Возможности современных уроков. Методическая и дидактическая структура
Введение ФГОС требует внесения изменений во все компоненты учебного процесса: организацию и содержание совместной учебной деятельности учителя и школьников, отбор и организацию учебного материала, структуру уроков.
Выделяют 6 типов уроков (по Т. И. Шамовой):
Урок изучения и первичного закрепления нового материала
Урок закрепления знаний и способов деятельности
Урок комплексного применения знаний, умений, навыков
Урок обобщения и систематизации
Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений, и навыков учащихся.
Урок изучения и первичного закрепления нового материала строится по следующему алгоритму:
Этап урока | Деятельность | УУД |
Мотивация | Осознанное вхождение учащегося в учебную деятельность. С этой целью : 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 3) устанавливаются тематические рамки («могу») | самоопределение; смыслообразование; внутренняя позиция школьника; учебно-познавательная мотивация; планирование учебного сотрудничества |
Актуализация субъектного опыта учащихся | Организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; 4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. | мотивационная основа учебной деятельности; смыслообразование; анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия; структурирование знаний; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; использование знаково-символических средств; смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации; развитие этических чувств и регуляторов морального поведения; постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; волевая саморегуляция |
Выявление места и причины затруднений | На этом этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они должны: 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место (шаг, операцию), в котором возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать в речи причину затруднения. То есть назвать, определить те умения, знания, которых недостает для решения проблемы. | учебно-познавательный интерес; смыслообразование; волевая саморегуляция; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; подведение под понятие; использование знаково-символических средств; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
Построение проекта выхода из затруднения | Учащиеся в группах или коллективно в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ решения проблемы, строят план достижения цели; определяют средства, ресурсы. Учитель лишь руководит процессом на начальных этапах применения такого метода обучения с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, в последствии создает условия для самостоятельного исследования проблемы. | самоопределение; постановка познавательной цели; познавательная инициатива; планирование, прогнозирование; построение логической цепи рассуждений; использование знаково-символических средств; построение речевых высказываний; выбор наиболее эффективных способов решения задач; определение основной и второстепенной информации; планирование учебного сотрудничества; разрешение конфликтов; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; понимание относительности мнений и подходов для решения проблем; адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности |
Реализация построенного проекта | Учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные группами, обсуждаются, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. | осознание ответственности за общее дело; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; волевая саморегуляция; выдвижение гипотез и их обоснование; познавательная инициатива; использование знаково-символических средств; поиск необходимой информации; моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.); самостоятельное создание алгоритмов деятельности; установление причинно-следственных связей, доказательство; самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; достижение договоренностей и согласование общего решения; разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников; управление поведением партнера; адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач. |
Первичное закрепление | Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | контроль; коррекция; волевая саморегуляция; подведение под понятие; использование общих приемов решения задач; использование знаково-символических средств; самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале; построение речевых высказываний ; выведение следствий; планирование учебного сотрудничества; адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и дорабатывают их. В конце этапа организуется рефлексия. | анализ, сравнение, классификация; самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале; использование знаково-символических средств; волевая саморегуляция; познавательная инициатива; использование общих приемов решения задач; осуществление самоконтроля по результату и по способу действия; рефлексия способов и условий действия; самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив; постановка и формулирование проблемы; подведение под понятие; выведение следствий, доказательств; адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности |
Включение в систему знаний и повторение | Выявляются границы применимости нового знания, выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. | поиск и выделение необходимой информации; моделирование, преобразование модели; умение структурировать знания; смысловое чтение, извлечение необходимой информации; использование знаково-символических средств; свободная ориентация и восприятие текстов, их понимание; выбор наиболее эффективных способов решения задач; использование общих приемов решения задач; построение речевых высказываний |
В системе эвристического обучения А. В. Хуторского используется типология уроков, в основу которой положены способы создания учениками собственного образовательного продукта и типы образовательной продукции, являющейся результатом выполнения определенных видов деятельности: когнитивных, креативных, оргдеятельностных, коммуникативных и др. Деятельностная доминанта урока может быть одна при различных формах ее воплощения.
Уроки когнитивного типа:
— урок-наблюдение;
—урок-эксперимент;
—урок исследования объекта;
— поисковый урок;
— лабораторно-практический урок;
— урок постановки проблем и их решение;
— урок конструирования понятий (правил, закономерностей, гипотез);
— урок конструирования теорий;
— урок-концепт, построение картины мира или ее части;
— урок работы с первоисточниками (культурно-историческими аналогами);
— интегративный урок;
— метапредметный урок;
— межпредметный урок;
— урок философского обобщения.
