СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

STEM- технологии в дошкольном образовании

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Использование STEM-  технологий в дошкольном образовании с примером заданий

Просмотр содержимого документа
«STEM- технологии в дошкольном образовании»

STEM-образование  детей дошкольного возраста   Решетникова А.Ю. Воспитатель МАДОУ №79 г. Каменск-Уральский

STEM-образование детей дошкольного возраста

Решетникова А.Ю.

Воспитатель

МАДОУ №79

г. Каменск-Уральский

Современный мир ставит перед образованием не простые задачи: учиться должно быть интересно, знание должно быть применимым на практике, обучение должно проходить в занимательной форме.

Современный мир ставит перед образованием не простые задачи: учиться должно быть интересно, знание должно быть применимым на практике, обучение должно проходить в занимательной форме.

STEAM-образование это новая парциальная модульная программа дошкольного образования, направленная на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество.   S  - science (естественные науки). T  - technology (технология). E   - engineering (инженерное искусство). A   - art (творчество). M   – mathematics (математика).

STEAM-образование это новая парциальная модульная программа дошкольного образования, направленная на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество.

  • S  - science (естественные науки).
  • T  - technology (технология).
  • E   - engineering (инженерное искусство).
  • A   - art (творчество).
  • M   – mathematics (математика).
Программа «STEAM -образование детей дошкольного возраста» включает   6   модулей,  содержание которых направлено на развитие интеллектуальных способностей детей.

Программа «STEAM -образование детей дошкольного возраста» включает   6   модулей,  содержание которых направлено на развитие интеллектуальных способностей детей.

«Дидактическая система Ф. Фрёбеля». «Наборы для развития пространственного мышления № 1»  В настоящее время «Дары Фребёля» представляют собой игровой набор из 14 модулей: «шерстяные мячики», «основные тела», «куб из кубиков», «куб из брусков», «кубики и призмы» и др.  «Наборы для развития пространственного мышления № 2» (по системе Ф. Фрёбеля) — материалы в виде мягких напольных модулей, которые перемещают ребёнка с ограниченной площади стола в игровое пространство помещения. Работа с мягкими модулями в другом пространстве позволяет на практике освоить понятие «ракурса» как точки зрения на объект в пространстве, а также получаемой проекции (изображения) объекта в данной части пространства. Представления ребёнка постепенно приобретают гибкость, подвижность, он овладевает умением оперировать наглядными образами: представлять себе предметы в разных пространственных положениях, мысленно изменять их взаимное расположение.

«Дидактическая система Ф. Фрёбеля».

  • «Наборы для развития пространственного мышления № 1»

В настоящее время «Дары Фребёля» представляют собой игровой набор из 14 модулей: «шерстяные мячики», «основные тела», «куб из кубиков», «куб из брусков», «кубики и призмы» и др.

  • «Наборы для развития пространственного мышления № 2» (по системе Ф. Фрёбеля) — материалы в виде мягких напольных модулей, которые перемещают ребёнка с ограниченной площади стола в игровое пространство помещения. Работа с мягкими модулями в другом пространстве позволяет на практике освоить понятие «ракурса» как точки зрения на объект в пространстве, а также получаемой проекции (изображения) объекта в данной части пространства. Представления ребёнка постепенно приобретают гибкость, подвижность, он овладевает умением оперировать наглядными образами: представлять себе предметы в разных пространственных положениях, мысленно изменять их взаимное расположение.
Дары Ф.Фрёбеля

Дары Ф.Фрёбеля

Дидактическая игра  «Автобус»

  • Возраст от 5 лет
  • Цель:  Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для развития сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности навыков, ЭМП, кругозора; правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; восприятия, мышления, внимания, памяти, игровой деятельности.
  • Используемые материалы:  наборы № 7, 8, 9
  • Ход игры:
  •   - Мы отправляемся в путешествие на автобусе.
  •   Улыбается водитель:
  • - Проходите! Проходите!
  • У окошка место есть,
  • Не желаете присесть?
  • На нашем автобусе
  • Полоски, как на глобусе!
  • Мы объедем целый свет!
  • Вы садитесь или нет?
  • Стоят стулья по количеству участников в два ряда – это автобус. У каждого участника в руках цветная фигурка, на каждом стуле их изображение. Детям необходимо найти и занять свое место.
  • Модификация:  Дети рассаживаются под команды воспитателя. В автобусе будет 2 ряда. 
  • - Слушайте инструкцию: пассажир «красный треугольник» сидит в правом ряду на 2 месте… (дать время).
  • Пассажир «жёлтый полукруг» сидит в левом ряду на 3 месте……
  • Пассажир «зелёное кольцо» сидит в правом ряду на 1 месте……
  • Пассажир «синий квадрат» сидит в левом ряду на 1 месте……
  • Пассажир «фиолетовое полукольцо» сидит в правом ряду на 3 месте……
  • Пассажир «белый круг» сидит в левом ряду на 2 месте……

