доклад
Е.П.Лаврова Е.П.
Новые (успешные) образовательные технологии в деятельности специалистов психолого-педагогического сопровождения как средство повышения познавательной активности и социальной компетентности обучающихся.
Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.
Искусство основано на интуиции, технология - на науке.
С искусства всё начинается, технологией заканчивается,
чтобы затем всё началось сначала.
В.П.Беспалько
Одной из задач работы школьного логопеда является выявление и развитие способностей каждого ученика на основе личностно ориентированного подхода в обучении и постепенного перехода к личностно деятельному, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, способной адаптироваться к условиям нестабильного социума.
Всё чаще речевые патологии имеют комбинированную форму, когда у ребёнка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера. Также происходит снижение уровня учебной мотивации у школьников, что отрицательно влияет на качество образования. (Коробченко Т.В., Розова Ю.Е., Смирнова В.П.)
Успешное овладение знаниями невозможно без интереса детей к учёбе. Нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда – перспективные средства коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими системное нарушение развития.
Появились новые подходы к извечным проблемам: как и чему учить. Создаются новые технологии, разрабатываются новые методики преподавания, появляются нестандартные формы проведения уроков, вариативные программы и учебники и т. д. Успех в обучении во многом зависит от мастерства учителя и учета индивидуальных способностей обучающихся.
Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). Специфика педагогической технологии состоит в том, что построенный на ее основе педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей.
Инновационный опыт в моём понимании — это «держать руку на пульсе» современной педагогики,
Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века!
В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопеды используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, инновационные технологии, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.
Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких школьников— это тяжелый труд.
Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в середине-конце XX века. Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с физическими индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно - развивающий процесс становится более результативным и эффективным.
«Создавайте идеи и развивайте их. И тогда вас можно будет назвать современным педагогом» — отмечает доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Смирнов.
Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к логопеду, в предвкушении того, что же ждёт их сегодня. А что же может их ждать?
Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного Образовательного Стандарта, приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей.
Коррекционно-логопедическая работа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Поэтому особое значение я уделяю современным - образовательным технологиям:
1.Личностно-ориентированное обучение
Личностно-ориентированное обучение происходит из признания уникальности субъектного опыта самого обучающегося, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в освоении языковой действительности. С помощью личностно-ориентированных технологий мне удалось реализовать индивидуально-дифференцированный подход к коррекции нарушения речи детей.
Личностно-ориентированные технологии использую при создании организационного момента к занятию в целом или к конкретному заданию - перед детьми ставлю проблемную ситуацию, которую требуется решить.
Использую инсценировки и этюды при проведении занятий по развитию связной речи. Этот прием помогает сделать ребенка активным субъектом деятельности, позволяет ему реализоваться в театрализованной деятельности. При этом детям позволяю самим выбрать роли, распределить их между собой, учитывая индивидуальные потребности и возможности участников инсценировки.
Чтобы дети лучше вживались в образ, использую маски героев и другие атрибуты (шляпы, платочки и др.). После проведения этюда, инсценировки, обязательно провожу обсуждение, рефлексию и подвожу итоги. Данный вид деятельности использую при планировании занятий по развитию связной речи, что способствует повышению мотивации к занятию, развитию интонационно-выразительной стороны речи, эмоциональной сферы.
2. Игровые технологии.
Для повышения мотивации детей к занятиям и увеличения результативности коррекционно-развивающей работы применяю игровые технологии.
Игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию детей и проходит не формально, а заинтересованно.
Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие высших психических функций.
Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент.
В кабинете подобраны игрушки, реальные предметы, объекты природы (овощи, фрукты, шишки, камешки, песок), дидактические игры.
Игрушки использую, как героев, создающих мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Почти на каждое занятие «приходит гость». Появление «гостя» погружает детей в игровую ситуацию, где дети, обучая «гостя», сами приобретают навыки.
Игры с предметами развивают мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) и совершенствуют речь.
С помощью дидактических игр «Подскажи словечко», «Назови ласково» провожу работу по закреплению навыков словоизменения и словообразования. Игры «Чего нет?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек» использую в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизации словаря.
Обучающиеся с удовольствием играют в настольно-печатные игры. Они помогают уточнить и расширить представления об окружающем мире, систематизируют знания, развивают мыслительные процессы.
Конструирование— это игра, на основе, которой формируются продуктивные виды деятельности. Они способствуют становлению познавательных процессов, речевому, эмоциональному, творческому развитию, самостоятельности и произвольности процессов. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов, разнообразные игровые поделки.
