Просмотр содержимого документа
«STEM- технологии в дошкольном образовании»
STEM-образование детей дошкольного возраста
Решетникова А.Ю.
Воспитатель
МАДОУ №79
г. Каменск-Уральский
Современный мир ставит перед образованием не простые задачи: учиться должно быть интересно, знание должно быть применимым на практике, обучение должно проходить в занимательной форме.
STEAM-образование это новая парциальная модульная программа дошкольного образования, направленная на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество.
- S - science (естественные науки).
- T - technology (технология).
- E - engineering (инженерное искусство).
- A - art (творчество).
- M – mathematics (математика).
Программа «STEAM -образование детей дошкольного возраста» включает 6 модулей, содержание которых направлено на развитие интеллектуальных способностей детей.
«Дидактическая система Ф. Фрёбеля».
- «Наборы для развития пространственного мышления № 1»
В настоящее время «Дары Фребёля» представляют собой игровой набор из 14 модулей: «шерстяные мячики», «основные тела», «куб из кубиков», «куб из брусков», «кубики и призмы» и др.
- «Наборы для развития пространственного мышления № 2» (по системе Ф. Фрёбеля) — материалы в виде мягких напольных модулей, которые перемещают ребёнка с ограниченной площади стола в игровое пространство помещения. Работа с мягкими модулями в другом пространстве позволяет на практике освоить понятие «ракурса» как точки зрения на объект в пространстве, а также получаемой проекции (изображения) объекта в данной части пространства. Представления ребёнка постепенно приобретают гибкость, подвижность, он овладевает умением оперировать наглядными образами: представлять себе предметы в разных пространственных положениях, мысленно изменять их взаимное расположение.
Дары Ф.Фрёбеля
Дидактическая игра «Автобус»
- Возраст от 5 лет
- Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для развития сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности навыков, ЭМП, кругозора; правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; восприятия, мышления, внимания, памяти, игровой деятельности.
- Используемые материалы: наборы № 7, 8, 9
- Ход игры:
- - Мы отправляемся в путешествие на автобусе.
- Улыбается водитель:
- - Проходите! Проходите!
- У окошка место есть,
- Не желаете присесть?
- На нашем автобусе
- Полоски, как на глобусе!
- Мы объедем целый свет!
- Вы садитесь или нет?
- Стоят стулья по количеству участников в два ряда – это автобус. У каждого участника в руках цветная фигурка, на каждом стуле их изображение. Детям необходимо найти и занять свое место.
- Модификация: Дети рассаживаются под команды воспитателя. В автобусе будет 2 ряда.
- - Слушайте инструкцию: пассажир «красный треугольник» сидит в правом ряду на 2 месте… (дать время).
- Пассажир «жёлтый полукруг» сидит в левом ряду на 3 месте……
- Пассажир «зелёное кольцо» сидит в правом ряду на 1 месте……
- Пассажир «синий квадрат» сидит в левом ряду на 1 месте……
- Пассажир «фиолетовое полукольцо» сидит в правом ряду на 3 месте……
- Пассажир «белый круг» сидит в левом ряду на 2 месте……
Дидактическая игра «Яркие краски»
- Возраст от 3 лет
- Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для развития умений различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), закреплять и называть величину фигуры; учить сравнивать геометрические фигуры по цвету и размеру, находя признаки сходства и различия и отражать в речи; правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, правильное не наносящее ущерб организму, выполнение опорных движений.
- Используемые материалы: набор № J1
- Ход игры: Дети к нам сегодня в гости пришла кукла «Катя». Она хочет с вами поиграть. Катя пришла к нам с волшебной коробочкой. Давайте посмотрим, что же находится в коробочке.
- - Какие фигуры?
- - Какие по цвету?
- Дети рассматривают фигуры и называют цвет. Разделить детей на команды разных цветов (синий, красный, желтый). Задание: каждая команда должна перенести шарики своего цвета в тазик на другом конце комнаты, соответствующий цвету команды.
