СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья Специфика обучения в педагогическом вузе

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание специфики обучения в педагогическом вузе

Просмотр содержимого документа
«Статья Специфика обучения в педагогическом вузе»

Специфика обучения в педагогическом вузе


В период обучения в вузе закладывается основание для будущего профессионального роста педагога. Будущий учитель знакомится с профессией, а главное, приобретает первый опыт настоящего профессионального взаимодействия.

Обучение в вузе для тех, кто собирается заняться педагогической деятельностью, предлагает большие возможности. С первого года студент погружается в педагогический процесс, выступая одновременно в роли объекта и субъекта педагогических взаимоотношений.

Анализ хода учебного процесса происходит не только с точки зрения ученика, но и с профессиональных позиций: сдавая экзамены, он, в то же время, учится их принимать; слушая лекции, узнает, как их читать; общаясь с коллегами, учится взаимоотношениям в коллективе. Будущий учитель анализирует стиль, приемы, методы обучения, формирует свои рефлексивные навыки и пополняет арсенал педагогической техники.

На своем примере хотелось бы отметить, как важен для студента хороший пример преподавания в вузе. Начиная свою педагогическую деятельность в школе, я не раз обращалась к методам и приемам, которые использовали мои педагоги, и была благодарна за ценный опыт, которым они со мной поделились. Правильное отношение к студентам, умение заинтересовать учащихся – важный элемент успешного обучения.

Поступив в вуз, студент попадает в совершенно другую обстановку, отличающуюся от школьной и режимом обучения, и организацией занятий, и принципами взаимоотношений с преподавателями.

Процесс обучения в вузе построен так, что студентам предлагаются разные формы занятий, как теоретические, так и практические. Теоретические представляют собой лекции, практические – семинары, практикумы, лабораторные работы и непосредственно практику. Разберем их более детально.

Лекция (от латинского lectio «чтение») — одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематичное, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины. Читается лекция обычно одновременно для студентов всего курса или потока, если большой курс делится на несколько потоков [2].

Семинар (от латинского seminarium «рассадник»; переносн., «школа») — это особая форма учебно-теоретических занятий, которая, как правило, служит дополнением к лекционному курсу. Семинар обычно посвящен детальному изучению отдельной темы и, в отличие от лекции, проводится в каждой студенческой группе отдельно. Отличительной особенностью семинара как формы учебных занятий является активное участие самих студентов в объяснении вынесенных на рассмотрение проблем, вопросов [3].

В высшем учебном заведении лабораторное занятие — одна из форм учебной работы, которая направлена на освоение учащимися отдельных видов, способов и методов проведения экспериментальной научно-исследовательской работы. Такая форма учебных занятий требует использования специального оборудования, технических средств и материалов и проводится в учебных лабораториях. Применяется главным образом при изучении дисциплин естественнонаучного и технического профиля.

Консультация (от латинского consultare «совещаться, советоваться») — один из видов учебных занятий, который проходит в форме беседы студентов с преподавателем. Обычно консультация имеет факультативный характер, т. е. не является обязательной для посещения.

Практическое занятие — это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических, прикладных целях. Особое внимание на практических занятиях уделяется выработке учебных или профессиональных навыков.

Практика - важнейший компонент учебной работы в вузе, одна из главных составляющих профессиональной подготовки специалиста, суть которой заключается в том, что студент во время обучения под руководством преподавателя и по определенной программе непосредственно участвует в том виде профессиональной деятельности, к которому готовится. Основная цель практики — помочь студентам лучше усвоить полученные теоретические знания и научиться применять их в практической деятельности. Она помогает студенту определить свой потенциал и собственные профессиональные интересы [1, с. 19 - 22].

Практика – уникальная возможность применить свои знания и умения, попробовать себя и узнать, правильно ли студент определился с выбором будущей профессии. Практиковаться в школе значит почувствовать себя в роли учителя, осознать ту ответственность, которую несет педагог, передавая знания подрастающему поколению.

Когда мы говорим о специфике обучения в вузе, каждый студент может с уверенностью сказать, что здесь его профессиональный путь получает четкие очертания. Учащийся понимает, что может сконцентрироваться на том предмете, который избрал. Остальные предметы, не имеющие прямого отношения к выбранной профессии, которые студенты когда-то изучали в школе, уходят на второй план.

Что касается самого процесса обучения, на освоение одной дисциплины в вузе уходит гораздо больше времени, чем в школе. Это позволяет уделить больше внимания тем аспектам, которые раньше либо вовсе не затрагивались, либо рассматривались в недостаточном объеме.

Если говорить о взаимоотношениях между педагогами университета и студентами, можно отметить, что здесь происходит работа уже между взрослыми, сознательными людьми. Перед преподавателями стоит цель – научить будущего педагога, передать ему свой опыт, поделиться тем, что когда-то передали им. Студент осознанно принимает знания, не на уровне внушения и убеждения с внешней стороны – родителей и учителей. Он видит цель и стремится к ней, прилагая собственные усилия.

Так обучение в университете представляет собой непростой, но жизненно важный процесс. Особую роль играет здесь первый курс, когда студент должен освоить множество новых понятий и явлений, познакомиться с совершенно новыми для него процессами и ситуациями. Некоторым это дается легко, но, как показывает практика, для многих первокурсников это время — самое тяжелое, скрывающее в себе немало проблем и неожиданностей. И главная опасность, которая подстерегает студента, — это мнимая свобода и бесконтрольность обучения в вузе.

Конечно, в действительности студенту дается больше свободы, чем школьнику. Лекционная форма обучения основным учебным предметам, не предполагающая ежедневных опросов и оценок в журнале, семинарские и лабораторно-практические занятия, на которых подробно разбираются только самые важные темы, и другие особенности учебного процесса производят впечатление, что учиться в вузе легче, чем в школе. Но на самом деле это не так.

Объем знаний, который нужно усвоить будущему преподавателю, как правило, очень велик, и его невозможно дать в полном объеме на учебных занятиях из-за недостатка времени. Вследствие этого на лекционных и других аудиторных занятиях педагог дает только самый важный материал, что предполагает в дальнейшем самостоятельное усвоение предмета. В таком случае преподаватель помогает учащемуся сориентироваться в море информации, изучаемой при этом. И если студент не ходит на занятия, не проводит самостоятельную работу, он может потерять нить усвоения материала, восстановить которую бывает очень трудно.

Таким образом, обучение в вузе – один из главных шагов к самовыражению, самоутверждению и самосовершенствованию студента. И важно понять, что рвение, усердие и настойчивость – верный путь к этой цели. В отличие от школы, высшее учебное заведение дает не только возможность повышения профессиональной компетентности, но и развития профессиональных и личностных качеств студента. И главное помнить, как говорил известный древнеримский писатель Гай Петроний Арбитр, «Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя».


Литература:

  1. Кузнецов И.Н. Энциклопедия студента / Сост. И.Н. Кузнецов. - Мн.: Книжный Дом. 2004. - 576 с.

  2. Лекция [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.zao4nik.ru/stati/18-studencheskaya-zhizn/94-lektsiya.html свободный. (Дата обращения: 01.04.2017 г.).

  3. Формы учебных занятий в высших учебных заведениях [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://megalektsii.ru/s365t4.html свободный. (Дата обращения: 01.04.2017 г.).