СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по музыке

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы и приёмы  как средство формирования интереса младших школьников к музыкальной культуре. 

Просмотр содержимого документа
«Статья по музыке»

Методы и приёмы как средство формирования интереса младших школьников к музыкальной культуре

Н.В.Колганова

М.В.Макарова

Ю.И.Хайдукова

МБОУ ООШ №38

Россия, г.Ленинск-Кузнецкий

Е – mail: [email protected]



На современном этапе наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью.

Процесс личностного становления ребёнка не должен сводиться к развитию отдельных качеств (интеллектуальных, физических и других), поэтому обучение должно способствовать воспитанию в учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры. Все дети соприкасаются с миром прекрасного , и в идеале каждый предмет должен эстетически воспитывать, раскрывая красоту и целесообразность окружающего мира. В этом велика роль уроков музыки , с наибольшей силой воздействующей на эмоциональный мир школьника и облагораживающей его душу. С особой остротой становится проблема интереса, увлечённости как фундаментальная проблема не только музыкальной, но и общей педагогики школы. Систематическое усвоение знаний о музыке, формирование умений и навыков должно быть направлено прежде всего на развитие эмоциональной отзывчивости, интереса детей у музыке. В противном случае этот процесс может принести музыкальному воспитанию больше вреда, чем пользы.

Школьникам на уроке музыке нужно учиться, в частности, прилагать усилия к достижению более высоких художественных результатов в исполнении музыки. Но процесс духовного познания музыки – это деятельность эстетически окрашенная, она должна прежде всего приносить радость при живом соприкосновении с искусством. Выполнение технических заданий, непосредственно не связанных с художественной образностью музыкальных произведений, чуждо уроку музыки. Проблема построения занятий в большей мере связана с тем, как учитель увлечёт искусством своих воспитанников. «Учитель музыки», - отмечает Д.Б. Кабалевский, - всегда должен помнить, что если скука нетерпима на любом школьном уроке, то трижды нетерпима она на уроке искусства. Проблема интереса, увлечённости поднимается до уровня основополагающего принципа музыкальной педагогики.

Сформировать в детях интерес к музыке и привить к ней любовь только способом «насыщения» музыкально-слуховых впечатлений нельзя. Накопление впечатлений - это лишь этап, способный вызвать более или менее стойкий интерес у школьников к музыке. Нужны активные педагогические методы, которые стимулировали бы интерес к музыке. Такими методами являются:

  1. Пластическое интонирование;

  2. Моделирование художественного –творческого процесса;

  3. Сравнение и сопоставление сходных, или наоборот, контрастных образов.



«Пластическое интонирование» Вероники Куэн.

- движение под пение учителя (произвольное);

- деление мелодии на предложения (передать какой-нибудь предмет в паузах между предложениями);

- сопровождение пения учителя на инструменте (барабан, треугольник, бубен, ложки);

- сопровождение пения учителя движениями рук, например в песне «Сурок» - шарманка;

- спеть песню на любые слоги, соответствующие характеру музыки;

- спеть песню так, как поют в хоре со словами.



Моделирование художественно-творческого процесса.

Школьники становятся в позицию творца-композитора, творца-поэта, как бы заново создающих произведения искусства для себя и для других людей, например, создание сказки.



Сравнение и сопоставление.

Сначала для сравнения берётся контрастное произведение. Постепенно вводятся произведения с менее контрастными признаками, дети приучаются к более сложным аналитическим операциям. При сравнении обращается внимание на их темп, содержание, ритм, мелодию и так далее.

Учитывая, что у детей младшего школьного возраста повышена двигательная потребность, работа по постижению музыкальной грамоты проводится с помощью следующих приёмов :

- приём формирования звуко-высотного слуха в музыкально-ритмических движениях;

- активизация ритмического чувства в музыкально-ритмических движениях;

- формирование представлений о темпе в музыкально-ритмических движениях;

- формирование представлений о динамике в музыкально-ритмических движениях;

- формирование представлений о музыкальном синтаксисе в музыкально-ритмических движениях.