СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Повышение профессионального мастерства учителя через самообразовательную деятельность"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагога. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности, т.к. это процесс сознательного самостоятельного познавательного самосовершенствования..

Просмотр содержимого документа
«Статья "Повышение профессионального мастерства учителя через самообразовательную деятельность"»

Повышение профессионального мастерства учителя

через самообразовательную деятельность


Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен постоянно учиться, потому что в лицах его учеников каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

  • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации

  • Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

  • Стремительный рост современной науки. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

  • Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как “несовременного человека”.

  • Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.

  • Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его “хорошим” или “плохим”. Плохим учителем быть стыдно и обидно.

  • Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

  • Интерес. Учиться просто интересно.

Направления самообразования учителя

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон, но без этих навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать.

Эти направления являются обязательным перечнем, составленным на основании тех должностных функций, которые учитель выполняет в школе. Креативный учитель дополнит этот список собственными направлениями.

Источники самообразования

В чем заключается суть процесса самообразования?

Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Формы самообразования учителя

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.



Составляющие процесса самообразования учителя

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, совершенствовать, посещать, внедрять, повышать и писать.

Сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя:

  • систематический просмотр определенных телепередач;

  • чтение конкретных педагогических периодических изданий;

  • чтение методической, педагогической и предметной литературы;

  • обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогическим технологиям;

  • решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы;

  • посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;

  • дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

  • изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;

  • изучение иностранных языков для чтения информации о достижениях мировой педагогики;

  • систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

  • проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;

  • организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;

  • изучение информационно-компьютерных технологий;

  • посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;

  • общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете;

На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый учитель составляет личный план самообразования для профессионального роста.

Информационно-компьютерные технологии

Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно-компьютерных технологий.

Каковы преимущества использования современных информационно-компьютерных технологий в вопросах самообразования перед традиционными способами?

  • Интернет – универсальный и самый дешевый источник педагогической, методической и научной информации;

  • Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Обсуждение в форумах, конференциях сети Интернет значительно расширяет аудиторию заинтересованных лиц, работающих над аналогичными проблемами;

  • Программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести учительскую документацию, отчетность и мониторинг при работе над темой;

  • Компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов, необходимых учителю в работе;

  • Информационно-компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для работы учителя в процессе самообразования. Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. А когда учителем приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество.

. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет учителю не обеспечить, самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

Результат самообразования

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе?

  • повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;

  • доклады, выступления;

  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

  • создание комплектов педагогических разработок;

  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Т.е. когда я самосовершенствуюсь, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить!

Учитель должен постоянно работать над повышением уровня своего образования. Ведь как человек, который ежедневно учит, не будет сам постоянно учиться? Вправе ли он тогда преподавать?

Кто же извлечет наибольшую пользу от саморазвития учителя? Статистика говорит, Конечно, сами учителя и ученики.

Т.К. самообразование – процесс добровольный и самостоятельный, то это и самоконтролируемый процесс. Но в то же время саморазвитие зависит от многих факторов. В первую очередь, педагог должен дать себе четкий ответ: зачем и почему он выбрал профессию учителя? А ведь ответы могут быть самые неожиданные: от «чувство ответственности за будущее подрастающего поколения» до «зарабатывания денег». И это все имеет право быть, вопрос: что в приоритете?

Самый главный фактор, препятствующий саморазвитию учителя, это – недостаток времени. 90 % учителей выделяют его как основной.

Первым шагом на пути самосовершенствования является выбор темы самообразования. (Памятка по самообразованию). Это не всегда легкий процесс, особенно для молодых учителей.

Личный план самообразования учителя

На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.

В плане указываются:

  • название темы

  • цели

  • задачи

  • предполагаемый результат

  • этапы работы

  • сроки выполнения каждого этапа

  • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

  • способ демонстрации результата проделанной работы

  • форма отчета по проделанной работе

По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

Этапы самообразования хрестоматийны: от диагностики своих проблем до обобщения наработанного материала.

Девизом каждого учителя должны быть слова: Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные.

Одним из способов самореализации и профессионального развития педагога является индивидуальное портфолио. Мы уже убедились в эффективности, удобстве папки, в которой систематизированы все наработки, достижения учителя. Существует множество вариантов портфолио. Можно предложить 2 раздела: творческое досье и диагностика успешности учителя.

Как бы мы ни сопротивлялись, но и добровольный процесс самообразования находится под контролем. Администрация школы контролирует своевременный выбор темы работы, личного плана самообразования учителя, наблюдают за этапами его выполнения, помогает, поддерживает, направляет и стимулирует в определенные моменты самореализации. Она же организует отчетные работы в форме обобщения опыта, докладов, сбор и анализ отчетной информации, презентации результатов работы перед педагогическим коллективом.

И очень важно, чтобы процесс самообразования проходил в обстановке сотрудничества между администрацией и учителем.

Говорят, коня к водопою подвести можно, но заставить его пить не может никто. Так и учитель: его нельзя научить с помощью силы, можно только заинтересовать его преимуществами, которые дает самообразование.

С чего начинается работа по направлению руководства процессом самообразования? Конечно, с диагностики. У вас есть «Карта педагогической оценки», по которой каждый учитель определяет уровень сформированности у себя умений и навыков самообразования. По результатам анкетирования можно сделать вывод, у кого из педагогов низкий уровень педагогической готовности к процессу самообразования, а кто уже находится на поисковом уровне, готовы активно работать над повышением уровня своего образования.

Рассматривая личностное развитие учителей, мы выяснили, что среди них есть люди с повышенной степенью тревожности, с заниженной самооценкой, с недостаточной мотивацией к профессиональной деятельности.

В результате анализа анкет № 1 и №2 мы определили факторы, которые стимулируют и которые препятствуют профессиональному саморазвитию педагогов. На сегодняшний день активно реализуют свои потребности в самообразовании 60 % учителей, отсутствует сложившаяся система развития у 30%, с остановившимся развитием 10 % педагогов. (на пенсии – ничего не хочу, )

Данные выводы дают основание полагать, что при определенных условиях большинство членов коллектива способны выйти на уровень активного саморазвития.

Естественно, на основании проведенной диагностической работы мы выстроили цепь методических мероприятий, которые дадут возможность раскрыться творческому потенциалу педагогов, будут стимулировать их желание работать над повышением своего педагогического мастерства: тематические педсоветы, методические семинары, тренинги, мастер-классы, участие в работе ШМО и т.д. Конечно, это и участие в профессиональных конкурсах, и курсы повышения квалификации.