Проектная деятельность учащихся на уроках истории
Автор: Валишина Ирина Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №5», г. Усинска
В настоящее время метод проектов достаточно широко применяется в педагогической практике. В школах распространены методы и технологии на основе проектной деятельности обучающихся. Метод проектов называют технологией четвёртого поколения, реализующей личностно деятельностный подход в обучении. Педагогическое обоснование метода проектов – учёт сил и интересов каждого обучающегося, максимальная самостоятельность его, индивидуализация приёмов работы и темпа работы, организация проектной деятельности на сознательном к ней отношении со стороны обучающегося. Учащиеся зачастую не умеют превращать информацию в знания, осуществлять её целенаправленный поиск, у них отсутствует интерес, мотив к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний. Метод проектов выступает как возможное средство преодоления подобных проблем. В процессе работы над проектом учитель имеет возможность решить ряд важных задач:
- формировать у учащихся приёмы и способы проектной деятельности, позволяющие подготовить их к успешному выполнению проекта;
- развивать творческое, ассоциативное мышление, воображение;
- способствовать развитию самоуправления, самоорганизации, самопознания и самооценки ребёнка;
- помочь приобрести учащимся новые знания о самом себе и реализовать эти знания в проектной деятельности;
- способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков;
- учить учащихся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач.
В рамках изучения курса истории России учащиеся 9-10 классов работали над исследовательским проектом «Имя России: Владимир Святославич Святой (Красное Солнышко)».
Цели проекта:
- развитие патриотического самосознания учащихся через познание истории своей страны;
- расширение знаний учащихся о выдающихся личностях российского государства;
- формирование информационно-коммуникативных навыков учащихся.
Задачи:
- собрать и изучить информацию о князе Владимире;
- оформить тематический стенд и выпустить буклет по материалам проекта;
- выяснить значение принятия православия для дальнейшего развития России.
Содержание проекта:
1. Личность князя Владимира.
2. Необходимость принятия христианства.
3.Значение принятия православия.
4. Роль Русской Православной Церкви в истории страны.
5. РПЦ сегодня.
Результативность:
1. Оформлен тематический стенд и выпущен буклет.
2. Проведён диспут для учащихся 7-11 классов «Имя России».
3. Подготовлена презентация проекта.
4. Собраны информационно-методические материалы.
На первом этапе работы над проектом учащиеся вместе с учителем анализируют поставленную проблему, определяют источники информации, распределяют обязанности в группе (работа в библиотеке, поиск в интернете, звукозапись, отбор и оформление материалов, подготовка презентации, выпуск буклета, проведение диспута), определяют сроки подготовки проекта.
В ходе исследовательской работы происходит сбор и уточнение информации, изучается специальная литература, проводится опрос и анкетирование учащихся и их родителей, обрабатываются и анализируются полученные знания, даётся оценка работе группы и каждого в группе, отмечаются достигнутые результаты (успехи и неудачи, их причины). На завершающем этапе работы над проектом готовится публичная презентация и доклад к защите, обсуждается, чему каждый научился в процессе совместной деятельности.
Литература
1. Иванова Л.Ф. Проектная работа в обучении обществоведению // Преподавание тории и обществознания в школе. 2015
2. Концепция федеральных государственных стандартов общего образования. М., «Просвещение».
3. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012