МБОУ Пильнинская средняя школа №2
имени А.С.Пушкина
Индивидуальный проект
«Стереотипы представлений об Англии»
Подготовила:
Шаронова Анна,
обучающаяся 6Б класса
Руководитель:
Кузовихина Е.Н.
Введение
У каждого народа, каждой нации есть свои собственные представления об окружающем мире, о людях, о носителях другой культуры. В обществе складываются определенные стереотипы как относительно самих себя, относительно поведения и традиций в пределах своего культурного пространства, так и относительно представителей другого языкового и культурного пространства. Например, согласно стереотипам, в России на улицах гуляют медведи, а корейцы едят собак, эстонцы медлительные, а евреи жадные. Вот и об Англии сложились некоторые из таких предубеждений. Если бы Вам предложили сейчас вспомнить все ассоциации, которые приходят Вам на ум при упоминании об англичанах, наверняка среди них будут двухэтажные автобусы, английский юмор, пасмурная погода, овсянка на завтрак, любовь к футболу и чопорная манера держаться. Эти стереотипы в основном сформированы художественной литературой, кинематографом и даже средствами массовой информации, некоторые их них соответствуют действительности, другие уже устарели, третьи верны лишь частично. Так как сейчас многие люди путешествуют в Британию, учатся и работают там, важно знать, каковы британские люди и обычаи на самом деле. Как известно, стереотипы ограничивают мышление людей и заставляют оценивать всё согласно им. Люди должны развеивать мифы и учиться мыслить шире. В настоящее время разрабатываются методы исследования стереотипов в языке с опорой на материалы словарей, опросов и экспериментов. В данной исследовательской работе мы решили узнать, проанализировать и понять, знают и верят ли стереотипам об Англии.
Актуальность выбранной нами темы обусловлена неослабевающим интересом к носителям британской культуры и самой Великобритании в свете исторических и современных событий.
Проблемой данной темы можно считать то, что большое количество людей не только в России, но и во всём мире в настоящее время верят в такое же огромное количество стереотипов об Англичанах, хотя уже не раз во всех газетах или передачах обосновывали, что большинство этих стереотипов не правдивые.
Цель работы – исследовать понятие «стереотип» в русском и английском языках, выявить особенности отражения национальной культуры в стереотипах, оценить, насколько стереотипно восприятие английской нации современными российскими студентами.
Задачи исследования:
Узнать об английском менталитете,
Изучить черты характера англичан,
Узнать о самых распространенных мифов об англичанах,
Составить собирательный образ англичан
Объект исследования: национальная культура Англичан
Гипотеза: Мы предпологаем, что в недалёком будущем, люди перестанут верить в стереотипные мнения о нации и начнут сами разбираться в данной теме, обьясняя для себя что из стереотипов правда, а что вымысел.
Методы исследования: Для данной работы мы использовали такие методы как: Анкетирование и анализ литературы и материалов в сети Интернет.
Практическая значимость нашей работы заключается в выпуске иллюстрированного буклета «Стереотипы об Англии», который будет интересным источником информации, помощником в коммуникации с иностранцами и полезным справочником для тех, кто изучает английский язык.
Научная новизна: Данную тему изучали многие ученые социологи, например Российские ученые А. В. Павловская, С. Г. Тер-Минасова утверждали, что стереотипы-положительное явление. А современный английский антрополог К. Фокс считает, что понимание английского менталитета основывается на трех группах коммуникативных стереотипов, в основе которых лежит социально-психологический дискомфорт: рефлексы, позиции и ценности.
Глава I. Что такое стереотип?
1.1. Понятие и сущность стереотипов
В начале своего исследования мы обратились к различным текстам, дабы рассмотреть значение понятия "стереотип". В различных источниках, а также в разных научных кругах термин «стереотип» трактуется по-разному.
В переводе с греческого языка слово «стереотип» («stereotypos») значит «твердый отпечаток».
