СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья Проблемы школы, педагогов, учеников и работа с одаренными детьми сегодня

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) В чем важные отличия современных детей от предыдущих поколений?

Вряд ли кто-то захочет оспорить тот факт, что современное детство сильно отличается от нашего, каким оно было 30 лет назад. Кроме того, что деревья были выше, а трава зеленее, мир за это время в принципе очень сильно изменился. Чем сегодняшние дети отличаются от нас в их возрасте и почему нам кажется странным то, что нравится им.

Дети разных поколений очень сильно отличаются друг от друга. Наши бабушки и дедушки удивлялись голосу из радиоприемника, мамы и папы бегали вместо уроков в кинотеатр, мы обводили ручкой мультики в газетной тв-программе, а наши дети сами выбирают, что смотреть и даже сами записывают любимые передачи на видео. Родителям часто кажется, что «раньше было лучше», а современные мультфильмы и детские программы гораздо хуже, чем те, что были созданы 30 лет назад. Это обусловлено не только вечным конфликтом отцов и детей, но и тем, что наши дети совершенно не похожи нас в их возрасте.

Просмотр содержимого документа
«Статья Проблемы школы, педагогов, учеников и работа с одаренными детьми сегодня»

10. ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ СПОСОБНОСТЕЙ И ОДАРЕННОСТЬ РЕБЕНКА XXI ВЕКА

Тема: Проблемы школы, педагогов, учеников и работа с одаренными детьми сегодня.

1) В чем важные отличия современных детей от предыдущих поколений?

Вряд ли кто-то захочет оспорить тот факт, что современное детство сильно отличается от нашего, каким оно было 30 лет назад. Кроме того, что деревья были выше, а трава зеленее, мир за это время в принципе очень сильно изменился. Чем сегодняшние дети отличаются от нас в их возрасте и почему нам кажется странным то, что нравится им.

Дети разных поколений очень сильно отличаются друг от друга. Наши бабушки и дедушки удивлялись голосу из радиоприемника, мамы и папы бегали вместо уроков в кинотеатр, мы обводили ручкой мультики в газетной тв-программе, а наши дети сами выбирают, что смотреть и даже сами записывают любимые передачи на видео. Родителям часто кажется, что «раньше было лучше», а современные мультфильмы и детские программы гораздо хуже, чем те, что были созданы 30 лет назад. Это обусловлено не только вечным конфликтом отцов и детей, но и тем, что наши дети совершенно не похожи нас в их возрасте.



У них другой темп



Представители нового поколения умеют пользоваться гаджетами уже с первых лет жизни, а потому они очень рано привыкают к свободе выбора, учатся выражать свои предпочтения. Нормой стало то, что к 2 годам жизни ребенок осваивает игры на планшете, а к 3–4 даже имеет личный гаджет.

Современный дошкольник за неделю может получить столько впечатлений и пережить столько событий, сколько его родители в своем детстве получали за несколько месяцев.

Они живут в этом ритме, им гораздо труднее ждать. Они не могут слоняться без дела, смотреть часами в окно на падающий снег и проезжающие машины, и выдерживать паузы в диалогах героев мультфильма или долгие заставки.

Да, в их любимых приложениях всё мелькает и прыгает, собственно, как и в их жизни.



Их жизнь более насыщена и наполнена информацией



Быт современных детей организован по-другому. Стоит только выйти на улицу, как город мгновенно обрушивается на нас, атакует все анализаторы. Картинки, тексты, голоса и музыка, люди и транспорт — все это постоянный поток, в котором нужно ориентироваться, и наши дети это могут, для них это привычно. Поэтому сюжеты, интересные им, могут быть более сложными и насыщенными, чем наши любимые мультфильмы.

Современные дети легко ориентируются в потоке информации. Сейчас больше внимания уделяется раннему развитию детей.

При этом современный цифровой мир столь сильно развит, что дети не делят реальность и виртуальность. Причина этого в том, что картинка на экране всё больше похожа на то, что нас в действительности окружает в жизни.
Дети рано получают ответы на многие вопросы, раньше взрослеют и быстрее понимают, как устроена жизнь. Они смотрят влоги, где наблюдают за жизнью других, и сами охотнее делятся переживаниями, даже с незнакомыми людьми. Потребность в приукрашивании реальности отпадает.

Вместе с тем молодое поколение плохо концентрируется на восприятии информации. Конечно, когда ты перерабатываешь столько данных каждый день, мозг обязан учиться каким-то образом отсеивать нужное и ненужное, интересное и неинтересное. Поэтому есть всего пара секунд, чтобы заинтересовать чадо, иначе оно переключит внимание на более интересные дела.

