасами чернозема, которые быстро сокращаются из-за бездумного и бездушного обращения с ними. Земле нужен чуткий и бережный хозяин».


Познавательный интерес – важнейший мотив учения школьников. Он проявляется
в активности и внимании учащихся на уроках, в их эмоциональных реакциях, в вопросах к учителю, в чтении дополнительной литературе и т.п. Необходима система средств и приёмов возбуждения, поддержания и укрепления интереса учащихся к урокам биологии, которые не всегда расцениваются школьниками как интересные и нужные.

Известны три вида стимулов интереса учащихся к уроку: идущие от его содержания;
вызываемые характером и видами деятельности учеников на уроке; вытекающие из их отношений с учителем и друг с другом на уроке.

Что в содержании урока вызывает интерес? Прежде всего наличие новизны в учебном материале. Нередко тема урока биологии уже знакома учащимся из курса природоведения, из средств массовой информации, поэтому материал представляется хорошо известным и неинтересным, он воспринимается поверхностно. Необходимо с помощью проблемных вопросов, требующих глубокого понимания темы урока, или путем записи на доске кластера вопросов, составленного вместе с учащимися, показать его новизну.

^ Приём удивления – необычность приводимого факта, парадоксальность опыта и т.д

8 класс. Тема «Строение и свойства костей». Проблемный вопрос.

В Спарте детей, у которых голова была больше, чем «отверстие в рай», сбрасывали с крепостной стены. Можно ли было спасти ребенка, изменив ему размер головы?

Для восприятия содержания важно возбудить эмоциональную сторону интереса. С этой целью можно использовать на уроках стихи, красочные иллюстрации, живые красивые цветы, эпиграфы к учебной теме, к уроку, которые создают определенный эмоциональный настрой учащихся.

^ Теме «Среда обитания. Экологические факторы» (6класс) предпосылаются слова Р.Рифлекса: «…Если мы хотим достичь какого-то согласия с Природой, то нам в большинстве случаев придется принимать её условия…». Это высказывание сочетается со стихами Е.Евтушенко:


«…Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя…»

Эмоциональный отклик учащихся вызывает использование краеведческого материала, который позволяет лучше познать и полюбить природу родного края. Например, на уроке «Экологические группы птиц» (7 класс) учитель знакомит учащихся со списком оседлых, кочующих и перелетных птиц родного края и для решения проблемного вопроса:
« Какова зависимость между изменениями погодных условий и сроков прилета птиц?» - привлекает результаты наблюдений учеников за сроками прилета птиц.

^ Приём – приближение содержания к самым важным открытиям в науке.

8 класс. Тема « Работа сердца».
В сентябре 2001 года сделана операция по пересадке полностью автономного искусственного сердца 70-летнему Томасу Кристерсону. Оно было вживлено 59-летнему Роберту Тулсу. Механическое сердце «Абикор» размером с кулак. Полностью скрыто в теле пациента, оно работает на внутренней батарее, подзаряжаемой извне, через кожу. Особенность аппарата в том, что он перегоняет кровь непрерывным потоком. То есть, у человека нет сердцебиения, у него нельзя измерить пульс.

7 класс. Создание ситуации новизны. Изучение многообразия разных классов животных начинается знакомством с «Книгой рекордов животного мира».

Для поддержания и укрепления интереса учеников к урокам особое значение имеет организация учебной деятельности учащихся так, чтобы она была разнообразной по формам и видам учебной работы в течение урока, поисковой, самостоятельной, развивающей мышление.

Разнообразие видов учебной работы на уроке достигается путем комбинирования и вариативного сочетания разных методов и приемов обучения, разных средств наглядности и форм работы (индивидуальной, коллективной, групповой, фронтальной), а также с помощью варьирования структуры урока и использования новых интересных форм работы.

Так, с целью закрепления и систематизации знаний по разделу «Царство Прокариоты» можно провести повторительно–обобщающий урок, построенный как самостоятельная работа учащихся с проблемно – программированным заданием. Оно включает в себя основной проблемный вопрос: «Возможно ли существование биосферы и человека в ней без бактерий?» Для составления развернутого ответа на него учащиеся должны последовательно повторить изученный материал по вопросам задания: где встречаются бактерии? Каковы их размеры, форма, особенности внутреннего строения? Какие способы питания встречаются у бактерий? Как относятся бактерии к воздуху, как они переносят неблагоприятные условия? Как размножаются бактерии, что является для них ограничивающим фактором?