Сам же термин «стереотип» был введен Вальтером Липпманом в 1922 году. Вальтер Липпман, американский журналист, социолог и психолог. Он глубок занимавлся проблемой социальных стереотипов и трактовал это понятие как «картинку у нас в голове». В.Липпман также определил этнический стереотип как «упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей» (цит. по Платонову, Почебут 1993: 103).
С точки зрения психологов, понятие «стереотип» означает вариант личностной установки. Под установкой подразумевается своеобразная призма, через которую человек воспринимает мир и ведет себя только одним образом.
В словаре С.И. можно найти следующее значение слова «стереотип»:
Стереотип- прочно сложившийся, постоянный образец чего-нибудь, стандарт.
В сети Интернет также можно найти определение данного слова:
Стереотип- принятый в исторической общности образец восприятия, интерпретации информации, основанный на предшествующем социальном опыте (Викисловарь)
Наиболее обобщенное определение приводится в Энциклопедии социологии: «стереотип – устойчивый, эмоционально насыщенный, обобщенный образ этнической группы».
Социально-психологический словарь даёт более подробное определение, описывая этнические стереотипы как «относительно устойчивые представления, которые разделяются большой группой людей внутри социальной общности о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнический общностей»
Следует так же упомянуть следующие важные характеристики и аспекты стереотипа, не упомянутые в приведенных определениях. Стереотипы в целом и этнические стереотипы в частности определяются не представлениями одного индивида, а фактом «группового согласия». Другими словами, они возникают не в головах отдельных людей, а в сознании больших групп людей (Лебедева, 1999: 128).
1.2. Виды стереотипов
Единой классификации стереотипов не существует:
В зависимости от индивидуальности выделяют индивидуальные и социальные стереотипы.
При накоплении личного жизненного опыта человек вырабатывает собственные мнения и взгляды, из них и формируются индивидуальные стереотипы. К примеру, если человека часто обманывали работодатели, он усвоит, что все работодатели – недобросовестные люди.
Социальных стереотипов очень много, они касаются всех социальных сфер: политики, экономики, образования, здравоохранения и так далее.
Социальные стереотипы - это устойчивые и несколько упрощенные образы какого-либо явления, группы людей или события. Стереотипы помогают нам формировать свое восприятие мира. Социальные стереотипы редко бывают точными, во многих случаях они ложны и выполняют реакционную функцию, искажая знания людей и внося разлад в межличностные отношения. В то же время они играют важную роль в оценке мира. К социальным стереотипам относятся:
Гендерные стереотипы - распространённые в обществе представления об особенностях и поведении представителей разных полов, в первую очередь мужчин и женщин. Такие предрассудки формируются веками, беря истоки от мужчин-охотников и женщин, оберегавших очаг. В современном мире гендерные роли потерпели ряд изменений, но стереотипы плотно укоренились в сознании большинства. Самые распространенные: «Мужчины не плачут», «Место женщины на кухне» и прочее.
Возрастные стереотипы - это характеристики или черты, которые приписываются людям определенного возраста и устанавливаются в качестве неявных норм, а также представления о том, как должны происходить рост, развитие и переход человека от одной возрастной стадии к другой. Родители предполагают, что дети должны соответствовать родительским ожиданиям. Все подростки считаются трудными, а их мечты и планы не воспринимаются всерьез. Молодые люди думают только о развлечениях и не уважают старших. Люди среднего возраста переживают кризис. Старики больны и несчастны.
Этнокультурные стереотипы (этнические) - это особая разновидность социального стереотипа, обобщенное представление о типичных чертах, характеризующих какой-либо народ.
В глазах большинства:
типичный китаец: невысокий, болтливый, обожающий рис;
типичный американец: самоуверенный, улыбчивый, обожающий бургеры;
типичный француз: пижон, любвеобильный романтик, гурман;
типичный англичанин: чопорный, завтракающий овсянкой, сдержанный.
Пожалуй, у каждой страны есть такие «визитные карточки» – стереотипы, которые накладываются на восприятие ее граждан.
