СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Роль музыкального образования в развитии личности ребенка".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говорится о влиянии музыкального образования на развитие личности ребенка и о его роли в воспитании гармоничной, многосторонне развитой человеческой личности.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Роль музыкального образования в развитии личности ребенка".»

Статья в газету на тему:

«Роль музыкального образования в развитии личности ребенка»

Традиция учить детей музыке, которая родилась в аристократических кругах Европы, доказала свою полезность. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицирование – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер.

Результаты исследования, проведенного группой ученых из США, Швейцарии и Норвегии показали, что музыканты имеют более развитый мозг по сравнению с другими людьми. Больше того, они куда лучше умеют учиться! Изучение деятельности мозга показало, что музыканты обнаруживают большую способность видеть общую картину явлений, чем представители других профессий, они умеют логично мыслить и планировать будущее на более высоком уровне. Кроме того, именно музыканты продемонстрировали ученым высокий уровень морального сознания и достойный внимания IQ. Тесты на уровень интеллекта, математических способностей и пространственного мышления на 20% лучше выполняют дети, которые занимаются музыкой, пусть даже они и не станут большими пианистами и певцами. Давно замечено, что успехи в общеобразовательной школе повышаются, когда ребенок начинает заниматься музыкой, и это не удивительно – одних пальцев здесь не достаточно, придется напрягать и память, и внимание, и мозг. Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть множество причин последовать их вдохновляющему примеру.

Занятия музыкой очень полезны для здоровья. Многочисленные исследования доказали, что классическая музыка положительно влияет на нервную систему, дыхание, пищеварение, музыкой лечат бессонницу, хроническую усталость, депрессию.

Хоровое пение повышает сопротивляемость организма простудным заболеваниям, разрешает проблемы заикания и плохой дикции, развивает дыхательную систему, улучшает дренаж легких и рекомендовано врачами при заболевании легких. Детям, страдающим тонзиллитом и астмой, врачи советуют игру на духовых инструментах. Известны случаи, когда астма отступала после нескольких занятий.

Музыкотерапия – признанный психотерапевтический метод, который используется в лечении и реабилитации детей с соматическими и психическими расстройствами. Агрессивность и истощение нервной системы сейчас не редкость даже у самых обычных детей. Слушайте с таким ребенком музыку Моцарта, и вы удивитесь, насколько сильно изменится его поведение. Исследования показали, что при регулярном звучании музыки этого композитора, даже цветы растут быстрее, а коровы дают больше молока.

Любой вид занятий музыкой благотворно действует на осанку. Положение корпуса, как при пении, так и при игре на любом музыкальном инструменте, всегда фиксировано.

Занятия музыкой расширяют кругозор ребенка. Кроме того, что у ребенка физически не остается времени на «плохую компанию», у него формируется определенный круг интересов – далеко не самых примитивных. Музыка дарит вдохновение, развивает эстетические качества, будит творческие способности в абсолютно разных областях. Не только будущие композиторы, но и известные художники, писатели и поэты занимались музыкой и начали создавать свои произведения под впечатлением от классики.

Занятия музыкой приучают к дисциплине. Дети, которые учатся сразу в двух школах, умеют грамотно планировать свое время. Развиваются сила воли, старательность, поскольку заниматься следует ежедневно, любые пропуски сразу ощутимы в прямом смысле слова. К тому, же ребенок привыкает делать несколько дел одновременно и пользоваться несколькими чувствами сразу – а именно так и происходит процесс игры на любом музыкальном инструменте.

К сожалению, иногда дети бросают занятия в музыкальной школе после нескольких лет обучения. Дело в том, что в начальных классах домашних заданий, как правило, задают мало. У ребенка формируется высокий познавательный интерес, и он легко преодолевает небольшие трудности. Позже, когда исполнительский прогресс начинает прямо зависеть от вложенного труда, ребенок испытывает желание прекратить занятия. Очень важной в этот критический момент становиться роль родителей. Если желание ребенка прекратить занятия музыкой связано с ленью, а в большинстве случаев так и происходит, родителям следует настоять на продолжении занятий. Привычка к ежедневному труду, не всегда увлекательному, нужна человеку, если он хочет добиться успеха в жизни. Музыка в этом отношении воспитывает характер и силу воли.

Занятия музыкой дают возможность не бояться публичных выступлений. Регулярные прослушивания, концерты и конкурсы разного уровня – норма для каждой музыкальной школы. Один за роялем или в составе хора, ребенок обязательно будет выступать и привыкнет справляться с эмоциями, владеть собой на сцене, быть в центре внимания.

Музыка помогает найти свое место в обществе. Не зря музицирование испокон веков было главным светским занятием. На любом школьном вечере ребенок сможет блеснуть способностями, ему будет чем поразить одноклассников и что им продемонстрировать. Ну, а две школы вместо одной, расширяют кругозор по определению – причем расширяют его явно в лучшую сторону, а не в сторону подъездов и подвалов.

Занятия музыкой развивают математические и лингвистические способности, а также логику. Занимаясь музыкой, ребенок мыслит пространственно, манипулирует абстрактными понятиями, запоминает структуру нотного текста. Именно поэтому, многие известные ученые и лингвисты, а также литераторы и полиглоты выросли из детей, которые посвятили музыке не один год. В Оксфорде, среди профессоров, две трети числятся в университетском музыкальном клубе, а Лев Толстой, Борис Пастернак, Иван Тургенев и Жан-Жак Руссо знали, кстати, не по одному языку, и считали лучшим методом изучения иностранных языков именно музыку. Фирма Microsoft, например, отдает преимущество сотрудникам с музыкальным образованием, программисту оно действительно полезно.

В каждом классическом музыкальном произведении есть свои части, четкая структура, темы и мотивы, фразы и предложения и т. д. Поэтому, даже при отсутствии абсолютного слуха или выдающегося музыкального таланта, можно стать гением в совсем далеких, казалось бы, областях – физике, компьютерном мире, журналистике.

Несмотря на то, что ребёнок фальшиво поет песни Чебурашки, и слуха, как считаете вы, родители, у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить, и некому водить ребёнка в музыкальную школу; несмотря на то, что ребёнку вообще некогда – английский, секция по баскетболу, танцы и прочее, теперь вы знаете, уважаемые родители, некоторые веские причины, подвигающие вас всё это преодолеть, и всё-таки учить детей музыке, так как по своему облагораживающему воздействию на человека, музыка не сравнится ни с чем! «Она является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности» (В. А. Сухомлинский). Заниматься музыкой не просто полезно, но необходимо. Цель этих занятий состоит вовсе не в том, чтобы воспитать музыканта, а в том, чтобы воспитать гармоничную, многосторонне развитую человеческую личность.

Подготовила материал Марина Гапеева,

преподаватель Духовщинской детской музыкальной школы.