Учащимся разрешается использовать учебник. Их задача состоит в том, чтобы выяснить, какие вопросы они плохо усвоили и проработать их самостоятельно под новым углом зрения. Используя собственные знания и текст учебника, заполняют таблицу «Значение бактерий», обсуждают и решают проблему урока.
Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем, проблемных вопросов – задач – средство активного усвоения ведущих биологических понятий, их развития и применения учащимися. По содержанию понятий можно выделить следующие виды учебных проблем:

1) историко – научные, раскрывающие историю и методы открытий и поисков ученых – биологов;

2) морфолого – физиологические, показывающие связи строения и функций органов, организмов;

3) экологические. позволяющие проследить взаимосвязи организмов и среды, включая биоценоз и биосферу;

4) онто- и филогенетические, вскрывающие закономерные связи в стадиях развития организма и происхождение растений и животных разных систематических групп;

5) эволюционные, освещающие движущие силы, факторы, направления исторического развития животного и растительного мира, возникновения приспособленности к среде;

6) прикладные, сельскохозяйственного, санитарно – гигиенического содержания, рас-крывающие связь биологических понятий с практикой;

7) комплексные, межпредметного характера, показывающие общие связи живой и нежи-вой природы, роль человека в природе.

Возможны различные варианты проблемного построения материала и структуры урока.

^ I. Создание проблемной ситуации с целью возбуждения интереса к теме урока и проблемное изложение учителем нового материала.

Например, в начале урока «Общая характеристика царства растения» учитель ставит перед учащимися вопрос: «Как объяснить инопланетянам, что такое растение?» Учащие-ся, используя имеющиеся знания, могут ответить на вопрос частично. Возникает проблемная ситуация, которая способствует росту познавательной активности в усвоении новых знаний.

8 класс. При изучении темы « Кровь её состав и значение» мож­но использовать такой проблемный вопрос.

Условие. Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Од­нако судебно-медицинская эксперти­за на основе анализа пепла устано­вила наличие крови на одежде.

Вопрос. Каким образом это уда­лось сделать?

Ответ. После сгорания в пепле остаются неорганические соедине­ния, входившие в состав сгоревше­го предмета. Гемоглобин крови содержит значительное количество железа. Поэтому, если в пепле об­наружено повышенное содержание железа, то это указывает на то, что на одежде была кровь.

^ II. Создание проблемной ситуации в середине урока при раскрытии одного из вопро-сов содержания и её разрешения в процессе коллективной поисковой беседы.

Так, одной из задач урока «Ткани животных» (6 класс) является изучение состава крови и расширения понятия о тканях на её примере. Можно сказать учащимся, что кровь это жидкая соединительная ткань, которая состоит из клеток и жидкого неклеточного вещества – плазмы. Но вряд ли такое сообщение вызовет удивление и активизирует познавательные силы учеников. Иное дело, если учитель ставит проблемный вопрос: « Мы знаем, что организм животного состоит из тканей. А что такое кровь? Это ткань или нет?» В вопросе заключено познавательное противоречие: кровь жидкая, а все известные учащимся ткани не являются жидкостями. Учащиеся высказывают свои предположения: «Нет, это красная жидкость с клетками»; « Не ткань, кровь питает ткани органов»; « Это ткань, так как она тоже состоит из клеток».

Учитель предлагает вспомнить определение ткани, назвать их виды в организме животного, затем демонстрирует таблицы. Учащиеся выполняют лабораторную работу
«Ткани животных», в ходе которой рассматривают под микроскопом микропрепарат крови лягушки и человека. Затем в ходе беседы выясняется строение крови и учащиеся приходят к выводу, что кровь тоже является тканью.

^ III. Создание проблемных ситуаций, разрешаемых на уроке путем самостоятельной работы с учебником.

Учитель дает инструкцию о том как работать с текстом параграфа, какое задание следует выполнить по прочтении его. (Задания, как правило, даются с целью выделения главного, обобщения прочитанного и направлены на закрепление изученного). Например, на уроке «Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельно-сти». Задание: заполните графу таблицы о строении паукообразных, отметьте черты сходства и различий с ракообразными, сделайте вывод о том. какие приспособления есть у паукообразных для жизни на суше.

Анализ результатов работы с учебником активизирует мыслительную деятельность учащихся, которые приходят к выводу, что членистоногие (ракообразные и паукообразные) имеют черты сходства (двусторонняя симметрия, сегментирование тела, хитиновый покров и членистые конечности) и отличия. У паукообразных в связи с жизнью на суше усложнилось строение дыхательной, выделительной и нервной систем, появилось вне-полостное пищеварение, сложное (по сравнению с ракообразными) поведение.

На уроках биологии типичными являются проблемные ситуации и вопросы на сравнение организмов разных систематических групп (голосеменных и покрытосеменных растений, рыб и земноводных, пресмыкающихся и птиц и т.д.) и выяснение усложнения в их строении и филогенеза.

Итак, процесс обсуждения проблемных вопросов и ситуаций способствует развитию мотивационной интеллектуальной, предметно – практической сфер личности, то есть ста-новлению личности в целом.

Использование практических работ в учебном процессе повышает качество обучения, способствует развитию познавательной активности учащихся.

Активизации познавательной деятельности учащихся способствует и применение на разных этапах урока игровых ситуаций.