- Модификация:
- - « все фигуры красного цвета»
- - « только треугольники, только шарики, только кубики»
- -Посмотрите, а кукла Катя принесла нам ещё красивые веревочки. Давайте сделаем кукле Кате бусы. Задание, отсортировать фигуры своего цвета и нанизать их на веревочки.
Образовательный модуль LEGO-конструирование
- ЛЕГО- это яркий, красочный материал, представляющий огромные возможности для поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка.
- Конструктор стимулирует детскую фантазию, воображение, формирует моторные навыки, конструктивные способности.
- Способствует развитию способностей к техническому творчеству.
Дидактическая игра «Огромный, средний, маленький»
Каждому ребенку раздаются плато, набор элементов конструктора и набор предметных картинок. По образцу педагога дети выкладывают на своих плато элементы конструктора в следующем порядке: 1-ая деталь – большая, 2-ая – средняя, 3-я– маленькая. Педагог предлагает детям взять определенную картинку и, прикладывая ее к каждому элементу на плато назвать ее в соответствии с размером детали (например – «сумище – сумка – сумочка» ) .
Дидактическая игра «Наоборот»
- Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления,
- активизировать в речи антонимы.
- Игровое правило. Создать постройку только противоположную по смыслу
- (длинная и короткая дорожка, широкий и узкий мост, высокая и низкая
- башня)
Образовательный модуль « Робототехника»
- Освоение робототехнического конструирования;
- Через организацию движения роботов познание основ механики и базовых электронных компонентов;
- Понятие, что такое «Алгоритм»
- Получение первого опыта программирования, моделирования.
Игра «Прогулка по зоопарку»
- Цель: создать условия для познавательного развития детей, развития логического мышления, коммуникативных навыков и пространственной ориентации.
- Необходимое оборудование: мини-робот «Bee-Bot», тематический коврик «Зоопарк», карточки с загадками.
- Ход игры
- Ведущий рассказывает детям, что Пчелка решила посетить зоопарк, но, к сожалению, она ничего не знает про животных. Детям предлагается выступить в роли экскурсоводов. Ведущий задает детям загадки про животных. Ребёнок, отгадавший загадку, должен проводить Пчелку до этого животного и рассказать о нём.
Игра «Фотографии»
- Цель: развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики, развитие умения составлять алгоритмы.
- Необходимое оборудование: мини-робот «Bee-Bot», тематический коврик «Зоопарк», карточки с изображениями животных.
- Ход игры
- Ведущий рассказывает детям, что когда Пчелка гуляла по зоопарку, она решила сфотографировать животных. А сейчас ей хочется передать фотографии их владельцам. Ведущий просит ребят помочь Пчелке и раздать животным фотографии. Дети выбирают картинки, самостоятельно продумывают маршрут, программируют Пчелку и доводят ее до нужной клетки.
Образовательный модуль « Математическое развитие»
Комплексное решение задач математического развития с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям:
- Величина
- Форма
- Пространство
- Время
- Количество
- Счёт
Дидактическая игра «Убираем цифры»
- Цель: Закреплять прямой и обратный счет; закреплять знание цифр от 1 до 10.
- Задачи: Формирование логического мышления. Ход игры: Перед всеми на столах лежат цифры первого десятка. Детям загадывают загадки про числа. Каждый ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, пред цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши; убрать цифру, которая встречается в названии сказки про Белоснежку, и т.д.
Дидактическая игра «Живая неделя»
- Цель : закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
- Материалы : карточки с цифрами от 1 до 7, музыка.
- Ход игры : У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.
ПРЕИМУЩЕСТВА STEM ТЕХНОЛОГИЙ
- Развивают любознательность.
- Помогают выработать инженерные навыки.
- Позволяют приобрести качества, необходимые для работы в команде.
- Содействуют умению анализировать результаты проделанных мероприятий.
- Способствуют наилучшей познавательной активности дошкольников.
Комплексный подход в обучении содействует наилучшему уровню развития мыслительных навыков и открывает большую дверь для выбора более перспективной и востребованной профессии. Современная методика непринужденно и легко вовлекает детей в научно-творческую деятельность. Это способствует планомерному развитию интеллектуальных способностей, которые необходимы во взрослой жизни.