СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья Современные технологии на уроках географии

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о методах преподавания на уроках географии

Просмотр содержимого документа
«Статья Современные технологии на уроках географии»

Современные технологии на уроках географии

в процессе реализации ФГОС

Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне действовать самому,

И я научусь.

Древнекитайская мудрость

“Самое главное приобретение, которое

необходимо сделать ребенку в период

школьного ученичества – это: чувство

собственного достоинства, вера в себя, в то,

что он знает, умеет и может”.

Сухомлинский В.А.

Древнекитайская пословица и слова Сухомлинского очень хорошо отражают смысл ФГОС. До недавнего времени было принято считать, что обучение - это передача учащимся готовых знаний и усвоение  определённых умений, навыков.  Сегодня окружающий мир меняется с такой скоростью, что за время обучения значительная часть знаний устаревает. Сегодня на уроке  недостаточно дать готовую  информацию, необходимо научить добывать знания самостоятельно,  развивать познавательную мотивацию, творческие способности, индивидуальность мышления учащихся. Кроме того, необходимо научить применять эти знания на практике в различных жизненных ситуациях.

Роль учителя на уроке - быть организатором познавательной деятельности учащихся, их помощником и консультантом. Неизбежно встаёт вопрос выбора технологии обучения, которая позволила бы так организовать процесс обучения, чтобы учащиеся не только запоминали, заучивали материал, но и на его основе могли бы обобщать, сравнивать  факты, интерпретировать, делать собственные выводы.

При выборе методов и форм обучения нельзя забывать о том, что необходимо учитывать возрастные и психологические особенности учащихся каждого классного коллектива. В 5 – 7 классах у школьников преобладает конкретно - образное и наглядно – действенное мышление в связи с этим используется технология игровой деятельности. Формы игр на уроке – самые разнообразные: викторины, соревнования, пресс – конференции, ролевые игры, третий лишний и другие. С возрастом развивается словесно – логическое мышление. В 8- 9 классах при изучении курса «География России» применяется технология проблемного обучения, деловые игры, а в старших классах лекционно-семинарская – зачетная форма.

Практика показывает, что даже небольшие изменения в организации учебной деятельности, например создание проблемной ситуации, введение игровых моментов и творческих заданий, благотворно влияют на учеников.

В 2015-2016 учебном году в нашей школе начался процесс реализации ФГОС на 2-й ступени обучения. Впервые в 5-х классах был введен новый учебный предмет «география», который раньше начинался с 6 класса. Особенностью обучения географии является комплексное взаимодействие множества факторов, относящихся к различным областям науки, что придаёт материалу особую привлекательность и делает организацию учебного процесса очень сложной и многообразной. Поэтому у учителя возникает необходимость найти подход, который обеспечил бы эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на уроке. Одним из таких подходов является применение новых технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести: развивающее обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучение; коллективную систему обучения; технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ); исследовательские методы в обучении; проектные методы обучения; технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно - коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии и др.

Я хочу рассказать о своем опыте применения отдельных элементов некоторых технологий на уроках географии, которые актуальны и при реализации ФГОС.

1. Метод проектов – один из обязательных компонентов при реализации ФГОС. Основная цель применения метода - самостоятельное постижение школьниками важных географических проблем. Работа над любым проектом может быть организована индивидуальная, групповая, коллективная или смешанная. Результатом работы могут быть какие-либо разработки, карты, схемы, описания объектов и конкретная деятельность по их благоустройству. Главное, чтобы выбранная тема проекта была тесно связана с реальной жизнью и личностно значима для каждого школьника.

В курсе географии 5 класса можно выполнить следующие проекты: создание памяток (Ориентирование на местности, Правила работы с компасом ) (такое домашнее задание я дала на уроке по этой теме), построение плана местности (Дорога в школу; Школа и ее окрестности; Мой дом), составление карты «Путешествие по материкам» (животные, растения, реки и т.д.) и другие. В 8 классе дети выполняют проекты по теме «Особо охраняемые природные территории» (о заповедниках на территории России). В 10-11 классах даю такие темы проектов: «Обеспеченность природными ресурсами», «Глобальные проблемы и пути их решения».