В своей логопедической работе я с успехом применяю игру-головоломку
«Танграм». Игра способствует развитию внимания, воображения, мышления, комбинаторных способностей, мелкой моторики.
Одна из любимых игрушек детей — это мяч. Детям с речевыми нарушениями с трудом даются такие движения, как передача мяча с небольшого расстояния (перекидывание, попадание в цель — «ладошки», попытка поймать мяч), перекатывание и захват мяча.
Словесные игры с мячом — отличное решение задач по закреплению речевых навыков в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность, развитию общей моторики, навыков самоконтроля при выполнении задания.
Игровые технологии являются составной частью педагогических (образовательных) технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые.
Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Однако в системе российского образования игровые технологии по сей день остаются «инновационной технологией».
3. Здоровьесберегающие технологии
Эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, скованные и не координированные движения при выполнении упражнений, недостаточно развитая моторика пальцев рук свойственны детям с речевыми недостатками.
Применяя в работе здоровьесберегающие технологии (дыхательная, зрительная, мимическая, артикуляционная и пальчиковая гимнастики, физкультминутки, динамические паузы, психогимнастика, релаксация, сказкотерапия, биоэнергопластика, аромотерапия), я повышаю результативность коррекционного процесса, сохраняю и укрепляю здоровье детей, способствую речевому развитию воспитанников.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания. Во время упражнений учу детей выполнять короткий, глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох. При освоении дыхательной гимнастики дети начинают самостоятельно регулировать продолжительность, силу выдоха, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.
Артикуляционная гимнастика - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Главная задача - выработать точность, силу, темп, переключаемость движений. Для развития артикуляционного аппарата и мимики использую сказки о веселом Язычке (артикуляционная гимнастика в картинках, мимический колобок). Упражнения подбираю с учётом конкретного нарушения у ребёнка.
Особое внимание уделяю развитию мелкой моторики, так как тренировка пальцев и кистей рук стимулирует речевое развитие ребенка.
С.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияют на центры развития речи, развивают ручную умелость, помогают снять напряжение.
Провожу пальчиковые игры: с мелкими предметами, игры со скороговорками, игры со стихами, использую различные шнуровки, мозаики.
Также использую физминутки, во время проведения, которых движения сочетаются со словом, развивается мышечная активность, корригируется недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, в умело подобранном несложном стихотворении, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.
Активно использую «Су-Джок». Эта терапия расширяет представления современного специалиста по развитию мелкой моторики.
Коррекция звукопроизношения невозможна без работы над выразительностью речи, её осмысленному дублированию в таких видах деятельности, как пересказ, заучивание стихов, скороговорок.
Я использую приём символической аналогии, который облегчает процесс запоминания – мнемотехнику. Суть мнемотехники — на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).
Мнемотехника использует естественные механизмы (наглядно-образной памяти) мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
4. Технология наглядного моделирования.
Технология наглядного моделирования облегчает запоминание у детей и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Применение в учебном процессе: используются мнемотаблицы, коллажи, лэпбуки при обучении составлению описательных рассказов, пересказов, заучивании стихов, для обогащения словарного запаса, а также при автоматизации звуков. Обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Я использую приём символической аналогии, который облегчает процесс запоминания – мнемотехнику. Суть мнемотехники — на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).
Мнемотехника использует естественные механизмы (наглядно-образной памяти) мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Результатом использования данной технологии является: облегчение обучающимся с СНР в овладении связной речью, т.к. использование картинок, символов, облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;
5.Технология проблемного обучения.
Технология проблемного обучения направлена на усвоение способов самостоятельного приобретения знаний, умений, навыков, мотивирование поиска существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать.
Применение в учебном процессе: создание для обучающихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний.
Результатом использования данной технологии является: самостоятельность обучающихся, творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развитие мыслительных и творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации.
6.Технология сотрудничества.
Технология сотрудничества направлена на реализацию равенства, партнерства в отношениях педагога и обучающегося, гуманно-личностный подход к школьнику. Обучение в сотрудничестве - это совместное (поделенное, распределенное) расследование, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не открывая объективные реалии, потребляя знания в уже готовом виде.
Совместно с детьми вырабатываются цели, содержание занятий, дается оценка, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Важнейшее место в нем занимают отношения "педагог - ребёнок". В концепции сотрудничества ребёнок представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.