2. Уроки креативного типа:
— урок составления и решения задач;
— урок-диалог (дискуссия, диспут, эвристическая беседа);
— урок-парадокс;
— урок-фантазия;
— урок изобретательства;
—урок технического (научного, прикладного, художественного, социального, культурного. педагогического) творчества;
— урок моделирования;
— урок символотворчества;
— урок «изменения» истории (собственное решение исторических событий);
—урок — эвристическая ситуация;
— урок открытий;
— сочинение (задачи-сказки, считалки, летописи и т. п.);
— деловая игра;
— ролевая игра;
— урок-путешествие (реальное, виртуальное);
— урок-наоборот (ученик в роли учителя);
— урок в школе будущего;
— прогностический урок;
— урок защиты творческих работ;
—урок-олимпиада;
— урок творческого обобщения.
3. Уроки оргдеятвльностного типа:
— урок целеполагания;
— урок нормотворчества;
— урок разработки индивидуальных образовательных программ;
— урок защиты индивидуальных образовательных программ;
— уроки с группой работой;
— урок-проект (с использованием метода проектов);
— урок-консультация (взаимоконсультация);
— урок самооценок (взаимооценок);
— урок-зачет (самозачет);
— урок-рефлексия.
4. Уроки коммуникативного типа:
— бинарный урок (ведут два учителя);
— урок рецензирования;
— урок взаимоконтроля;
— урок-вернисаж;
— урок-выставка;
— урок-аукцион;
— урок-конференция;
— урок-соревнование;
— урок-КВН;
— урок-«суд над явлением»;
— урок-спектакль;
— урок - «круглый стол»;
— урок-панорама;
— творческий отчет.
Перечисленные типы уроков позволяют строить систему занятий, образующих целостную технологию обучения. На основе названных типов творческих уроков могут составляться и комбинированные уроки. Кроме того, каждый из перечисленных творческих уроков включает в себя неограниченный набор вариантов их построения.
В условиях реализации программы формирования (развития) универсальных учебных действий как компонента основной образовательной программы начального (основного, среднего) общего образования рекомендуется использовать соответствующую типологию уроков, в основе классификации которых лежат соответствующие типы и виды УУД.
Далее представлен принципиальный подход к построению типологии уроков, основанной на структуре универсальных учебных действий.
Тип урока | Виды уроков |
Урок личностно-ориентированного типа – ориентирован на ценностно-смысловое самоопределение учащихся относительно изучаемого содержания и осваиваемых способов деятельности | Урок смыслообразования – поиск ответа на вопрос «какое значение, смысл имеет для меня учение» Урок нравственно-этического оценивания – оценка усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей |
2. Урок организационно-деятельностного типа – ориентирован на формирование умений обучающихся организовывать собственную деятельность | 1. Урок целеполагания – отбор целей обучения из предложенного учителем набора, их дополнение; самоопределение учеников в общем многообразии целей, уточнение и переопределение собственных целей; составление индивидуальных образовательных траекторий 2. Урок планирования – составление плана и последовательности действий 3. Урок прогнозирования – построение концептуального образа (обобщенной модели) раздела, темы 4. Урок контроля – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона 5. Урок оценки – осознание качества и уровня усвоения способа действия |
Урок когнитивного типа – ориентирован на структуру учебной деятельности и виды познавательной деятельности | Урок постановки учебной задачи – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно Урок информационного поиска – поиск и выделение необходимой информации Аналитический урок – анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей Урок моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область Урок – доказательство – построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование Урок отработки освоенного способа действия - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Урок – обобщение – синтез как составление целого из частей, в том числе на основе самостоятельного достраивания, восполнение недостающих компонентов; подведение под понятия, выведение следствий Урок рефлексии – анализ способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Урок постановки и решения проблем |
Урок коммуникативного типа – обеспечивает формирование социальной компетентности, способности учетывать позиции партнеров по общению или деятельности, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество | Урок – дискуссия (диспут) – выражение с достаточно полнотой и точностью собственных мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конструктивного конфликта, принятие решения и его реализация Урок учебного сотрудничества – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; контроль, коррекция, оценка действий партнеров |
Данная типология является открытой для наполнения различными видами уроков и их комбинирования.
5