В результате создания проектов учащиеся учатся работать самостоятельно, планировать свои действия, использовать различные источники учебной информации, формулировать и отстаивать свою точку зрения, делать обобщения, выводы.

2.Проблемное обучение. Сущность метода состоит в том, что в ходе изложения нового материала и его закрепления предлагаются задания, которые требуют у учащихся умения использовать полученные ранее знания. Перед ними ставится определенная проблема, которую они должны решить, найти способы её решения или пути применения уже имеющихся знаний в новых условиях.

Проблемную ситуацию обычно создает учитель. Например, при изучении темы «Открытия русских путешественников» в 5 классе рассматривается путешествие Афанасия Никитина «за три моря». Детям предлагаю вопрос: что это за моря? В ходе изучения карты и текста учебника дети сами ищут ответ на вопрос. Или, например, при рассмотрении понятий метеориты и метеоры выявляются их отличия и сходство. В 6 классе предлагаю такой проблемный вопрос: почему существуют расы, в каких условиях они сформировались? В 7 классе: почему на экваторе каждый день идут дожди? В 8-9 классах: в чем преимущества полярного дня для земледелия за полярным кругом?

3.Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи.

Например, игру «Аукцион вопросов» можно проводить для оценки текущих результатов, проверки домашнего задания. Я обычно применяю для проверки домашнего задания. Условие: составить несколько вопросов по данному параграфу. Оценка работы над вопросами осуществляется по следующим критериям:

«5» - вопросы, отражающие причинно-следственные связи.

Пример: Почему постоянные ветры дуют всегда в одном направлении?

«4» - вопросы аналитического и сравнительного характера.

Пример: В чём главное отличие степи от тайги?

«3» - вопросы констатирующего характера.

Пример: Сколько периодов включает палеозойская эра? Также оценка зависит от количества вопросов и их правильной формулировки.

Игра «Копилка знаний» может применяться на этапе урока - рефлексия знаний, для осознания значимости изучаемого материала. Учитель задаёт вопрос « Где вам могут пригодиться знания по данной теме?». Ученики отвечают по желанию, цепочкой, друг за другом.

Я часто применяю на уроках географии различные интеллектуальные игры, викторины. По некоторым темам даю на дом творческие задания: составить по теме сканворды, кроссворды, ребусы, викторины, найти ответ на какой-либо интересный для них вопрос, сообщения по определенной теме, которая часто связывает теоретические знания с практическим значением. Например, при изучении темы «Горные породы» 5-6 класс - сообщения на тему применение человеком конкретных полезных ископаемых. На уроке во время прослушивания сообщений предлагаю учащимся по каждому сообщению составить вопросы для одноклассников, при этом и сама их составляю. Делаю это для того, чтобы эта форма работы не носила формальный характер, и дети учились слушать друг друга, выделять интересное, составлять вопросы и узнавали что-то новое. После прочтения сообщения устраиваем викторину. Иногда дети заполняют таблицу по этим сообщениям, при этом прошу приготовить сообщения по определенному плану (например, сообщения о планетах в 5 классе, народах в 6 классе, о странах в 7 и 11 классах, о народах и морях в 8 классе, о городах в 9 классе). Вообще, я часто практикую составление таблиц. Иногда даю готовую таблицу, в конце таблицы предлагаю написать вывод (сначала пишем вместе, потом по вопросам, дети постарше пишут сами). Использую и сравнительные таблицы, где требуется сравнить разные объекты, явления и т.д. (например, 8 класс сравнение смешанных и широколиственных лесов Русской равнины и Дальнего Востока, сравнение зон тундра и лесотундра). В старших классах предлагаю составить таблицу самим, а дети сами решают по каким признакам сравнивать (например, сравнительная характеристика Австралии и Канады в 11 классе). В результате дети учатся составлять таблицы, систематизировать и сжимать материал, обобщать, сравнивать, делать выводы, материал легче запоминается.