В цифровой век без гаджетов не обойтись, но из-за гаджетов дети меньше гуляют и двигаются.

К ним предъявляются другие требования

Причем как родителями, так и школой. Это 20 лет назад можно было не уметь читать и писать в 7 лет, в школе учили всему. Сегодняшний первоклассник должен знать и уметь очень многое, и в том числе именно поэтому появилось так много развивающих программ и мультфильмов. Да, дошкольники могут все это запомнить и освоить, им интересны динозавры и устройство бытовых приборов, и им это правда пригодится уже очень скоро, почти сейчас.

С каждым годом мир меняется всё быстрее, а потому привычная учеба теряет позиции. Никто не знает, что нужно учить сегодня, чтобы через много лет эти знания остались востребованными. Поэтому специалисты прогнозируют, что процент людей, получивших высшее образование, сильно уменьшится.

Они меньше общаются со сверстниками

Это в нашем детстве обычным делом было​ на целый день убежать во двор с ключом на шее. Современным детям не только развлечения, но и друзей выбирают родители. И это, конечно, только полезные события и «правильные» мальчики и девочки.

Поэтому, с одной стороны, становятся интересными истории про конфликты, победы над монстрами и выходы из трудных ситуаций, так как в реальности этот аспект отношений уменьшается, а иметь дело с этой частью жизни для ребенка очень важно. С другой стороны, детям нравятся истории про простые бытовые ситуации, случающиеся, например, в детском саду, в школе или на площадке.

Возможно, в реальности это происходит недостаточно часто, чтобы стать понятным и освоенным.

В век, когда люди общаются между собой преимущественно по телефону и в интернете, детям гораздо сложнее адаптироваться к непосредственному общению со сверстниками. Кроме того, обостряются проблемы восприятия детей с какими-либо особенностями: будь то одаренность или, например, ОВЗ.

Они живут в мире с изменившимися ценностями и нормами

В современных мультфильмах можно встретить сюжеты про расставание родителей или про усыновление детей, про толерантность к различиям. И для наших детей это может быть так же важно, как истории про дружбу и справедливость из нашего детства. При этом, они, кстати, также могут быть актуальны.

Важно помнить, что когда мы говорим о том, что современным детям не подходят советские мультики, это не значит, что они не могут им понравиться, и их совсем не нужно смотреть. Идея в том, чтобы не отказываться от новых продуктов для детей, которые могут быть не близки современным взрослым.

В среде подростков больше нет субкультур. Раньше были эмо, панки, готы, рэперы, тусовщики. Теперь их нет. Коммуникационные барьеры разрушились. Современные подростки открыты ко всему новому. Они готовы пробовать. У них нет страха. Современные подростки не боятся быть чужими в любой группе.

Язык современных подростков тоже сильно отличается от того, которым пользовались их ровесники несколько лет назад.

Для современных подростков важен хайп. Тренды загораются и тухнут гораздо быстрее, чем раньше. Дети хотят постоянно идти вперед, искать что-то новое. «Нас учили, что нужно найти своё и остановиться. Они научились не останавливаться никогда, потому что нет ничего „своего“. Они как Христофор Колумб, всё время в поисках чего-то нового.

Сегодня многие говорят о том, что современные дети сильно отличаются от предыдущих. Считается, что нынешние школьники более наглые и их ничего не интересует, кроме гаджетов. Однако фраза «современные дети совсем испортились» была актуальной во все времена.

2) Что такие дети хотят и ожидают от школы, что школа им может дать? В чём заключаются современные проблемы школы, педагогов, учеников.

Телевидение и интернет мгновенно предоставляют любые сведения в неограниченном количестве. Открытый доступ позволяет получить любые знания, нужно лишь нажать на пару кнопок. Все-таки остается признать тот факт, что всемирная сеть играет в воспитании современного ребенка огромную роль. Но в этом пресловутом открытом доступе к интернету кроются и опасности: доступность информации, угрожающей нормальному психологическому и эмоциональному развитию ребенка; формирование интернет-зависимости (болезнь нынешней молодежи, не способной выпустить гаджет из рук ни на секунду); и самая главная проблема: из-за возможности скачивания готовых домашних и контрольных работ, эссе, сочинений, рефератов, складывается поверхностное отношение к учебе, неумение формулировать мысли в связанный текст, неспособность формировать мнение о прочитанном. И эти пункты оборачиваются настоящей трагедией с огромным количеством неприятных последствий.