Результатом использования данной технологии является: развитие навыков культуры общения, создание атмосферы сотрудничества и равенства, развитие самостоятельного критического мышления.
7.Технология развивающего обучения.
Технология развивающего обучения направлена на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого обучающегося, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения; формирование теоретического мышления и сознания.
Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и обучающихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности детей. Взаимодействие щкольников с окружающей средой как самостоятельных субъектов на всех этапах деятельности: целеполагание, планирование, организация, реализация целей, анализ результатов деятельности.
Результатом использования данной технологии является: усвоение новых знаний и приобретение умений творческой деятельности. Развитие внимания, наблюдательности, активного мышления, активизация познавательной деятельности. Технология развивающего обучения рассматривают ребенка как самостоятельного субъекта процесса обучения, взаимодействующего с окружающим миром.
8. Технология дифференцированного обучения
Дифференцированный подход является основой индивидуально ориентированной системы обучения, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей.
Среди дифференцированных заданий широко распространены задания различной направленности: устраняющие пробелы в знаниях, и задания, учитывающие имеющиеся у обучающегося предварительные знания по теме.
Для реализации дифференцированного подхода в обучении можно использовать карточки – задания трех уровней сложности:
Каждому уровню усвоения материала соответствуют определенные требования к действиям обучающихся и оценка.
9.Технология позитивного настроя.
Технология позитивного настроя направлена на создание ситуации успеха.
Применение в учебном процессе: на всех этапах образовательной деятельности использую такие направления как: метод позитивного настроя; аффирмации позитивного утверждения; метод поддержки и похвалы; прием комплимента; звукотерапия; сказкотерапия; метод волшебный рисунок (рисуем то, о чем мечтаем); метод визуализации «волшебный экран» (представляем то, о чем мечтаем).
В результате обучающиеся активнее познают окружающий мир, запоминают и делают определенные, собственные умозаключения.
10. Цифровые образовательные технологии
Цифровые образовательные технологии направлены на положительное воздействие на различные стороны речи, психическое развитие детей, расширять уровень образовательных возможностей с помощью современных мультимедийных средств.
Использую цифровые образовательные технологии в виде электронных пособий для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе: «Улица сезам», «Занятия с Тигрой», «Уроки тетушки Совы», «Логопедические игры», «Артикуляционные упражнения», игры «Мерсибо», мультимедийное приложение и т.д.
При демонстрации презентационных материалов ребята лучше воспринимают обучающий материал, у них повышается интерес к изучению нового, активизируется познавательная деятельность, развивается мышление.
11.Логопедические технологии.
Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.
Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
К ним относятся хорошо известные специалистам:
Цель логопедического обследования:
определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере.
Задачи:
1) выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;
2) выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения;
3) выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности.
Грибова О. Е. выделяет 5 этапов логопедического обследования.
1 этап. Ориентировочный.
2 этап. Диагностический.
3 этап. Аналитический.
4 этап. Прогностический.
5 этап. Информирование родителей.
Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой (1991) выделены следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста:
1 этап.Ориентировочный этап;
2 этап.Дифференцировочный этап;
3 этап.Основной;
4 этап.Заключительный (уточняющий этап).
М.Е. Хватцев, М.Ф. Фомичёва Е.М. Мастюкова, Е.Ф.Архипова
Цель: Исправление различных видов нарушений произношения звуков: их отсутствия, замены, искажения.
Постановка и автоматизация звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях.
Развитие фонематических процессов: фонематического слуха, дифференцирования звуков близких по акустическим и артикуляторным характеристикам.
Развитие речевого слуха.
Технология коррекции звукопроизношения осуществляется в несколько этапов
I. Подготовительный этап:
1)Формирование точных движений органов артикуляции с помощью игровых комплексов артикуляционной гимнастики, уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, активизация мышц речевого аппарата с помощью массажа.
2) Формирование направленной воздушной струи с помощью системы дыхательных упражнений.
3) Развитие речевого слуха, фонематических процессов и представлений с помощью фонетических упражнений и авторских логопедических сказок.
II.Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.
Постановка звука.
III. Этап. Автоматизация звука изолированно, в слогах, словах, предложениях и в самостоятельной речи с помощью вербального и картинного материала, мультимедиа презентаций серии «Путешествие со звуками».
