Воспитание на традициях края
Надежда Михайловна Шабалина, Наталья Владимировна Шабалина
МОУ «Ронгинская средняя общеобразовательная школа» Советского района
У каждого памятника свой век. Проходит
время, и памятники исчезают с лица земли.
Ни мрамор, ни бронза не могут бесконечно
сопротивляться времени. Но есть памятники
вечные - они в сердце народа. Пока жив
хоть один человек - жива память.
А.Крупняков
Самое большое счастье для учителя – достижения его учеников. Как помочь детям раскрыть свой творческий потенциал?
В МОУ «Ронгинская средняя общеобразовательная школа» сложилась и действует школьная система организации гражданско-патриотического воспитания через творческую краеведческую деятельность. Приоритетным направлением является воспитание духовно-нравственных принципов и гражданской ответственности, готовности к достойному служению обществу и государству. Знания о своей малой родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что сохранилось от предшествующих поколений. В школе разработаны программы краеведческого направления, которые ориентированы на образовательное, воспитательное, научно-исследовательское, культурно-массовое, спортивно-оздоровительное направления. Новизна и ценность данных программ заключается в том, что непосредственно, в образовательном процессе, обучающиеся соприкасаются с традициями, историей, народным искусством, природой родного края, участвуют в народных праздниках. С целью воспитания у обучающихся гражданственности и патриотизма, в школе проводятся коллективные дела и праздники. Они повторяются из года в год, так как именно традиции являются ценным средством воспитания. В школе создан краеведческий музей, который постоянно пополняется экспонатами и документами, рассказывающими об истории нашего села и быте XIX-XX в.в., о ветеранах Великой Отечественной войны, о педагогических династиях, о выпускниках школы. С целью изучения традиций и обычаев, истории родного края ежегодно в школе, в соответствии с традиционным народным календарем, проводятся праздники Масленица, Покровская ярмарка, Пасхальная радуга, Гуканье весны. В результате происходит ненавязчивое приобщение обучающихся к культурному наследию предков. Интересен как для обучающихся, так и родителей школьный проект «Жемчужины Марийского края». В течение летних каникул обучающиеся школы путешествуют по Республике Марий Эл. Изучают историю края и составляют туристические проекты. Также обучающие школы совершают в течение года пешие походы по окрестностям с.Ронги, изучают историю и природу края. Таким образом, в школе собран богатый материал о заповедных уголках нашей малой родины, который активно используется и на уроках и во внеурочной деятельности. В 2015-2016 учебном году, в рамках празднования Дня Республики Марий Эл, был разработан и апробирован, имел статус школьного, Фестиваль культуры народов Республики Марий Эл. В 2016-2017 учебном году, с целью сохранения и развития традиций различных национальных культур, проживающих на территории Республики Марий Эл, формирования у детей и молодежи уважения к истории и культуре народов России, данное мероприятие приобрело статус районного, в котором приняли участие обучающиеся из 8 школ Советского района. Данная форма мероприятия была выбрана осознанно как модель совместной деятельности детей, педагогов, родителей, так как глубоко связывает процесс обучения, воспитания, творческого и патриотического развития. Обучающиеся представляли экспозиции декоративно-прикладного творчества народа, проживающего на территории Республики Марий Эл, которая сопровождалась информацией о народе, его истории, культуре и быте, дефиле национальной одежды, национальную песню или танец, блюдо национальной кухни с рассказом о его предназначении и способе приготовления. Традиционным в школе является мероприятие, посвященное жизни и творчеству народного писателя, нашего земляка А. Крупнякова. В памятные даты связанные с именем писателя в школе проходят Крупняковские чтения, театрализованные представления произведений Аркадия Степановича, встречи с родными и друзьями писателя. В результате данной деятельности в школе открыта комната музей А.Крупнякова.
Мы живём в особое время – время формирования новой модели образовательной системы. Школу необходимо рассматривать в качестве культурной, мировоззренческой основы национальной и глобальной цивилизации, обеспечивающей долгосрочные интересы общества. Поэтому мы создаём такую базу школы, которая бы гибко менялась, учитывая запросы социума, и удовлетворяла требования к современному выпускнику в соответствии с государственными стандартами образования. Нормой нашей жизни стали научно-исследовательские школьные конференции по этнографии, этнопедагогике, экологии. Где дети не только изучают историю нашей малой родины, национальные традиции, они получают навыки и умения исследовательской деятельности, учатся анализу, вычислению предполагаемых результатов исследования. Все эти навыки переносятся на учебный процесс и жизненные ситуации. Мы понимаем, что требования, предъявляемые к современной школе, могут поглотить своими инновационными процессами национальные традиции, поэтому создаём в школе условия, которые бы не давали обучающимся забывать свои корни.