^ Игра как средство интерактивного обучения.

В игре воссоздается предметное и социальное содержание деятельности, моделирование систем отношений, адекватных условий формирования личности.
Игра рационально дополняет традиционные формы и методы обучения, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В тоже время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора. Игра улучшает отношения между её участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности. Игра изменяет отношение её участников к окружающей действительности, снимает страх перед неизвестностью. Она одновременно ставит ученика в несколько позиций. Личность находится одновременно в двух планах – реальном и условном (игровом).

Поскольку игра представляет из себя «цепочку» проблемных ситуаций познавательного, практического, коммуникативного характера, она является психологическим эквивалентом творческой деятельности, а следовательно, формирует индивидуальный опыт такой деятельности. Существенно также то, что игра является средством развития умений и навыков коллективной мыслительной деятельности (умений продуктивно сотрудничать, аргументировать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения и опровергать другие и т. д.). Одновременно с этим она способствует развитию функций самоорганизации и самоуправления, снимает напряженность, позволяет проверить себя в различных ситуациях.

С помощью игры можно снять психологическое утомление; её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.

В игру включают викторины, ситуации, элементы мозгового штурма. Различные игры применимы и в качестве зачетных занятий, при обобщении и повторении блока тем; они дают возможность учителю без лишней нервозности проверить усвоение темы, выявить проблемы в знаниях учащихся в овладении ими практическими умениями и навыками.

Таким образом, игровые формы и методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие. Например:

^ 6 класс. Тема «Фотосинтез». Задание. Восстановите текст, найденный в выброшенной на берег бутылке: « В л…. происходит процесс ф…а. Они зеленые, так как в них находит-ся х…ро…л,через прозрачную к…цу проникает солнечный … . В кожице есть з…ные клетки, они входят в состав …ц. Через них внутрь листа поступает …ый газ, необхо-димый для …синте… , в результате обра… ор..ческие …ва»

7 кл. Тема « Характерные признаки семейства Злаки». Актуализация знаний.

^ Игра «Найди лишнее» Капуста, редис, редька, белена, пшеница, пастушья сумка, паслен черный, шиповник. Ответ обоснуй.

7 класс. При изучении темы. « Отдел покрытосеменные растения» может быть использована игра: «Отгадай задуманное растение».

На столе расставляется несколько комнатных растений (или на доске прикрепляются рисунки с их изображениями). Один ученик выходит из класса, а оставшиеся загадывают растение. Вернувшись, ученик задает вопросы любому из класса, ответить на которые можно «да» или «нет». Вопросы должны касаться морфологических признаков или других особенностей растения. Например, на столе находятся хлорофитум, амариллис, герань, гибискус, монстера. Класс загадывает амариллис. Вызванный ученик задает вопросы:

- Это растение из класса двудольных?
-Нет.
- Это растение влаголюбивое?
-Нет
- Это растение имеет луковицу?

- Да
- Это амариллис.

Количество вопросов не должно превышать 5 – 6. В ходе игры учитель обращает внимание на характер вопросов, которые задают учащиеся, так как они влияют на ответ.

^ Игру «Рассказ – небылица» можно использовать при изучении любой темы курса биологии. Учащиеся должны уличить Мюнхгаузена, т.е. найти фактические ошибки в его рассказе.

Пример рассказа – небылицы по теме «Выделение у растений и животных» ( 6 класс). «Багрец и золото листвы – верный признак наступившей осени. Осенью листья деревьев и кустарников обретают разнообразную окраску – от желтой до пурпурно – красной. Происходит это оттого, что в клетках листа хлорофилл постепенно превращается в другие пигменты – желтые, оранжевые и красные. Дольше других растений остаются зелеными сирень, клен остролистный и ольха.

Вслед за изменением окраски листьев происходит их опадание – листопад. С опадающими листьями из растения удаляются различные вредные вещества. Кроме того, листопад помогает деревьям приспособиться к зимней засухе, ведь зимой растение испаряет намного больше воды, чем летом.

Но не все растения осенью теряют листья. Есть среди них и вечнозеленые. Это хорошо известные всем ель, пихта, лиственница, сосна, осина и можжевельник. Да и некоторые травы зимуют под снегом с зелеными листьями, например грушанка, земляника, копытень европейский».

Задание к тексту: найти ошибки, исправить их и дать объяснение (ошибки выделены курсивом).

Такого рода игра развивает внимание и быстроту реакции, логическое мышление и требует хорошего знания учебного материала. Фрагменты текстов с ошибками можно также использовать на письменном опросе в виде карточек. Можно предложить учащимся, в качестве домашнего задания, составить такой рассказ.

Итак, для современного урока биологии характерна система средств активизации познавательной деятельности учащихся. А активизация выступает и как цель и результат обучения, и как средство и условие образования, развития и воспитания школьников на уроках биологии.