В географии очень хорошая форма работы – различные практические работы. Они проводятся очень часто с использованием карт, топографических планов, диаграмм, графиков, таблиц. В географии можно получить очень большой объем информации, используя карту: в 5-6 классах – расположение различных географических объектов; в 7 классах – средние температуры, количество осадков, направление ветров, расположение природных зон, распределение населения; в 8 классах - информацию о природе России, часовых поясах, экологических проблемах, о времени ледостава и ледохода на реках России; в 9 классе о развитии промышленности и сельского хозяйства в разных экономических районах страны и развитию отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства; в 10-11 классах – о распространении религий, языковых семей, уровне экономического развития и урбанизации стран, типе воспроизводства и рождаемости и смертности в разных регионах мира и т.д. Работы могут быть описательного, поискового, сравнительного характера и т.д.

Работа с диаграммами проводится по определенному плану: читаем название диаграммы и выясняем, что отображено на диаграмме; знакомимся с условными обозначениями; выполняем различные задания (ответы на вопросы учителя, задания на постановку вопросов, задания на сравнение, объяснение причин различий)( 8 , 10 классы - тема «Воспроизводство населения», «Типы климата» 7 класс).

Работа с графиками имеет свои особенности: определить какая зависимость отражена, в каких единицах; определить цифровые показатели путем их сопоставления по годам, отраслям, видам продукции; сделать выводы (тема «Население» 8 класс, тема «Климат» 6-8 классы).

4.Приёмы технологии развития критического мышления

1. Мозговая атака используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова». Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме и обменяться информацией. Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. В 5 классе это легко применить при изучении тема «Вселенная», где изучается большой объем материала, очень интересный для детей и дети имеют определенные знания по теме.

2. Кластеры. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения. Этот метод также в 5 классе может применяться при изучении темы «Вселенная», где имеется большой объем материала.

3.Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»). Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать». По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали». Подведение итогов, сопоставление содержания граф. Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».

Я этот прием немного изменила и применяю следующим образом в 9 классе при изучении хозяйства региона. В таком случае заполняем три колонки: ресурсы региона (изучаем по карте, учебнику); мои предположения, какие отрасли могут быть развиты в регионе; отрасли, развитые в регионе (изучаем по учебнику, атласу). Иногда разделяю колонки: изучаем по атласу и изучаем по учебнику. В итоге также делаем вывод либо подчеркиваем совпавшие фразы.

К этой же технологии можно отнести задания «найди и объясни ошибку». Например, в 6 классе: Найдите ошибку и укажите причину ошибочных суждений: А) Для совершения самого длинного кругосветного путешествия нужно выбрать только определенный меридиан. Б) Для определения местоположения какого-либо объекта, достаточно указать в каких широтах он находится. 2. Опровергните следующие суждения: Осадочные породы делятся на обломочные, песок, гальку, известняки.

Технология развития критического мышления позволяет сформировать школьника, умеющего критически мыслить, который умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.


5.Технология исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связанная с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования:

1. Подготовительный – создается мотивационная ситуация, учитель ставит проблему, выделяет основной вопрос, ученик распознает проблему, определяет тему и формулирует цели и задачи.

2.Планирование - организация исследовательской деятельности и выбор наиболее рационального способа решения, учитель помогает сформулировать гипотезу, обсуждает план работы с учащимися и управляет процессом; ученик выдвигает гипотезы, выбирает приёмы исследовательской деятельности и источники информации.

3.Исследование – учитель организует работу учащихся, оказывает помощь и консультации учащимся; ученики самостоятельно изучают теорию, работают с картографическими, статистическими, текстовыми и другими источниками информации, собирают собственный материал, анализируют и обобщают, обсуждают, подтверждают или опровергают гипотезы.

4.Оформление результатов: учитель даёт рекомендации по выбору формы предоставления результатов, обучает приёмам оформления результатов и ненавязчиво контролирует ход работы; ученики выбирают наиболее рациональную форму и способ предоставления результатов и оформляют.

5.Представление отчета: учитель принимает итоговый отчёт, обобщает и резюмирует полученные результаты и подводит итоги; ученики демонстрируют итоги работы, поясняют полученные результаты, формулируют и аргументируют основные выводы

6.Самоанализ - рефлексия деятельности и результатов: учитель осуществляет организацию работы учащихся по самоанализу и самооценке, оценивает уровень знаний, определяет соответствие работы общим требованиям и оценивает личные достижения учащихся; ученики анализируют процесс работы, называют трудности и причины их возникновения, определяют степень удовлетворённости итогом выполненной работы, выясняют, реализованы ли их личные цели.

