СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "Воспитательная работа в группе продленного дня"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Воспитательная работа в группе продленного дня"»

Статья на тему: «Воспитательная работа в группе продленного дня в начальной школе»

Подготовила:

Воспитатель ГПД

Рожневская Анастасия Андреевна

Группа продленного дня - продолжение учебно-воспитательного процесса. Она является необходимым условием для обучения и воспитания учащихся и удовлетворения потребности родителей в современных условиях. Исходя из этого, выбор ими для своих детей занятий в группе продленного дня, как прогрессивной формы организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального развития и духовного роста совершенно очевиден.

Воспитательный процесс в школе становится педагогической мерой проявления нравственно-эстетического отношения детей к окружающему миру и искусству.

Критерии и показатели сформированности уровня воспитанности выражаются в проявлении учащихся интереса к вне учебной эстетической деятельности, эстетических чувств, взаимосвязи эстетических и нравственных знаний, творческой эстетически-мотивированной деятельности. Воспитательная работа стоится на основе её планирования.

Календарно-тематический план работы ГПД составляется на год и учебную четверть с выделением каждой учебной недели. Он должен быть согласован с годовым планом работы школы.

Примерные разделы календарно-тематического плана работы ГПД:

  • анализ работы ГПД за прошедший учебный год;

  • цели и задачи на новый учебный год;

  • основные направления деятельности;

  • индивидуальная работа с обучающимися;

  • работа с родителями младших школьников;

  • достижения воспитанников, изучение эффективности работы ГПД.

Требования к календарно-тематическому плану работы ГПД:

  • соответствие основной образовательной программе начального общего образования образовательного учреждения;

  • соответствие концепции и программе развития школы;

  • проработка информационно-аналитической части плана;

  • системность планирования;

  • гибкость планирования;

  • целесообразность, преемственность, контролируемость целей и задач;

  • реальность (достижимость) прогнозируемых целей, задач, действий;

  • следование целесообразной логике действий;

  • учет возрастных особенностей детей;

  • учет индивидуальных особенностей членов педагогического коллектива.

При планировании следует учитывать принципы построения программы воспитательной работы:

  1. Системность. Педагогическое воздействие выстроено в систему специальных игр, упражнений и заданий.

  2. Преемственность. Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития».

  3. Наглядность. Наглядные методы необходимо использовать при работе с детьми младшего школьного возраста. Это правило вытекает из психологических особенностей внимания младшего школьника.

  4. Деятельностный принцип. Задачи развития психических функций достигаются через использование различных видов деятельности.

  5. Здоровьесберегающий принцип. Обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.

Чтобы воспитание содействовало всестороннему развитию личности, оно должно осуществляться по разным направлениям. Это:

  1. Гражданское воспитание. Целью гражданского воспитания является формирование организационных навыков, умений соотносить собственные интересы с желаниями других людей, воспитывать желание работать в коллективе на пользу своей стране. Необходимо проводить часы общения, санитарные дни в школе, знакомить учеников с новостями, проводить экскурсии в музей школы, в комнату боевой и трудовой славы. Организовывать экскурсии по родному городу (селу), в другие города, посещать театры, цирки, музеи, выставки. Проводить беседы на различные гражданско-патриотические темы. Принимать участие в линейках.

  2. Семейное воспитание. Учащихся должны быть ознакомлены с родом и историей своей семьи. Также в рамках группы продленного дня необходимо принимать участие в народных праздниках, организовывать помощь людям пожилого возраста, инвалидам, проводить беседы на темы: «Моя семья», «Папа, мама и я – спортивная семья», «Я горжусь своей семьей», «Мои братья и сестры». Приглашать на праздники ветеранов войны, учителей - ветеранов. Поздравлять с днем рождения каждого ученика в коллективе. Выпускать листовки, плакаты. Привлекать родителей к школьным праздникам.

  3. Военно-патриотическое воспитание. Воспитатель должен воспитывать у учеников уважение к людям старшего поколения, ветеранам войны. Для этого дети принимают участие в спортивных соревнованиях, в школе проводятся встречи с ветеранами войны, дни гражданской обороны.

  4. Трудовое воспитание. Главная его цель - воспитывать уважение к человеческому труду, желанию работать. Необходимо принимать участие в трудовых десантах по уборке территории школы, класса. Проводить экскурсии на производство, проводить знакомства с людьми различных профессий, принимать участие в конкурсах, праздниках.

  5. Художественно-эстетическое воспитание. Учащиеся должны быть знакомы с культурными традициями, фольклором своего народа, проявлять интерес к изучению языка и литературы, культуры. Развивать творческие способности. Необходимо принимать участие во всех праздниках школы, проводить беседы про обряды, традиции, символы, принимать участие в художественной самодеятельности, принимать участие в праздниках по народным обычаям.

  6. Экологическое воспитание. Цель экологического воспитания - формировать экологическую культуру, воспитывать любовь и заботливое отношение к родному краю. Целесообразно проводить беседы о природе, экскурсии на природу, проводить экологические десанты, принимать участие в экологических праздниках.

  7. Нравственное воспитание. Очень важно познакомить детей с важнейшими моральными качествами личности, формировать у детей отрицательное отношение к проявлению негативных качеств, учить находить пути их преодоления, способствовать формированию положительных качеств сначала в игре, затем в повседневной жизни детей. Для это воспитатель должен использовать различные методические приемы: чтение и анализ сказок, обсуждение личных качеств героев, проигрывание этюдов (отрывков из сказок, сценок из жизни), проведение развивающих и словесных игр, рисование эпизодов из сказок, раскрашивание, проигрывание этюдов с неопределенным концом. Осуществляя нравственное воспитание младших школьников, педагог решает задачи разностороннего развития личности.

  8. Приобщение к здоровому образу жизни. Воспитатель группы продленного дня должен способствовать формированию у учащихся желания вести здоровый образ жизни. Также обязательными аспектами являются: проведение медосмотра учеников врачами районной больницы, проведение бесед на темы сохранения здоровья, беседы по вопросам предупреждения детского травматизма, о здоровом образе жизни, вредных привычках. Важно принимать участие в различных спортивных соревнованиях, изучать и проводить подвижные игры.

  9. Взаимодействие школы, родителей, детей. В современных условиях родители являются полноправными участниками образовательного процесса, поэтому развитие ребенка является результатом совместной деятельности учителя, воспитателя и родителей. В этой связи важно построить отношения с семьей. Кроме индивидуальной работы с родителями существуют и другие методы работы, они так же важны и необходимы в педагогической деятельности, так как в комплексе способствуют полноценному развитию. Родители должны приобщаться к проведению воспитательных мероприятий, участвовать в утренниках и семейных праздниках. [1, с.53].

Воспитание чувства доверия, взаимопонимание детей и родителей является важной частью образовательной системы школы.

Таким образом, можно выявить взаимосвязь между всеми направлениями воспитания, как единой системы и в то же время важность и целостность каждой. Воспитательные мероприятия, организуемые в группе продленного дня, создают большие возможности для развития способностей детей, для воспитания у них общественной активности, патриотизма, нравственности, организационных умений и навыков, любви к природе и здоровому образу жизни, воспитывают чувство коллективизма, способствуют созданию ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире.


Список использованной литературы:

  1. Мицич П. Как проводить беседы: пособ. для учителя/П.Мицич. - М.: Экономика, 2006.

  2. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе. ТЦ “Учитель”, 2002. – 163 с.

  3. Анцибор М.М., Голованова Н.Ф. Особенности организации педагогического процесса в начальных классах с продленным днем. - М., 2002.

  4. Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня: Начальная школа. – М.: Айрис-пресс, 2004