СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Внеклассная работа по литературе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Полноценное восприятие художественного произведения влияет на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы читателя. Заразительность искусства особенно благотворно действует на растущую личность, способную на подражание, внушаемость, личность исключительно доверчивую, эмоционально подвижную.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Внеклассная работа по литературе"»

Внеклассная работа по литературе


Полноценное восприятие художественного произведения влияет на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы читателя. Заразительность искусства особенно благотворно действует на растущую личность, способную на подражание, внушаемость, личность исключительно доверчивую, эмоционально подвижную.

Воспитательные возможности литературы наиболее полно реализуются при условии, когда учебные занятия находят продолжение в многосторонней внеклассной работе.

Она осуществляется в двух формах: периодической, включая и эпизодическую, и постоянной. При этом успех литературных праздников, конкурсов, вечеров, кружков, клубов, объединений и др. определяется главным фактором — отношением к художественной книге, к чтению.

Основным направлением внеклассной работы по литературе является развитие любви к серьезному чтению, устойчивой потребности обращаться к книге ежедневно.

Организация систематической, целенаправленной работы по развитию любви, интереса к чтению связана с необходимостью учёта самостоятельного (дополнительного) чтения. Это не должно быть самоцелью, навязчивым контролем.

Беседуя о прочитанной книге, нельзя забывать, что обучающийся начинает предъявлять к литературе иные требования. Он стремится найти в литературе ответы на вопросы, которые его волнуют, стремится утвердить свои мировоззренческие позиции, определить своё место в жизни, найти свой идеал и этим идейно вооружить себя перед вступлением в жизнь.

Словесник, используя свой собственный читательский и жизненный опыт, помогает обучающимся разобраться в мотивировке поступков литературных героев, в сложных ситуациях, в которые они попадают, сделать правильные выводы. При этом стимулирование у воспитанников ассоциаций с их прежними знаниями, наблюдениями, переживаниями позволяет им обнаружить личностный смысл в произведении, что в значительной степени повышает его положительное влияние на жизненные установки юношей и девушек.

Коллективное обсуждение книги помогает наиболее глубоко выявить её нравственную проблематику, услышать современность её звучания, потому что в художественном произведении, по мнению М.Пришвина, будь

оно написано о чём угодно и как угодно удалено от современной темы, внутренняя тема всегда современна.

Обсуждение той или иной книги может перерасти в диспут или быть подготовлено как диспут. В период становления личности дискуссия, спор — незаменимые способы формирования собственного мнения, оценочных нравственных и эстетических суждений. Спор ставит в ситуацию выбора решений, оценок, необходимости их высказывать, аргументировать, доказывать и отстаивать. Этот процесс сопровождается эмоциональной активностью, вовлекая в сопереживание и соразмышление и пассивных ребят. Каждый из них, даже не выступая, имеет возможность сопоставлять своё мнение с мнениями товарищей, взрослых. В диспутах складывается очень нужное умение слушать своего оппонента, уважать его точку зрения, принимать критические замечания в свой адрес.

Чаще всего необходимость в литературном диспуте возникает изза неоднозначного отношения обучающихся к прочитанному произведению. Однако, учитывая особую воспитательную эффективность этой формы работы, многие преподаватели преднамеренно вызывают потребность в обмене мнениями: то прочитают интригующий отрывок из книги и предложат познакомиться с ней, то поделятся противоречивостью своих впечатлений и попросят помочь разобраться, то познакомят с критическими отзывами в печати по поводу произведения и т.д.

После чтения книги организаторы диспута предлагают классу подумать над некоторыми вопросами. Однако давать заранее все вопросы диспута с тем, чтобы ребята подготовили на них ответы, не только нецелесообразно, но и вредно: живой интерес к спору пропадает, рождается скептическое отношение к мероприятию как формальному делу.

Предметом обсуждения могут стать произведения В. Шукшина, К. Воробьёва, Б. Васильева, В. Распутина, Ч. Айтматова, Ю. Казакова, В. Кондратьева, В. Маканина, В. Тендрякова, Ю. Мамлеева, Ю. Полякова и других авторов.

Очень важно, чтобы каждая беседа о книге заканчивалась выводами об её эстетических, идейно-нравственных достоинствах. В обсуждении, диспутах могут принимать участие не только библиотекарь, словесники, но и родители, люди творческих профессий, просто любители книги.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!