Дидактическая игра   «Яркие краски»

  • Возраст от 3 лет
  • Цель:  Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для развития умений различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), закреплять и называть величину фигуры; учить сравнивать геометрические фигуры по цвету и размеру, находя признаки сходства и различия и отражать в речи; правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, правильное не наносящее ущерб организму, выполнение опорных движений.
  • Используемые материалы:  набор № J1
  •   Ход игры:  Дети к нам сегодня в гости пришла кукла «Катя». Она хочет с вами поиграть. Катя пришла к нам с волшебной коробочкой. Давайте посмотрим, что же находится в коробочке.
  • - Какие фигуры?
  • - Какие по цвету?
  • Дети рассматривают фигуры и называют цвет. Разделить детей на команды разных цветов (синий, красный, желтый). Задание: каждая команда должна перенести шарики своего цвета в тазик на другом конце комнаты, соответствующий цвету команды.
  • Модификация:
  • - « все фигуры красного цвета»
  • - « только треугольники, только шарики, только кубики»
  • -Посмотрите, а кукла Катя принесла нам ещё красивые веревочки. Давайте сделаем кукле Кате бусы. Задание, отсортировать фигуры своего цвета и нанизать их на веревочки.
Образовательный модуль  LEGO-конструирование ЛЕГО- это яркий, красочный материал, представляющий огромные возможности для поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка.  Конструктор стимулирует детскую фантазию, воображение, формирует моторные навыки, конструктивные способности. Способствует развитию способностей к техническому творчеству.

Образовательный модуль LEGO-конструирование

  • ЛЕГО- это яркий, красочный материал, представляющий огромные возможности для поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка.
  • Конструктор стимулирует детскую фантазию, воображение, формирует моторные навыки, конструктивные способности.
  • Способствует развитию способностей к техническому творчеству.
Дидактическая игра    «Огромный, средний, маленький»    Каждому ребенку раздаются плато, набор элементов конструктора и набор предметных картинок. По образцу педагога дети выкладывают на своих плато элементы конструктора в следующем порядке: 1-ая деталь – большая, 2-ая – средняя, 3-я– маленькая. Педагог предлагает детям взять определенную картинку и, прикладывая ее к каждому элементу на плато назвать ее в соответствии с размером детали  (например –  «сумище – сумка – сумочка» ) .

Дидактическая игра   «Огромный, средний, маленький»

Каждому ребенку раздаются плато, набор элементов конструктора и набор предметных картинок. По образцу педагога дети выкладывают на своих плато элементы конструктора в следующем порядке: 1-ая деталь – большая, 2-ая – средняя, 3-я– маленькая. Педагог предлагает детям взять определенную картинку и, прикладывая ее к каждому элементу на плато назвать ее в соответствии с размером детали  (например –  «сумище – сумка – сумочка» ) .

Дидактическая игра  «Наоборот»   Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления, активизировать в речи антонимы. Игровое правило. Создать постройку только противоположную по смыслу (длинная и короткая дорожка, широкий и узкий мост, высокая и низкая башня)

Дидактическая игра «Наоборот»

  • Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления,
  • активизировать в речи антонимы.
  • Игровое правило. Создать постройку только противоположную по смыслу
  • (длинная и короткая дорожка, широкий и узкий мост, высокая и низкая
  • башня)
Образовательный модуль  « Робототехника» Освоение робототехнического конструирования; Через организацию движения роботов познание основ механики и базовых электронных компонентов; Понятие, что такое «Алгоритм» Получение первого опыта программирования, моделирования.

Образовательный модуль « Робототехника»

  • Освоение робототехнического конструирования;
  • Через организацию движения роботов познание основ механики и базовых электронных компонентов;
  • Понятие, что такое «Алгоритм»
  • Получение первого опыта программирования, моделирования.
Игра «Прогулка по зоопарку» Цель:  создать условия для познавательного развития детей, развития логического мышления, коммуникативных навыков и пространственной ориентации. Необходимое оборудование:   мини-робот «Bee-Bot», тематический коврик «Зоопарк», карточки с загадками.   Ход игры Ведущий рассказывает детям, что Пчелка решила посетить зоопарк, но, к сожалению, она ничего не знает про животных. Детям предлагается выступить в роли экскурсоводов. Ведущий задает детям загадки про животных. Ребёнок, отгадавший загадку, должен проводить Пчелку до этого животного и рассказать о нём.  

