С.И. Таранухина
МУДО «Саратовская детская
хореографическая школа «Антре», Саратов
магистрант 1 курса заочной формы обучения,
направление «Народная художественная культура»,
профиль «Танцевальная культура»
Института искусств НИ СГУ имени Н.Г. Чернышевского
Е.П. Шевченко
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры теории, истории и педагогики искусства
Института искусств НИ СГУ имени Н.Г. Чернышевского
S. I. Taranuhinа
The Saratov children̕ s choreographic school «Antre», Saratov
Student of a magistracy of 1 course of distance learning,
the direction «National art culture»,
profile «Dancing Culture»,
The Institute of arts of National research SGU of N. G. Chernyshevsky
E.P. Shevchenko
the candidate of pedagogical sciences,
the associate professor of the theory, history and pedagogics of art
The Institute of arts of National research SGU of N. G. Chernyshevsky
E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОСТРАНСТВА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДЖАЗОВОГО ТАНЦА
ORGANIZATIONS TO DEVELOP EDUCATIONAL SPACE IN THE
PROCESS OF STUDYING JAZZ DANCE
АННОТАЦИЯ: В данной статье представлена модель организации развивающего образовательного пространства, реализуемая в хореографическом образовании в условиях дополнительного образования детей и подростков. Рассматривается урок джазового танца как новая форма общения педагога с учащимися, способствующая их личностному развитию и самоопределению.
ABSTRACT: This article presents a model of the organization of developing educational space, implemented in the choreographic education in the context of additional education of children and adolescents. Considered a lesson of jazz dance as a new form of communication of the teacher with students, contributing to their personal development and self-determination.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дополнительное образование, развивающее образовательное пространство, джазовый танец, современная хореография, импровизация, коммуникативные отношения
KEYWORDS: additional education, developing educational space, jazz dance, modern choreography, improvisation, communication relations
В настоящее время приоритетными направления в работе учреждений дополнительного образования является создание человеку возможности для удовлетворения потребности к творчеству, жизненному самоопределению, творческой самореализации личности, адаптация к жизни в обществе, активизации деятельности учащегося с установкой на саморазвитие личности. «В потоке инновационных преобразований российского общества возрастает необходимость формирования и развития творческой личности, способной к адаптации и преобразующей деятельности с позиции социальной ответственности и ценностных представлений, выработанных общечеловеческой культурой. Создание необходимых предпосылок для социально ориентированной, деятельной креативно мыслящей личности есть основная задача современного российского образования» [1, 97].
В связи с этим обновляются функции педагога дополнительного образования, педагог согласовывает задания, обеспечивает консультацию и помощь в разрешении конкретных проблем, содействует учащимся, способствует организации образовательной среды и пространства, комфортного группового взаимодействия, продуктивной работы и обсуждения, создает педагогические условия для оценивания и рефлексии учебной деятельности, организует контроль за соблюдением установленных правил. Первостепенная роль педагога заключается в том, чтобы стимулировать самоопределения, самопознания, самореализацию, самовоспитание и саморазвития обучающегося, соотвественно этот же принцип будет основой при организации развивающего образовательного пространства на занятиях хореографическим искусством с детьми и подростками в условиях дополнительного образования.
«Целью … является организация такого образовательного развивающего пространства, в котором будут формироваться индивидуально-психологические и специальные способности обучающихся к самоопределению, саморазвитию и самопознанию в новых образовательных и иных системах. Это необходимо сделать, для того чтобы учащийся научился самостоятельно приобретать знания, уметь работать с информацией, стимулировать её, видеть и решать возникающие в разных областях проблемы» [2].