Современные подростки хорошо понимают, когда им врут. Раньше дети верили всему, что говорили учителя. Тот, кто старше, считался более опытным. Его мнению доверяли. Сейчас подростки понимают, что все могут ошибаться. Школьники легко могут проверить любой тезис, выдвигаемый учителем. Достаточно просто ввести это в поисковике. Все взрослые ошибаются, поэтому у нынешнего поколения нет авторитетов.

Современные дети понимают, что сегодня не нужно заучивать всю информацию. Всегда можно проверить всё в интернете.

Мы заучивали. Они знают, где найти. Когда ты "гуглишь", ты всегда получаешь самую актуальную информацию. Мы же полагаемся на память. А мир-то развивается, всё движется. И моргнуть не успели, а уже вчерашние правила не работают. Подростки очень круто работают с информацией. Они её не глотают, они ей управляют. Эта способность помогает справиться с задачами намного эффективнее».

3) Современный педагог для способных и одарённых детей – какой он?

Работа с одаренными детьми требует особого подхода и особой квалификации педагогов. Научиться работать с такими ребятами можно, если всерьез воспринимать этот аспект педагогической деятельности как значимую проблему: сохранить, поддержать и развить имеющиеся у ребенка способности и не нанести при этом ущерба для развития других сторон его личности, например, эмоциональной сферы.

По силам ли задачи изменений в содержании, процессе, результатах и атмосфере обучения не подготовленному к этому учителю? Чаще всего нет.

Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей.

Не подготовленные к работе с высокоинтеллектуальными детьми учителя равнодушны к их проблемам (они просто не могут их понять).

Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям: ведь они создают определенную угрозу учительскому авторитету.

Проблема уже разрешается наполовину, если учитель смог увидеть одаренность ребенка, то есть понять и оценить по достоинству его особенности. К сожалению, так бывает не всегда. Учитель, загруженный повседневными делами, может не разглядеть в ребенке одаренности. Или, еще хуже: обращать внимание только на неудачи. Например, постоянно ругать за плохой почерк или неаккуратное заполнение тетрадей. В этом случае ребенок, которому регулярно с раздражением указывают на второстепенные промахи, привыкает к мысли о том, что его дар, его особые способности, которыми наградила судьба, не имеют значения, не ценятся окружающими. А ведь человеку очень важно признание его талантов. Тем более в детстве.

Сочетание в одном человеке особенностей, обеспечивающих развитие в одаренном ребенке всех сторон, чрезвычайно редко.

Успешный учитель для одаренных — прежде всего прекрасный учитель- предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. Он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником.

Учитель, работающий с одаренными детьми в классе, должен отвечать следующим характеристикам (критерии американской программы «Astor»):

  • быть доброжелательным и чутким;

  • разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;

  • иметь высокий уровень интеллектуального развития;

  • иметь широкий круг интересов и умений;

  • иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;

  • быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;

  • иметь живой и активный характер;

  • обладать чувством юмора;

  • проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;

  • иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;

  • обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;

  • иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.

Таким образом, необходимо ставить и решать задачу подготовки учителей специально для одаренных. Ведь именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе.

Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессионально-личностные качества тремя путями:

  • помощью тренингов — в достижении понимания самих себя и других;

предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренностей

  • тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

Исследования показывают, что подготовленные учителя значительно отличаются от тех, кто не прошел соответствующего обучения. Они используют методы, более подходящие для одаренных; они больше способствуют самостоятельной работе учащихся и стимулируют сложные познавательные процессы (обобщение, углубленный анализ проблем, оценку информации и т.д.). Подготовленные учителя больше ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию риска. Цель учителя: помочь проявлению и развитию способностей ученика, оказать ему поддержку и помощь.

Учителя, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информацию, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Они больше спрашивают и меньше объясняют, стремятся получить знания, которым хотят обучить, от самих учащихся. И они пытаются гораздо чаще понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке.

Учителя получают удовольствие от своих учеников, как от интересных людей. Они чаще  обсуждают с ними темы, прямо не связанные с учебными занятиями, демонстрируют большое уважение к своим собеседникам, свободно обмениваются  точками зрения и даже позволяют школьникам учить себя.

Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одарённых детей.

Все качества учителя в работе с одаренными детьми срабатывают эффективно лишь в системе и тогда, когда подчинены важнейшему качеству педагога — «желанию жить в ученике».