На протяжении многих лет обучение в системе среднего профессионального образования происходит в виде односторонней коммуникации. На лекциях студенты слушают и записывают информацию, пассивно воспринимая учебный материал. В ходе практических занятий, семинаров студенты лишь транслируют знания, полученные из лекций и учебников пассивным путем. Между тем известно, что лучше всего запоминается информация, полученная в процессе деятельности. Поэтому современный образовательный процесс обязательно должен включать в себя интерактивные методы, подразумевающие активность студентов в ходе получения знаний.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Профессиональное образование"»
На протяжении многих лет обучение в системе среднего профессионального образования происходит в виде односторонней коммуникации. На лекциях студенты слушают и записывают информацию, пассивно воспринимая учебный материал. В ходе практических занятий, семинаров студенты лишь транслируют знания, полученные из лекций и учебников пассивным путем. Между тем известно, что лучше всего запоминается информация, полученная в процессе деятельности. Поэтому современный образовательный процесс обязательно должен включать в себя интерактивные методы, подразумевающие активность студентов в ходе получения знаний.
Использование интерактивных методов возможно исключительно при позитивном, доброжелательном настрое преподавателя и студентов. Для того чтобы запомнить информацию, студент должен не только слышать, но и видеть, а для получения лучшего результата ещё и действовать.
Отличительной особенностью интерактивного образования является то, что студентам не дается «сухой остаток» знаний, а создаются условия для активного самостоятельного поиска.
Вот пример использования интерактивного метода обучения при проведении практических занятий по теме «Диагностика комплексного состояния здоровья ребенка. Особенности сбора анамнеза у детей разного возраста».
Приступая к изучению поставленной темы был произведен опрос, позволяющий оценить объем знаний студентов по данному вопросу, их мнение и личный опыт. Вначале задавались вопросы, требующие однозначного ответа, затем задавались проблемные вопросы, отвечая на которые студенты могли самостоятельно обобщить имеющийся багаж знаний и прийти к выводу о важности изучаемой проблемы.
Вопросы задавались всем слушателям, и если кто-то из студентов не участвовал в беседе, то приходилось выяснять его личное мнение по данной проблеме.
При разборе тематического материала, студентам было предложено записать свое мнение, затем обменяться идеями по разрешению поставленной проблемы. В результате обсуждения каждый мог отстаивать не только свою точку зрения, но и поддерживать другие мнения по этому вопросу.
При проведении интерактивных занятий необходимо эмоционально подготовить всех студентов, провести предварительную разминку, постоянно подбадривать и хвалить за работу на занятии.
Желательно вовлекать всех студентов в процесс проведения интерактивного занятия, давать возможность проявлять инициативу, свободно перемещаться в помещении и обсуждать поставленные цели.
Для лучшего усвоения учебного материала студентам было предложено просмотреть видеосюжет по теме занятия. Перед началом просмотра студентам были даны вопросы, которые обсуждались после просмотра видеоролика. Во время просмотра производилась остановка фильма на отдельных кадрах и проводилось обсуждение увиденного учебного материала. В конце обсуждения совместно сделанные выводы и итоги были записаны в рабочие тетради.
Для закрепления изученного материала студентам была предложена ролевая игра. Для этого всех студентов разделили на малые группы и выдали задание. Учащимся необходимо было собрать анамнез у детей разных возрастных групп, обращая внимание на особенности налаживания контакта с ребенком и его родителями. После распределения ролей и разыгрывания ситуаций студенты представили свои сюжеты всей группе.
В результате ролевой игры студенты не только лучше запоминают учебный материал, но и учатся работать в команде, считаться с мнением других и эмоционально переключаться.
Таким образом, преподаватель на занятиях создает условия, при которых обучающиеся выступают в роли активных, сознательных, равноправных участников учебно-воспитательного процесса. Применение интерактивных методов обучения-важнейший шаг не только к качественным знаниям, но и к развитию личностного потенциала студентов.