Игра «Прогулка по зоопарку»

  • Цель:  создать условия для познавательного развития детей, развития логического мышления, коммуникативных навыков и пространственной ориентации.
  • Необходимое оборудование:   мини-робот «Bee-Bot», тематический коврик «Зоопарк», карточки с загадками.  
  • Ход игры
  • Ведущий рассказывает детям, что Пчелка решила посетить зоопарк, но, к сожалению, она ничего не знает про животных. Детям предлагается выступить в роли экскурсоводов. Ведущий задает детям загадки про животных. Ребёнок, отгадавший загадку, должен проводить Пчелку до этого животного и рассказать о нём.  
Игра «Фотографии»   Цель:  развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики, развитие умения составлять алгоритмы. Необходимое оборудование:   мини-робот «Bee-Bot», тематический коврик «Зоопарк», карточки с изображениями животных.   Ход игры Ведущий рассказывает детям, что когда Пчелка гуляла по зоопарку, она решила сфотографировать животных. А сейчас ей хочется передать фотографии их владельцам. Ведущий просит ребят помочь Пчелке и раздать животным  фотографии. Дети выбирают картинки, самостоятельно продумывают маршрут, программируют Пчелку и доводят ее до нужной клетки.  

Игра «Фотографии»

  • Цель:  развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики, развитие умения составлять алгоритмы.
  • Необходимое оборудование:   мини-робот «Bee-Bot», тематический коврик «Зоопарк», карточки с изображениями животных.  
  • Ход игры
  • Ведущий рассказывает детям, что когда Пчелка гуляла по зоопарку, она решила сфотографировать животных. А сейчас ей хочется передать фотографии их владельцам. Ведущий просит ребят помочь Пчелке и раздать животным  фотографии. Дети выбирают картинки, самостоятельно продумывают маршрут, программируют Пчелку и доводят ее до нужной клетки.  
Образовательный модуль  « Математическое развитие» Комплексное решение задач математического развития с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям:  Величина Форма Пространство Время Количество Счёт

Образовательный модуль « Математическое развитие»

Комплексное решение задач математического развития с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям:

  • Величина
  • Форма
  • Пространство
  • Время
  • Количество
  • Счёт
Дидактическая игра  «Убираем цифры»    Цель:  Закреплять прямой и обратный счет; закреплять знание цифр от 1 до 10.   Задачи:  Формирование логического мышления.  Ход игры:   Перед всеми на столах лежат цифры первого десятка. Детям загадывают загадки про числа. Каждый ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, пред цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши; убрать цифру, которая встречается в названии сказки про Белоснежку, и т.д.

Дидактическая игра «Убираем цифры»

  • Цель:  Закреплять прямой и обратный счет; закреплять знание цифр от 1 до 10.
  •   Задачи:  Формирование логического мышления. Ход игры:   Перед всеми на столах лежат цифры первого десятка. Детям загадывают загадки про числа. Каждый ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, пред цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши; убрать цифру, которая встречается в названии сказки про Белоснежку, и т.д.
Дидактическая игра  «Живая неделя»   Цель : закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. Материалы : карточки с цифрами от 1 до 7, музыка. Ход игры : У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.

Дидактическая игра «Живая неделя»

  • Цель : закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
  • Материалы : карточки с цифрами от 1 до 7, музыка.
  • Ход игры : У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.
ПРЕИМУЩЕСТВА STEM ТЕХНОЛОГИЙ   Развивают любознательность. Помогают выработать инженерные навыки. Позволяют приобрести качества, необходимые для работы в команде. Содействуют умению анализировать результаты проделанных мероприятий. Способствуют наилучшей познавательной активности дошкольников.  Комплексный подход в обучении содействует наилучшему уровню развития мыслительных навыков и открывает большую дверь для выбора более перспективной и востребованной профессии. Современная методика непринужденно и легко вовлекает детей в научно-творческую деятельность. Это способствует планомерному развитию интеллектуальных способностей, которые необходимы во взрослой жизни.

ПРЕИМУЩЕСТВА STEM ТЕХНОЛОГИЙ

  • Развивают любознательность.
  • Помогают выработать инженерные навыки.
  • Позволяют приобрести качества, необходимые для работы в команде.
  • Содействуют умению анализировать результаты проделанных мероприятий.
  • Способствуют наилучшей познавательной активности дошкольников.

Комплексный подход в обучении содействует наилучшему уровню развития мыслительных навыков и открывает большую дверь для выбора более перспективной и востребованной профессии. Современная методика непринужденно и легко вовлекает детей в научно-творческую деятельность. Это способствует планомерному развитию интеллектуальных способностей, которые необходимы во взрослой жизни.