IV. Этап. Дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам в изолированном положении, в слогах, словах, предложениях и собственной речи с помощью картинных материалов и заданий к ним. Контроль за речью детей.
Результат использования образовательной технологии:
Дети умеют правильно и чётко произносить все звуки русского языка в любых речевых ситуациях в соответствии с возрастными нормами.
Дети имеют развитый речевой слух, дифференцируют звуки речи на слух и в произношении изолированно и в составе слов, произносят слова, имеющие в составе близкие по артикуляции звуки, не изменяя звуковую наполняемость, узнают и различают слоги и слова близкие по звуковому составу.
Существуют определенные методики, направленные на восстановление этой важной функции: дифференциация ротового и носового выдоха у детей с ринолалией А.Г. Ипполитовой; снятие напряжения с мышц всего тела и органов артикуляции у заикающихся детей Н.А. Рождественской, Е.Л. Пеллингер; оздоравливающие и целительные методики К.П. Бутейко, А.Н. Стрельниковой; образная гимнастика по М. Норбекову и др. Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма.
Развитие речевого дыхания осуществляется поэтапно:
Постановка диафрагмального типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха.
При диафрагмальном типе дыхания происходит полное расширение грудной клетки, максимальная вентиляция всех участков легких. Напряжение нижних межреберных мышц позволяет удерживать диафрагму в сокращенном состоянии, что ведет к спокойному, равномерному выдоху, незаметному для окружающих. Таким образом, диафрагмальное дыхание является наиболее глубоким, сильным, экономичным для производства речи.
Данный этап формирования дыхания заключается в выполнении комплекса физических упражнений. Различают статические и динамические упражнения. Статические упражнения производятся либо при полной неподвижности тела, либо сопровождаются легкими движениями. Их цель - выработка дифференцированного дыхания через рот и нос, приобретение навыков речевого диафрагмального типа дыхания с преимущественной тренировкой удлиненного выдоха.
Упражнения включают дутье на вату, воду, надувание мыльных пузырей, резиновых игрушек, шаров, игру на детской дудке, свирели, губной гармонике (что развивает губную мускулатуру и оживляет кинестетические ощущения от выдоха).
Для автоматизации диафрагмального дыхания на фоне выдоха длительно произносятся гласные звуки (шепотом и громко), щелевые глухие согласные изолированно и в сочетании с гласными (шепотом и громко), звонкие щелевые согласные изолированно и в сочетании с гласными, глухие взрывные согласные только в сочетании с гласными в прямых слогах (шепотом и громко), звонкие взрывные согласные только в сочетании с гласными в прямых слогах. Таким образом, в сочетании артикуляционных и несложных дыхательных упражнений формируются навыки речевого дыхания.
Дифференциация ротового и носового выдохов
Для развития фонационного дыхания также подбираются упражнения, тренирующие дифференцированный вдох и выдох через рот и нос. Эти упражнения подготавливают дыхательный аппарат к фонации, помогают ощутить работу дыхательных мышц, особенно диафрагмы.
В результате выполнения упражнений на дифференциацию ротового и носового выдохов ребенок учится ощущать разницу в направлении воздушной струи.
После статической дыхательной гимнастики выполняются динамические дыхательные упражнения. Начинают тренировки с 30-45 секунд за прием, постепенно увеличивая нагрузку в течение двух недель до 2 минут. Упражнения выполняют 5-6 раз. В дальнейшем число тренировок может быть доведено до 3 раз в день по 2 минуты за прием. Если дутье вызывает головокружение, то продолжительность упражнения сокращается до 15-20 секунд. Общеразвивающий комплекс дыхательных упражнений рекомендуется проводить в течение всего периода логопедической работы.
В работе с детьми, начиная со старшего дошкольного возраста, можно использовать приемы парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Она способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха. При выполнении комплекса упражнений парадоксальной дыхательной гимнастики динамические упражнения сопровождаются движениями рук, туловища и ног. Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох - пассивен. В отличие от традиционной дыхательной гимнастики при слегка сомкнутых губах делается шумный короткий вдох носом. Выдох осуществляется свободно через рот. Все упражнения делаются в определенном ритме.
Формирование речевого дыхания.
Речевое дыхание характеризуется коротким вдохом и удлиненным выдохом. В момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при дыхании без речи, при этом увеличивается объем выдыхаемого и вдыхаемого воздуха (приблизительно в три раза), усиливая давление воздушной струи.
