СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Творчество педагога дополнительного образования, как важное составляющее образовательного процесса»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческая личность формируется

творческой личностью,

и поэтому лишь педагог – творец может формировать активного,

созидательного человека.

Л.С. Выготский

Просмотр содержимого документа
«Статья «Творчество педагога дополнительного образования, как важное составляющее образовательного процесса»»

«Творчество педагога дополнительного образования, как важное составляющее образовательного процесса»



Творческая личность формируется

творческой личностью,

и поэтому лишь педагог – творец может формировать активного,

созидательного человека.

Л.С. Выготский

Предыдущий докладчик рассказала о влиянии инновационных проектов на развитие творческого потенциала педагога, продемонстрировав нашу работу над общим инновационным педагогическим проектом «Обучение основам дизайна и оформление интерьера для обучающихся и родителей».

Хочется отметить, что немалую роль в развитии творческого потенциала педагога играет непосредственно работа с детьми. Каждый педагог должен учить и воспитывать детей через призму того, чем он сам увлечен. А чтобы определить, что же получается лучше всего, необходимо постоянно пробовать, экспериментировать, размышлять, и этот процесс должен быть бесконечным, а значит, у педагога возникает необходимость в постоянном творческом поиске, в профессиональном самовоспитании и разумном использовании передового опыта. Организация творческой деятельности требует от каждого педагога знания и использования вариативных технологий.

В современных условиях возрастает потребность общества в людях способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы. Поэтому в современном образовании делается акцент на развитие творческих способностей обучающихся с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.

Мы прекрасно понимаем, что далеко не все наши дети могут стать творческими личностями, но творческое отношение к любому делу, использование элементов творчества в работе под силу и необходимо каждому.

Творчество – это потаенное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Даже когда мы выполняем повседневную работу: готовим еду, шьем одежду, мастерим что-то, ремонтируем квартиру, составляем букеты, делаем прическу, макияж, пишем письма, общаемся с людьми, рисуем, играем – во все это можно внести что-то новое, неповторимое.

Творческий человек всегда чем-то увлечен. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень. Для нас неважно, чем придется заниматься во взрослой жизни нашим воспитанникам: учить детей или строить дома. Главное – делать это творчески, т.е. с фантазией, любовью, выдумкой, вдохновенно. Творчески развитый человек обязательно будет работать лучше, с ним всегда будет интереснее. Это значит, что творчески развитый выпускник детского дома творчества найдет соратников и друзей, будет иметь свои симпатии. Его переход к жизни в социуме, несомненно, будет легче и перспективней.

По уровню творчества педагогов можно разделить на несколько групп:

  • в первую группу входят педагоги, владеющие набором стандартных приемов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности (массовое творчество).

  • другая группа – педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности (создатели новых обучающих технологий).

  • и педагоги, создающие систему обучающих технологий.

Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и первейшая цель учителя – выявить задатки каждого ученика. Задача учителя – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Все это требует знаний, навыков и педагогического мастерства.

Творчески работающие педагоги, реализуя на практике технологию творческой деятельности, ставят для своих занятий следующие задачи:

  • поддержка и развитие интереса к изучаемому;

  • формирование навыков исследовательской работы;

  • решение практических упражнений;

  • организация работы с современными источниками информации.

Безусловно, данные задачи могут быть решены только на занятии, где царит творчество, потому что именно на занятии и в процессе творчества ребенок получает самое высокое духовное наслаждение. Любое занятие, если в нем не было места для творческого порыва, поиска, оказывается неэффективным, если даже дается очень полезная информация.

Поэтому создание проблемных ситуаций, столкновение различных мнений, вариативность возможных решений являются необходимым инструментом педагогического приближения обучающихся к творчеству.

На своих занятиях я использую, в основном, личностно-ориентированный подход и систему обучения, построенной на создании проблемных ситуаций. Данная система способствует организации творческо-познавательного процесса, при котором учебный материал становится предметом активных действий каждого обучающегося.

В.А. Сухомлинский говорил: «Истоки дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» .

Работа начинается с определения уровня готовности обучающихся к восприятию учебного материала, их активности в учебно-познавательной деятельности, уровня теоретических знаний, личностных качеств, способности к восприятию и воспроизведению практических навыков на основе диагностирования и наблюдений. При выборе задания, обязательно учитывается и возраст ребенка, т.к. возраст детей в группах варьируется от 7 до 11 лет. Это позволяет подойти индивидуально к выполнению каждой, отдельно взятой работы, сделать работу каждого ребенка творческой, не похожей ни на одну другую.

В объединении мы осваиваем различные виды ручного творчества, что позволяет ребенку выбрать ту, которая ближе ему по душе и выполнить творческую работу уже по выбранной технике.

Сейчас вашему вниманию будут представлены детские творческие работы, выполненные в разных техниках, таких как оригами,

Изонить

Декупаж

Соленое тесто

Валяние

Фелтинг и шерстяная живопись

Кокон

Для достижения определенных результатов в обучении и освоении практических навыков мною создаются таблицы, карточки-задания, технологические карты, выполняются образцы изделий.

После изучения каждого раздела образовательной программы организуется выставка детских работ.

В ноябре, по итогам изучения раздела «Оригами», была организованна выставка детских творческих работ «Страна «Оригами». Было выставлено более 50-ти работ, где каждая была индивидуальна, хотя в основе всех работ, использовались, одни и те же модули.

Главным помощником в творческом развитии ребенка должен быть не только педагог, но и родители, так как они являются первыми учителями детей. И если педагог дополнительного образования совместно с родителями обучающихся учит их видеть необычное в обычном, может увлечь учебным процессом, то, несомненно, наше стремительно развивающееся общество сможет получить подготовленного к жизни творческого человека.

С целью организации совместной социокультурной деятельности родителей и детей я в своей работе использую различные организационно-педагогические формы: мастер-классы, праздники, конкурсные программы, выставки, творческие встречи.

Уже давно известно, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе, оно снимает давление авторитета родителей, позволяет ребенку выразить себя, ощутить свою значимость (особенно когда родители устраивают маленькую домашнюю галерею его работ).

Родители часто используют работы детей, созданные на занятиях в оформлении домашнего интерьера.

И в организации семейных праздников.

Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов.

Это и есть составляющие качественного и творческого занятия, где дети спорят, сомневаются, творят, принимают самостоятельно решения. Согласитесь, самые приятные минуты для педагога, когда глаза детей горят благодарностью и ожиданием следующего занятия. Таким образом, учить необходимо с помощью разнообразных методов и приемов, различных педагогических технологий, традиционных и нетрадиционных форм обучения, позволяющих раскрыть свой творческий потенциал, а вместе с тем и потенциал обучающихся. Главное, вместе с обучающимися искать истину, активизировать процесс обучения, развивать творческие способности как у обучающихся, так и собственные.

Литература

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Москва «Просвещение», 2009 г.

  2. Журнал «Завуч управление современной школы». Центр «Педагогический поиск», № 6 2010 г.

  3. Лучшие страницы педагогической прессы № 4. 2007.