В настоящее время в систему дополнительного образования, наряду с традиционными методиками, входят и методики преподавания современных направлений хореографии, например, разновидностей джазового танца. Джазовый танец - яркое, экспрессивное, динамичное направление, наполненное ритмом, особой пластикой и свободой движения, в нем нет канона. Современные направления хореографии требуют особого мышления педагога, способностей к художественной интерпретации, умение организовать образовательное развивающее пространство урока таким образом, чтобы наряду с развитием технического потенциала ребенка происходило его творческое и личностное развитие. «Для современного танца характерен философский подход к движению, который обусловлен постоянным поиском новых взаимоотношений тела и разума, тела и пространства, самого тела и его возможностей, то есть в танце главенствует концепция постоянных исследований возможностей тела к движению - и не только танцевальному» [3, 81]. Известный педагог джазового танца М. Маттокс четко сформулировал разницу в подходах к исполнению современного танца, он говорил, что классику танцуют телом, джаз - сердцем, а модерн - головой. Своим взрывным темпераментом джазовый танец обязан африканской танцевальной культуре, на основе которой зарождается в конце XIX века в Новом Орлеане вместе с возникновением джазовой музыки. Это не случайно, ведь музыка, ритм и танец являются основой культуры Африки. Испытывая влияние танцевальных стилей, в большей степени, народов Южной Африки джазовый танец сформировался как система именно в США, объединив европейские и африканские традиции. Джазовый танец многогранен и открыт, он развивается уже более столетия и продолжает эволюционировать. Появляется многообразие различных техник, которые имеют именное происхождение, создавались известными педагогами и хореографами - техники Джордано, Луиджи, Мэттокса. В процессе своего развития джаз танец обращается к наработкам и средствам выразительности классического, народного, модерн, степ танцев, видоизменяется, ассимилирует, органично объединяется с другими стилями и направлениями. Так появляются театральный (бродвейский) джаз, латино джаз, лирический джаз, афро-джаз, хореографические спектакли на основе джазовой лексики. В настоящее время происходит слияние джазового танца с популярными уличными направлениями стрит-джаз, фанки-джаз. Джазовые элементы присутствуют в таких танцевальных направлениях, как нью-стайл и хип-хоп. Такое многообразие стилей, открытость, энергетика, жизнеутверждающий характер делает джазовый танец интересным для детей и подростков, является стимулом для занятий хореографическим искусством и уникальным средством обучения, направленнного на решение целого спектра задач и возможности организации полноценного развивающего образовательного пространства на уроке хореографии. Большое значение в организации и положительном влиянии развивающего образовательного пространства играет педагог. Продуктивность деятельности педагога зависит от наличия у него определенного объема знаний, умений в области хореографии, педагогики, психологии, анатомии и т.д., способностью выстраивать свою профессиональную деятельность. Педагог многофункционален, в поиске способов, средств и методов работы с детьми на уроке он проявляется поочередно в разных видах, новатором, рассказчиком, танцовщиком, другом, провокатором, аналитиком, режиссером, балетмейстером и т.п. Главное, что он должен обладать определенными личностными качествами и строить свое поведение в классе таким образом, чтобы увлечь учеников творческим процессом, разбудить активную познавательную деятельность, наполнив занятие высокой эмоциональностью, ярким темпераментом, свойственным джазовому танцу. Для успешной организации развивающего образовательного пространства в процессе изучения джазового танца мы сформулировали основные направления работы:
1. Хореографическое и физическое развитие учащихся
Соединив классическую осанку и культуру поведения с модерновой работой корпуса и африканским темпераментом, джазовый танец становится уникальным явлением в мировой хореографической культуре, способный расширить спектр исполнительских возможностей. В процессе изучения и совершенствования джазовой техники и манеры исполнения движений, развиваются физические и хореографические способности детей и подростков, в том числе координации движений, подвижность позвоночника, устойчивость. Джазовый танец активно задействовует все тело, он раскрепощает, добавляет в исполнение пластичность, выразительность танцевальных движений, дарит свободное владение телом, энергетику и объёмность в движения. Поскольку джаз - это танец формы, исходящий от исполнителей во внешнюю пространственную среду, важно, не забывать о художественной стороне исполнения движений, и с первого года обучения заботиться о выразительности исполнения отдельных движений и комбинаций, и, наряду с улучшением технической подготовленности, донести понимание манеры джазового танца до учеников. Поэтому в структуре урока необходимо грамотно сочетать учебные комбинации с танцевальными, не превращать технику в самоцель, не увлекаться сложными элементами при разучивании с детьми, инспользовать принцип «от простого к сложному», постепенно усложнять объем и интенсивность нагрузки, обращая внимание на художественный образ, характер музыки и движения. Урок начинается с разогрева и предварительной растяжки, далее следует экзерсис на середине с изучением особенности изоляции частей тела, в дальнейшем вводятся движения по фигурам (круг, квадрат, крест, восьмерка), движения соединяются в комбинации, добавляются скручивания, исполняются в режиме нон-стоп. Для формирования технической базы в основной части урока проучиваются элементы джазового экзерсиса: plie, battement tendu, battement tendu jete, rond, battement fondu, frappe, adagio, grand battement, tours и различные прыжки. Для развития пластики тела, улучшения гибкости и подвижности позвоночника используются различные упражнения на изгибы, перегибы, падения, раскачивание корпуса. Постепенно учащиеся изучают особенности джазового танца, оттачивают прямые и завернутые позиции ног, графичные позиции рук, учаться широко двигаться на plie, перераспределять мышечное напряжение в контрастных движениях, исполнять движения со смещением баланса, использовать принцип «импульс и ведение», состредотачивая движения от центра тела. Вторая половина урока посвящена творческим заданиям, импровизации и изучению танцевальных комбинаций с использованием прыжков, вращений, пробежек, падений. На основе танцевальных комбинаций создаются коллажи, этюды, танцевальные номера. В композициях используются групповые построения, дуэтное, сольное исполнение, импровизация. Это важный раздел урока, с помощью комбинаций учащиеся проявляют индивидуальность в исполнении танца, навыки и знания, приобретенные в процессе обучения, учатся владеть сценическим пространством, правильно распределять себя на сценической площадке.
