СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Возможности современных уроков. Методическая и дидактическая структура" (проектирование современного урока)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал из курса повышения квалификации "Цифровая школа" корпорации "Российский учебник"

Просмотр содержимого документа
«Статья "Возможности современных уроков. Методическая и дидактическая структура" (проектирование современного урока)»

Возможности современных уроков. Методическая и дидактическая структура

Введение ФГОС требует внесения изменений во все компоненты учебного процесса: организацию и содержание совместной учебной деятельности учителя и школьников, отбор и организацию учебного материала, структуру уроков.



Выделяют 6 типов уроков (по Т. И. Шамовой):

  1. Урок изучения и первичного закрепления нового материала

  2. Урок закрепления знаний и способов деятельности

  3. Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

  4. Урок обобщения и систематизации

  5. Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений, и навыков учащихся.


Урок изучения и первичного закрепления нового материала строится по следующему алгоритму:


Этап урока

Деятельность

УУД

Мотивация

Осознанное вхождение учащегося в учебную деятельность.

С этой целью :

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);

2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

3) устанавливаются тематические рамки («могу»)

  • самоопределение;

  • смыслообразование;

  • внутренняя позиция школьника;

  • учебно-познавательная мотивация;

  • планирование учебного сотрудничества

Актуализация субъектного опыта учащихся

Организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.

Этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

  • мотивационная основа учебной деятельности;

  • смыслообразование;

  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия;

  • структурирование знаний;

  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

  • использование знаково-символических средств;

  • смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого

  • высказывания в устной и письменной форме;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • развитие этических чувств и регуляторов морального поведения;

  • постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем;

  • формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

  • учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

  • волевая саморегуляция

Выявление места и причины затруднений

На этом этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения.

Для этого они должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место (шаг, операцию), в котором возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать в речи причину затруднения. То есть назвать, определить те умения, знания, которых недостает для решения проблемы.

  • учебно-познавательный интерес;

  • смыслообразование;

  • волевая саморегуляция;

  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

  • подведение под понятие;

  • использование знаково-символических средств;

  • определение основной и второстепенной информации;

  • постановка и формулирование проблемы;

  • учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

  • формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Построение проекта выхода из затруднения

Учащиеся в группах или коллективно в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:

  • ставят цель,

  • согласовывают тему урока,

  • выбирают способ решения проблемы,

  • строят план достижения цели;

  • определяют средства, ресурсы.

Учитель лишь руководит процессом на начальных этапах применения такого метода обучения с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога,

в последствии создает условия для самостоятельного исследования проблемы.

  • самоопределение;

  • постановка познавательной цели;

  • познавательная инициатива;

  • планирование, прогнозирование;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • использование знаково-символических средств;

  • построение речевых высказываний;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач;

  • определение основной и второстепенной информации;

  • планирование учебного сотрудничества;

  • разрешение конфликтов;

  • формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

  • понимание относительности мнений и подходов для решения проблем;

  • адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности


Реализация построенного проекта

Учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные группами, обсуждаются, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

  • осознание ответственности за общее дело;

  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

  • волевая саморегуляция;

  • выдвижение гипотез и их обоснование;

  • познавательная инициатива;

  • использование знаково-символических средств;

  • поиск необходимой информации;

  • моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.);

  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

  • установление причинно-следственных связей, доказательство;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера;

  • формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

  • учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

  • достижение договоренностей и согласование общего решения;

  • разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников;

  • управление поведением партнера;

  • адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

Первичное закрепление

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

  • контроль;

  • коррекция;

  • волевая саморегуляция;

  • подведение под понятие;

  • использование общих приемов решения задач;

  • использование знаково-символических средств;

  • самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале;

  • построение речевых высказываний ;

  • выведение следствий;

  • планирование учебного сотрудничества;

  • адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и дорабатывают их. В конце этапа организуется рефлексия.

  • анализ, сравнение, классификация;

  • самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале;

  • использование знаково-символических средств;

  • волевая саморегуляция;

  • познавательная инициатива;

  • использование общих приемов решения задач;

  • осуществление самоконтроля по результату и по способу действия;

  • рефлексия способов и условий действия;

  • самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив;

  • постановка и формулирование проблемы;

  • подведение под понятие;

  • выведение следствий, доказательств;

  • адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности

Включение в систему знаний и повторение

Выявляются границы применимости нового знания, выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • моделирование, преобразование модели;

  • умение структурировать знания;

  • смысловое чтение, извлечение необходимой информации;

  • использование знаково-символических средств;

  • свободная ориентация и восприятие текстов, их понимание;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач;

  • использование общих приемов решения задач;

  • построение речевых высказываний



В системе эвристического обучения А. В. Хуторского используется типология уроков, в основу которой положены способы создания учениками собственного образовательного продукта и типы образовательной продукции, являющейся результатом выполнения определенных видов деятельности: когнитивных, креативных, оргдеятельностных, коммуникативных и др. Деятельностная доминанта урока может быть одна при различных формах ее воплощения.

