Работа учащихся с языковым материалом как источник познавательного интереса
Для воспитания интереса к обучению важна деятельность школьников с языковым материалом – наиболее эффективный путь воспитания такого интереса. Если содержание обучения строится как система задач для учащихся, если ученики подводятся к самостоятельному обнаружению теоретических положений учебного курса, то у школьников возникает мотивация к учению.
Под содержанием обучения психологи понимают подлежащую усвоению систему понятий в данной области действительности вместе со способами действий, посредством которых понятия формируются у учащихся. Понятие надо сформировать, а формируется оно под руководством учителя. Процесс формирования понятия неотделим от выполнения действий с языковыми единицами, раскрвающими их существенные признаки.Ученик должен открыть их сам путем действий с языковым материалом. Поиски выделение системы действий специфичен для конкретного материала. Покажем, как организуется деятельность учащихся на уроке по теме «Синонимы».
Специфика материала такова, что требует организации наблюдений учащихся над языком и разных видов работы, связанных с анализом речевого образца. Естественно, что усвоение понятия о синонимах должно вестись на хороших речевых образцах.
Задача урока важна. Дети должны усвоить, что синонимы – это слова,обозначающие одно и то же явление действительности, что они могут отличаться оттенками значения, стилистической принадлежностью, способностью сочетаться с другими словами. Сведения приобретаются практическим путем.
Усвоение материала предполагает формирование у учащихся следующих умений: определять лексическое значение синонимов, подбирать синонимы, составлять ряды слов-синонимов, устанавливать отличия, определять цель использования синонимов, использовать их в речи с целью придания ей выразительности.
Чтобы напомнить детям, что в русском языке есть слова, обозначающие одно и то же, учитель использует такое задание. Ученикам предлагается продолжить высказывания:
Перечень букв в определенном порядке – это…(алфавит, азбука). Человек на лошади – это…(всадник, наездник). Вводится понятие «синонимы».
Следующая задача, которая решается на уроке, показать детям, что синонимы отличаются оттенками значения и употребления в речи. Сделать это позволяет работа с прилагательными цвета. Дается ряд слов: алый, красный, багряный, кровавый, рубиновый, гранатовый. Как слова соотносятся со словом «красный»? Зачем нужно такое количество слов для обозначения красного цвета? Дети приходят к выводу, что слова отличаются оттенками значения, записывают их в словарь.
Большие возможности для осознания языковой сущности синонимов дают наблюдения над языком поэтических произведений. Предлагаем выделить синонимы в строке «Дрожит изумрудная капля в зеленой ладошке ольхи». Выявляем различие слов «зеленый», «изумрудный» . Синонимы позволяют создать яркий образ. Такая работа над словом дает возможность показать, что синонимы придают речи эмоциональную выразительность. Наблюдения над языком организуется при помощи разных заданий, например:
Выпишите синонимы из текста, дополните ряд другими словами.
Пользуясь словарем, определите значение слов-синонимов… и отличия в значении каждого из них.
С какой целью используется синонимы в тексте?
Делается вывод, что синонимы делают речь выразительной.
Для наблюдения учащихся над стилистическими различиями синонимов и их употреблением в речи могут быть использованы отрывки из известных учащимся народных сказок. Читается отрывок. Выполняются задания. Откуда взят отрывок? Какие синонимы употреблены? В каких стилях и жанрах они встречаются? Употребляются ли в современной речи? Дополните ряд синонимов. Сделайте вывод об особенностях употребления в речи слов, принадлежащих к ряду синонимов. При выполнении заданий приходит осознание стилистических различий слов-синонимов.
Достоинство наблюдений учащихся над языком состоит в том, что одновременно можно( и нужно) делать теоретические обобщения, т.е. и обогащать школьников знаниями, и формировать у них умение выполнять учебные действия с языковым материалом.