Использование приёмов исследовательской деятельности

на разных этапах изучения географии


Прием

В 5 классе

В 6 классе

В 7 классе

В 8 классе

В 9 классе

Прием чтения карты

Определение маршрутов путешествий исследователей

Определение местонахождения географических объектов.

Описание ГП материков и океанов и их частей

Оценка географического положения России.

Выделение границ географических и хозяйственных районов.

Прием описания ГП

Описание ГП материков и океанов

Описание и сравнение ГП гор, равнин, морей, рек, озер

Описание и сравнение ГП материков и океанов, ПЗ, стран.

Сравнение ГП России с другими странами

Комплексная оценка ЭГП и ПГП страны и районов

Прием описания явления

Описание стихийных явлений

Описание сути явления и его влияния на жизнь человека

Выявление причин возникновения и развития данного явления в природе.

Определение значимости природного явления в жизни и деятельности человека.

Прогноз развития явления под действием природных и антропогенных факторов.

Прием составления характеристики объекта

Описание природы материков

Описание

протяженности, высоты, глубины, температуры

Выявление взаимосвязей между природными компонентам

Выявление зависимости между природными условиями и

особенностям быта, труда и отдыха людей

Прогнозирование изменений природы вследствие влияния

хозяйственной деятельности человека

Прием выявления причинно-следственных связей

Выявление связи между несколькими природными компонентами

Выявление связей между несколькими природными компонентам

Выявление причинно-следственных связей в формировании и развитии географической оболочки и крупных зональных и азональных ПК

Применение законов причинно-следственных связей в умении объяснять особенности природы своей страны и малой Родины.

Использование знания о причинно-следственных связях при составлении прогнозов возможных изменений в условиях жизни и деятельности человека


Этот метод широко применяется на уроках географии, является одним из главных методов на уроках географии, одним из более эффективных методов. Применяется при выполнении практических работ.

6.Использование ИКТ

Использование компьютерных технологий в современной школе в условиях всеобщей компьютеризации является важной и неотъемлемой частью образовательного процесса. Разнообразные интересы школьников уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника и словом учителя.

Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, воздействуют на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Их использование экономит время.

Информационные технологии можно использовать для всех типов уроков: изучение новых знаний и формирование новых умений; практического применения знаний, умений; обобщения и систематизации изученного; контроля и коррекции знаний, умений; комбинированные (смешанные). На всех этапах уроков можно использовать презентации, тесты.

При этом компьютер становится помощником преподавателя. Учитель подбирает компьютерные программы к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает учащимся в процессе работы, оценивает их знания и развитие.

Таким образом, применение новых педагогических технологий помогает индивидуализировать учебный процесс и повысить качество обучения. Это актуально и при реализации ФГОС. В результате использования этих технологий «ребенок приобретает чувство собственного достоинства, веры в себя, в то, что он знает, умеет и может”. Недаром китайская пословица гласит:

Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне действовать самому,

И я научусь.

Библиография

  1. http://kuvmetodist.ucoz.ru - Инновационные технологии при внедрении ФГОС

  2. http://copy.yandex.net – КТД в школе

  3. http://www.bibliofond.ru/view.aspx - Игровые технологии

  4. http://shkolazhizni.ru - Что такое развивающее обучение? Инновационные методики обучения

  5. Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.

  6. Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.

  7. С.И.Заир-Бек и И.В.Муштавинская, Развитие критического мышления издательство Москва «Просвещение» 2004

  8. Крылова С.В. Проектная деятельность школьника и педагога. Народное образование.2005. № 7 Методический вестник № 2 2013 год «Современные педагогические технологии в рамках подготовки ФГОС второго поколения»



  1. Новые технологии при обучении школьному курсу географии / под редакцией Савиной Н.Г. Брянск: БГПУ, 2008

  2. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

  3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.

  4. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.

  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.,1998. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.

  6. Турик Л.А. Педагогические технологии в теории и практике. Ростов н/Д., 2009 Формирование метапредметных умений средствами школьной географии в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ростовн/Д.: Издательство РО ИПК и ПРО, 2011











5