  1. Уроки когнитивного типа:

— урок-наблюдение;

—урок-эксперимент;

—урок исследования объекта;

— поисковый урок;

— лабораторно-практический урок;

— урок постановки проблем и их решение;

— урок конструирования понятий (правил, закономерностей, гипотез);

— урок конструирования теорий;

— урок-концепт, построение картины мира или ее части;

— урок работы с первоисточниками (культурно-историческими аналогами);

— интегративный урок;

— метапредметный урок;

— межпредметный урок;

— урок философского обобщения.

2. Уроки креативного типа:

— урок составления и решения задач;

— урок-диалог (дискуссия, диспут, эвристическая беседа);

— урок-парадокс;

— урок-фантазия;

— урок изобретательства;

—урок технического (научного, прикладного, художественного, социального, культурного. педагогического) творчества;

— урок моделирования;

— урок символотворчества;

— урок «изменения» истории (собственное решение исторических событий);

—урок — эвристическая ситуация;

— урок открытий;

— сочинение (задачи-сказки, считалки, летописи и т. п.);

— деловая игра;

— ролевая игра;

— урок-путешествие (реальное, виртуальное);

— урок-наоборот (ученик в роли учителя);

— урок в школе будущего;

— прогностический урок;

— урок защиты творческих работ;

—урок-олимпиада;

— урок творческого обобщения.

3. Уроки оргдеятвльностного типа:

— урок целеполагания;

— урок нормотворчества;

— урок разработки индивидуальных образовательных программ;

— урок защиты индивидуальных образовательных программ;

— уроки с группой работой;

— урок-проект (с использованием метода проектов);

— урок-консультация (взаимоконсультация);

— урок самооценок (взаимооценок);

— урок-зачет (самозачет);

— урок-рефлексия.

4. Уроки коммуникативного типа:

— бинарный урок (ведут два учителя);

— урок рецензирования;

— урок взаимоконтроля;

— урок-вернисаж;

— урок-выставка;

— урок-аукцион;

— урок-конференция;

— урок-соревнование;

— урок-КВН;

— урок-«суд над явлением»;

— урок-спектакль;

— урок - «круглый стол»;

— урок-панорама;

— творческий отчет.

Перечисленные типы уроков позволяют строить систему занятий, образующих целостную технологию обучения. На основе названных типов творческих уроков могут составляться и комбинированные уроки. Кроме того, каждый из перечисленных творческих уроков включает в себя неограниченный набор вариантов их построения.

В условиях реализации программы формирования (развития) универсальных учебных действий как компонента основной образовательной программы начального (основного, среднего) общего образования рекомендуется использовать соответствующую типологию уроков, в основе классификации которых лежат соответствующие типы и виды УУД.

Далее представлен принципиальный подход к построению типологии уроков, основанной на структуре универсальных учебных действий.



Тип урока

Виды уроков

  1. Урок личностно-ориентированного типа – ориентирован на ценностно-смысловое самоопределение учащихся относительно изучаемого содержания и осваиваемых способов деятельности

  1. Урок смыслообразования – поиск ответа на вопрос «какое значение, смысл имеет для меня учение»

  2. Урок нравственно-этического оценивания – оценка усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей

2. Урок организационно-деятельностного типа – ориентирован на формирование умений обучающихся организовывать собственную деятельность

1. Урок целеполагания – отбор целей обучения из предложенного учителем набора, их дополнение; самоопределение учеников в общем многообразии целей, уточнение и переопределение собственных целей; составление индивидуальных образовательных траекторий

2. Урок планирования – составление плана и последовательности действий

3. Урок прогнозирования – построение концептуального образа (обобщенной модели) раздела, темы

4. Урок контроля – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

5. Урок оценки – осознание качества и уровня усвоения способа действия

  1. Урок когнитивного типа – ориентирован на структуру учебной деятельности и виды познавательной деятельности

  1. Урок постановки учебной задачи – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

  2. Урок информационного поиска – поиск и выделение необходимой информации

  3. Аналитический урок – анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей

  4. Урок моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

  5. Урок доказательство – построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование

  6. Урок отработки освоенного способа действия - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

  7. Урок – обобщение – синтез как составление целого из частей, в том числе на основе самостоятельного достраивания, восполнение недостающих компонентов; подведение под понятия, выведение следствий

  8. Урок рефлексии – анализ способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

  9. Урок постановки и решения проблем

  1. Урок коммуникативного типа – обеспечивает формирование социальной компетентности, способности учетывать позиции партнеров по общению или деятельности, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество

  1. Урок – дискуссия (диспут) – выражение с достаточно полнотой и точностью собственных мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конструктивного конфликта, принятие решения и его реализация

  2. Урок учебного сотрудничества – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; контроль, коррекция, оценка действий партнеров

Данная типология является открытой для наполнения различными видами уроков и их комбинирования.

5