2. Теоретические знания
Помимо практического материала, важно предоставлять учащимся и теоретическую информацию об особенностях и целесообразности движений в джазовой хореографии, рассказывать основных принципах строения тела и мышечной работы при тех или иных движениях частей тела, приводить примеры творчества исполнителей и балетмейстеров в сфере джазового танца.
3. Развитие творческого потенциала
Развитие креативности - фантазии, творческого мышления, способности к сочинительству. Урок джазового танца - это не традиционный урок хореографии, важно включать в пространство урока систему развивающих заданий с целью творческого развития детей на основе элементов: сочинения, исполнения, импровизации. Сопутствующим термином джазового урока является импровизация, которая является основой художественного творчества. «…понятие «импровизация» для нас есть нечто большее, чем просто способность неожиданно придумывать и создавать на заданную тему. Да, это способность, но это еще и искусство диалога, игры, где все выразительные средства воспринимаются как стиль, смысл которого - в происходящем, а не в результате» [4].
Необходимо учить детей создавать пластические образы, передавать телом эмоции и физические состояния, настроения, чувства, формировать у них стремление к самовыражению. Использование творческого воображения детей и умение придумывать и исполнять что-то оригинальное позволяют превратить обучение танцу в самую приятную физическую активность. Когда способность ученика к творческому мышлению оценивают не только педагоги и родители, но и ровесники, это может привести к росту уверенности в себе и повышению самооценки.
В процессе работы над хореографическим номером учащимся необходимо умение создать в пластике различные образы, поэтому для подготовки психофизического аппарата возможно использование упражнений, способствующих созданию пластической характеристики образа, развивающие фантазию и наблюдательность. Существуют варианты упражнений: педагог задает один образ для всех учащихся или учашиеся делятся на пары и придумывает себе образы и взаимодействие или педагог задает разные образы каждому учащемуся, тем самым создавая единую сценическую композицию. Весь тренинг осуществляется в динамике с использованием любых танцевальных и пантомимных движений. Еще один пример пластического тренинга, направленного на развитие сочинительства и самостоятельной постановочной работы учащихся, ощущения композиционного рисунка, построение композиций через взаимодействие партнеров. Группа учащихся поочередно придумывает статичные позы, и создают «картину»: продолжая хореографическую цепочку, повторяя позы друг друга, в конце добавляя свой вариант или создают цепочку элементов, вытекающих один из другого или создают групповую композицию, при которой все участники выделяют своей позой или движением солирующего участника. Упражнения тренинга могут исполняться в статичном положении и в динамике.
3. Музыкальное развитие
Джазовая музыка сложная по структуре и является ключевой на уроке, именно от нее рождаются новые образы. Грамотно подобранная, яркая, запоминающаяся детям и подросткам джазовая музыка способствует развитию музыкальности и чувству ритма. Это может быть классический джаз или музыка в современной обработке acid jazz или в сочетании со звучанием барабанов. Быстро сменяющийся джазовый темпоритм, синкопированность движения способствует значительному развитию музыкально-ритмической координации.
4. Психологический аспект
Снятие психологической закрепощенности и мышечных зажимов средствами джазового танца. Для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса необходимо выстраивать работу на уроке по принципу - на джазовый танец радостно смотреть, и его радостно исполнять. Помнить, что для детей танец - это развлечение, и получение удовольствия от похвалы за успешное выступление, от участия совместно с другими детьми в таком увлекательном занятии, от улучшения внешнего вида и настроения после занятия. Все это может оказать существенное влияние на выбор детьми активного образа жизни в последующие годы. Использование игровых методик, пластических тренингов на уроке также создает благоприятную атмосферу на занятии и способствует быстрому освоению материала. Пластические тренинги - это тренинги средствами движения по двум направлениям: тренинг двигательных навыков и тренинг, развивающий движение мышления. Примеры таких тренингов: «Контрастные движения», «Контрастные позы», «Быстрые и медленные движения», «Чувства и эмоции», «Разделение пространства», «Широкое и узкое передвижение», «Без позвоночника» - волнообразные движения, способствующие изучению возможностей тела, «Расслабленное движение», возможны задания с приемами пантомимы и взаимодействием с воображаемыми объектами и т.п.