Работа по формированию речевого дыхания включает в себя обучение умению распределять выдох в процессе речи и осуществлять «добор» воздуха в процессе речи.
Распределение выдоха в процессе речи заключается в формировании умения сознательно делить объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки. Четкое распределение выдоха необходимо для правильного членения фразы на интонационно-смысловые единицы речи - синтагмы.
Упражнения по формированию умения распределять выдох сначала проводятся с использованием слогов. Для этого используется прием наращивания слогов, составленных с одним из согласных звуков - сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными звуками. Слоги произносятся на одном дыхании громко, отрывисто и равномерно. Постепенно количество произносимых на одном выдохе слогов увеличивается.
Затем упражнения на распределение воздуха проводятся на материале слов, словосочетаний, фраз. Каждое увеличение цепочки на одно слово отрабатывается в течение 1 дня. Увеличение количества слов можно производить ежедневно.
В процессе работы над дыханием необходимо научить ребенка быстро, энергично, а главное, незаметно для слушателей добирать новую порцию воздуха, пополнять его запас при каждой удобной паузе. Тренировочные упражнения сначала рекомендуется проводить с использованием детских считалочек. Затем «добор» воздуха тренируется на материале стихотворений. Добирать новую порцию воздуха необходимо после каждой строки, сохраняя связность текста. Для самоконтроля ладонь должна находиться в области диафрагмы, ощущая ее движение при вдохе и выдохе.
При подборе речевого материала необходимо учитывать особенности произношения, исключая дефектно произносимые звуки.
При отработке речевого дыхания на материале скороговорок и стихотворных текстов сначала необходимо хорошо их выучить. Только после этого можно переходить к тренировочным упражнениям.
Таким образом, формирование речевого дыхания является необходимой составной частью логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения.
Технология развития фонематического восприятия через коммуникативно-игровую деятельность.
Д.Б. Эльконин, З.Е Агранович, Н.И. Дьякова, Т.А. Ткаченко, Н.М. Миронова
Начало обучения строится на материале звукового анализа и синтеза, чтения и письма слов, произношение которых не расходится с их написанием. К приемам, использующимся на данном этапе, можно прибегать и впредь в качестве помощи ребенку в овладении произнесением слов сложного звукового состава, в коррекции аграмматизмов, если проблема написания трудного для ребенка слова является фонетической.
Так, например, если ребенок в устной речи опускает или переставляет звуки или слоги, искажает окончания и т. д., ему предлагается:
«написать» слово линиями (т.е. составить графическую схему слогового состава слова);
назвать с хлопком или без него и написать под соответствующей линией первый слог, прочитать его; подобным образом поступить с остальными слогами;
многократно прочитать дефектно произносимый слог;
многократно прочитать все слово;
произнести слово (громко, тихо).
Таким образом, можно помогать обучающемуся, овладевать правильным употреблением падежных и родовых окончаний прилагательных и существительных, местоимений, числительных, согласованием в роде, числе и падеже существительных и прилагательных, окончаний глаголов.
Наряду с этим очень полезно проводить игры для развития звукового анализа. В игре 'Найди звук' дети находят заданный звук в именах, названиях предметов, придумывают слова на заданный звук и т. п.
Указанную технологию разработали и апробировали Л.И.Белякова и Е.А.Дьякова. Авторы ставят следующие задачи работы над голосом:
- развитие силы и динамического диапазона голоса;
- формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения;
- развитие мелодических характеристиков
Программные требования к звуковой культуре речи, в которую входит интонационная выразительность речи, можно представить следующим образом: овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на речевой слух (способность слышать, распознавать фонологические средства языка). Прежде всего, он усваивает линейные звуковые единицы, которые обладают самостоятельной протяженностью, следуют один за другим. Одновременно с ними выступают просодические средства: словесное ударение, интонация.
Важными средствами звуковой выразительности речи являются тон, тембр, паузы, разные типы ударений. Необходимо научить детей правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Параллельно с этим идет формирование умений правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения.
Воспитывая у детей внимание к интонационной стороне речи, взрослый развивает речевой слух, чувство тембра и ритма, ощущение силы звука, что в дальнейшем оказывает влияние и на развитие музыкального слуха. Работа над интонацией, звуковой выразительностью речи необходима для того, чтобы дети учились выражать голосом свое отношение к высказыванию, повышая или понижая голос в соответствии с контекстом, логически и эмоционально подчеркивая произносимый текст. Для этого следует чаще давать детям задания, в которых бы они упражнялись в выражении вопросительной, восклицательной, пояснительной интонации. Именно эти умения необходимы ребенку для построения связного высказывания разных типов повествования, описания, рассуждения, так как каждый из них требует разного интонационного оформления.