5. Развитие коммуникативных отношений
Основой успешности достижения цели и задач урока является создание условий для обеспечения комфортного самочувствия ребенка в коллективе. Прежде всего, речь идет о душевном комфорте, который характеризуется состоянием внутреннего спокойствия, отсутствием разлада с самим собой и окружающим миром. Технику импровизации актуально и эффективно использовать в целях развития коммуникативных отношений, развития умения общаться, социальной адаптации детей. Для снятия мышечных зажимов и подготовке к совместной деятельности возможно использование в начале каждого занятия упражнения на установление визуального контакта. Упражнение «Приветствие»: учащиеся стоят на месте, соблюдая дистанцию, достаточную для свободного выполнения упражнения и хлопают ритмический рисунок мелодии, делая по хлопку на начало каждого из восьми тактов. (1) - хлопок, (2-7) пауза и снова. На счет (7,8) - нужно улыбнуться и сделать небольшой дружеский жест, помахав тому, кто стоит рядом. Упражнение повторяется. Далее, продолжая выполнять упражнение, дети двигаются по классу, встречая и привестствуя друг друга [5, 207]. Еще один пример - упражнение «Кораллы»: дети стоят по одному друг за другом. Начинает тот ребенок, который стоит последним. Встает впереди, придумывая какю-либо позу и обязательно соприкасаясь какой-нибудь частью тела с предыдущим человеком. Прикасаться можно рукой, ногой, спиной, головой, плечом, ухом, носом. Нужно помнить об уровнях (высокий, средний и низкий). При упражнениях в парах или в малых группах, снимаются барьеры, возникающие при речевом общении, исчезает страх прикосновения, создаются благоприятные условия к сотворчеству, содружеству, появляется чувство коллектива. Работа строится на взаимопомощи, взаимодоброте, взаимоотдаче, взаимодоверии, взаимоподдержки и соответствует развитию коммуникативных компетентностей. Когда исчезает страх, обучающийся начинает положительно осознавать свое «Я» и воспринимать чужое, что помогать не только в работе в парах в танцевальных постановках, но и мобилизовать свой творческий потенциал. Когда уходит страх и ученик понимает возможности своего тела, то навыки танцевальной импровизации развиваются более продуктивно: выстраиваются отношения с пространством, временем, зрителем, своими телесными возможностями [6].
Подведем итог. Урок джазового танца - это новая форма общения взрослого с детьми, что вызывает необходимость поиска педагогом инновационных подходов к подготовке и проведению занятий. В процессе изучения джазового танца или любого современного направления хореографии помимо решения задач по техническому освоению материала, возможно решение в полной мере ряда учебно-воспитательных задач, в том числе относящихся к личностному развитию и самоопределению учащихся. Для повышения эффективности обучения в хореографическом образовании необходимо организовывать развивающее образовательное пространство, уделяя внимание развитию физической и духовной культуры, формированию гармоничного тела с выразительными пластичными движениями, способности к созданию образа, творческому мышлению, импровизации, эмоциональности, коммуникабельности, социальной адаптации детей и подростков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Казакова Е.И. Дополнительное образование в России: вчера, сегодня, завтра// Соц.-гум. вестник/Краснодар. 2011. - С. 95-100.
2. Антонелене Э.Н. Моделирование образовательного развивающего пространства нового уровня в современном образовательном учреждении [Электронный ресурс]//24.08.11. Режим доступа: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=952 (дата обращения: 02.03.16).
3. Никитин В.Ю. К вопросу методики изучения образцов и репертуара современного танца в процессе профессионального образования// Academia: Танец. Музыка. Театр. Образование. 2015. № 4 (40) - С.81-84.
4. Краглик И. Урок джазового танца [Электронный ресурс] //Газета Спорт в школе. 2006. № 21(400). Режим доступа: http://bmsi.ru/doc/588b3b83-4a60-4d22-8b71-8f6706b97524/print (дата обращения 15.03.16).
5. Холл Д. Уроки танцев. Лучшая методика обучения танцам//пер. с англ. Т.В. Сидориной. - М.: АСТ Астрель, 2009. – 409 с.
6. Васнецова И. Развитие коммуникативных отношений средствами хореографии [Электронный ресурс] //20.10.14. Режим доступа: http://www.horeograf.com/publikacii/razvitie-kommunikativnyx-otnoshenij-sredstvami-xoreografii.html (дата обращения 10.03.16).