Работа по организации темпо-ритмической стороны речи при заикании начинается с развития координации ритмизации движений и включает решение следующих задач: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики и развитие чувства темпа и ритма неречевых и речевых движений.
В коррекционной работе с заикающимися необходимым является темпо- ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики, что достигается специальным упражнениями под музыку в процессе логопедической ритмики. Логопедическая ритмика включает разнообразные двигательные упражнения в следующей последовательности[12, с. 29]:
1) Ритмическая разминка. Цель– развитие ритмических движений под музыку, в процессе чего уточняются и развиваются координированные движения рук и ног, формируется умение менять темп и ритм движения, а также организация детей, создание «настроя» на определённый вид деятельности.
2) Упражнения, регулирующие мышечный тонус. Цель – снижение или перераспределение мышечного напряжения, воспитание пластичности движений. Используются специальные упражнения на напряжение и расслабление мышц.
3) Упражнения для развития чувства темпа и ритма. Цель–ритмизация движений, от самых простых до самых сложных, артикуляционных. Используются: ходьба, отхлопывание и отстукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, а потом пропевание слогов и слов на заданные ритмы.
4) Упражнения на развитие координации речи с движениями. Цель–ритмизация устной речи. Используются двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариванием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий.
5) Пение. Цель–коррекция темпа речи и нормализация речевого дыхания. Для этого выбираются ритмичные и мелодичные песни. Постепенно в процессе работы подбираются песни с более сложными темпо-ритмическими характеристиками.
6)Игра. В конце логоритмического занятия у детей дошкольного возраста, как правило, проводится игра, целью которой является закрепление навыков, полученных на занятиях.
В результате анализа программ и методических рекомендаций Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Н С.Жуковой, Т.А. Ткаченко, Н.В. Нищевой, с учетом вышеизложенных требований нами была разработана технология коррекции лексико- грамматической стороны речи.
Цель реализации технологии: формирование и коррекция лексико-грамматической стороны речи школьников. Задачи: -Формирование речевой активности. -Расширение пассивного и активного словаря. -Формирование навыков словоизменения. -Формирование навыков словообразования. -Формирование навыков употребления простых и сложных предложений.
В настоящее время существуют два подхода к планированию и проведению занятий по формированию лексико- грамматической стороны речи: лексический и лексико-грамматический. При лексическом подходе логопед выбирает для занятия лексическую тему, такую как «Овощи», «Фрукты», «Мебель» и др. В рамках этой темы логопед намечает для изучения различные лексико-грамматические категории.
При грамматическом подходе логопед выбирает грамматическую тему и отрабатывает ее на занятии. Лексические темы отрабатываются на другом занятии. Данный подход описан Т.А. Ткаченко. Данная технология разработана на основе лексико-грамматического подхода к построению занятий.
Направления коррекции лексико-грамматической стороны речи: Лексика: -«Осень» -«Овощи» -«Фрукты» -«Одежда» -«Обувь» -«Перелетные птицы» -«Дикие животные» -«Домашние животные» -«Зима» -«Зимние забавы» -«Зимующие птицы» -«Домашние птицы» -«Мебель» -«Рыбы» -«Насекомые» -«Игрушки» -«Профессии наших пап» -«Весна» -«Цветы»
Грамматический строй речи: -Согласование прилагательных с существительными. -Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; -Различение на слух разницы в окончаниях глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени; -Дифференциация вопросов кого? что? в зависимости от одушевленности неодушевленности существительного; -Составление 3-словного предложения по модели с заменой дополнения; -Различение на слух глаголов единственного и множественного числа; -подбор к глаголу существительных в единственном или множественном числе в соответствии с числом глагола.
Логопедический массаж — это метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Многочисленные исследования показывают, что под воздействием массажа повышается эластичность мышечных волокон, объем, сила и сократительная функция, работоспособность мышц
Логопедический массаж применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц. Изменяя состояние мышц периферического речевого аппарата, массаж в конечном счете опосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи.
Массаж может проводиться на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия, но особенно важно его использование на начальных этапах работы, когда у ребенка еще нет возможности выполнять определенные артикуляционные движения.
Дифференцированный логопедический массаж могут осуществлять логопед, дефектолог, инструктор ЛФК, который прошел специальную подготовку.
Упражнения для развития мимических мышц лица:
1) закрывание (обычное и плотное) и открывание глаз;
2) нахмуривание бровей;
3) поднимание бровей (образование продольных морщин);
4) надувание щек;
5) проглатывание слюны;
6) открывание и закрывание рта;
7) жевательные движения.
Упражнения для развития губной мускулатуры:
1) вытягивание губ вперед трубочкой;
2) растягивание их в стороны;
3) чередование движений “хоботок” — “оскал”;
4) смыкание губ (обычное и плотное) при сомкнутых и разомкнутых челюстях;
5) размыкание губ при закрытом и открытом рте;
6) мгновенное смыкание губ с разрывом (типа “поцелуй”);
7) вялый губной выдох (струя воздуха направлена под губы, щеки надуваются не напряженно);
8) целевой губной выдох (в определенном направлении с напряженными и расслабленными щеками);
9) поднимание верхней губы с обнажением зубов (плаксивое выражение лица).
Упражнения для язычной мускулатуры:
1) прикосновение кончиком языка к краю нижних зубов;
2) выдвигание языка вперед;
3) втягивание языка назад, внутрь;
4) опускание языка вниз;
5) приподнимание языка вверх;
6) боковые отведения (вправо и влево);
7) приподнимание вверх и прижимание средней части языка к боковым зубам верхней челюсти;
8) суживание языка и заострение его;
9) переключение различных позиций.
Далее переходят к специальным упражнениям, имеющим артикуляционное значение для постановки звуков.
Так, в современной логопедической практике при наличии условий активно используются не традиционные для логопедии технологии:
нейропсихологические технологии,
кинезитерапия,
гидрогимнастика,
различные виды логопедического массажа,
суджок-терапия,
гимнастика Стрельниковой,
дыхательный тренажёр Фролова,
фитотерапия,
аурикулотерапия,
ароматерапия,
музыкотерапия,
хромотерапия,
литотерапия,
имаготерапия,
сказкотерапия,
песочная, водная терапия,
различные модели и символы,
активно внедряются в коррекционно-развивающий процесс мультимедийные средства коррекции и развития,
БОС технологии
Таким образом, вышеперечисленные виды технологий нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
В конечном итоге пройдя проверку временем, в логопедической практике останутся самые эффективные и доступные для применения технологии.
Технология дидактического синквейна способствует: обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий. Является диагностическим инструментом, даёт возможность оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала. Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).
Правила составления дидактического синквейна
• первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
• вторая строка – два слова, прилагательные;
• третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
• четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
• пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).
Например
1. Кукла
2. Красивая, любимая.
3. Стоит, сидит, улыбается. 4. Моя кукла самая красивая.
5. Игрушка.
Пример синквейна:
Яблоко.
Зеленое, сладкое.
Растет, спеет, наливается.
Я ем яблоко.
Фрукт.
«Дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной и может успешно применяться в логопедической практике.
Литература
1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи / Под ред.Л.И. Беляковой. - М. Книголюб, 2005. – 56с.
2. Лебедева Н.В. Нетрадиционный подход к формированию речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. М.: 2000.
3. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. М.: 2007.
Список источников
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D0%BD
http://festival.1september.ru/articles/562494/
http://goldina-myclas.ucoz.ru/index/kriterii_ocenivanija/0-100
http://dia-creativ.ru/publ/81-1-0-2562
Сказка «Лиса и Колобок». (Звуки Л – Ль).
Бежала лиса по лесу. Хвостиком махала. (Язык вправо – влево). Навстречу ей колобок (надули щеки). Лиса облизнулась (облизать широким языком верхнюю губу). И говорит: «Сядь, колобок, ко мне на язычок И спой свою песенку. (Язык чашечкой). Колобок сел лисе на язычок, а лиса его и проглотила. (Убрать чашечку в рот)
Сказка «Репка».
Проснулся дед (ребенок ставит фигурку деда), открыл окно (упражнение «Окошко») и начал делать зарядку (упражнение «Качели»). Выпил чашечку чая (упражнение «Чашечка») с вареньем (упражнение «Вкусное варенье»). Вышел дед в огород (упражнение «Забор») и решил посадить репку, начал ямку копать (упражнение «Лопата»). Начала репка расти (упражнение «Грибок»).