Этностереотипы— относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. В содержании этнических стереотипов, как правило, зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах. Помимо этого, в содержании этнических стереотипов могут присутствовать и предписания к действию в отношении людей данной национальности.
Они часто препятствуют позитивному общению между этническими группами, что приводит к негативным последствиям. Когда такие стереотипы становятся нормой, они становятся основанием для дискриминации, крайнего национализма, терроризма и расизма.
1.3. Некоторые механизмы формирования и усвоения стереотипов
Формирование этнических стереотипов занимает много времени. Согласно исследованиям ученых, люди освобождаются от стереотипов в раннем детстве, что говорит о том, что стереотипы не являются врожденными. Однако стереотипы активно усваиваются и начинают использоваться детьми уже в младшем школьном возрасте (Платонов, Почебут 1993: 110-111). Уже в раннем детстве дети начинают бессознательно формировать представления о своих отношениях с другими народами как неотъемлемой части своей этнической истории. Войны, колонизация, опустошение земель или, наоборот, отношения сотрудничества и взаимоуважения запечатлеваются в памяти людей. (Платонов, Пошбут 1993: 110) Этнические стереотипы прошлого часто формировались под влиянием рассказов первых путешественников. Важнейшую роль в формировании этнических стереотипов играет массовое сознание, которое воздействует на нас через непосредственный контакт с представителями других этнических групп, а также через литературу, искусство и средства массовой информации. Наиболее богатыми источниками исследований механизмов формирования этнических стереотипов являются. Богатейшими источниками для изучения механизмов формирования этнических стереотипов являются языки целых этносов и отдельные литературные и исторические памятники.
Но что делает стереотип социальным?
Человек - существо социальное. Всю свою жизнь он живет в окружении других людей. По определению, стереотипы основаны на опыте прошлого. Поэтому, совершая определенные поступки, мы оглядываемся на общество, ожидаем его поддержки и боимся его осуждения. Таким образом, мы устанавливаем для себя рамки и ограничиваем себя. Так возникают неписаные правила и нормы, которые необходимо соблюдать. Люди общаются, делятся опытом, находят единомышленников, а тех, кто с ними не согласен, гордо называют исключениями из правил. Однако требуется время, чтобы модели поведения большого количества людей стали по-настоящему социальными и универсальными.
1.4. Роль и значение стереотипов
Стереотипы ускоряют процесс познания, предоставляют первичное основание для ориентирования в происходящем, сокращают время реагирования на изменяющуюся реальность.
Плюсы и минусы. Стереотипы очень помогают человеку жить, развивают автоматизм мышления и полезны в повседневных делах. (Плюс)
Однако, с другой стороны, они часто ограничивают и приводят к устаревшим и неточным представлениям о людях, явлениях и событиях. (Минус)
С одной стороны, стереотипное мышление ограничивает личностный рост, препятствует раскрытию творческих возможностей и просто вредит стереотипному субъекту, если он меняется. (Минус)
С другой стороны, стереотипы экономят время и энергию, когда объекты, ситуации и поведение, связанное с ними, просты и неизменны, и позволяют инерционно вести себя в схожих ситуациях. (Плюс)
Стереотипы опасны. Это связано с тем, что стереотипы формируют одни ожидания, а людям приходится сталкиваться с совершенно другой реальностью. (негативный) В противоположном случае существует риск совершения ошибок в нестандартных ситуациях, и люди не могут отойти от устойчивого образа. В негативных ситуациях стереотипы оказывают парализующее действие. В происходящее становится трудно поверить, потому что в сознании отпечатывается мысль, что это не может быть правдой. Существование множества ложных стереотипов сильно ограничивает мировоззрение человека, мешает саморазвитию и самосовершенствованию, затрудняет восприятие и познание нового.
Чрезмерное обобщение не позволяет гибко мыслить.
Стереотипы пытаются загнать все происходящее в жесткие рамки. Однако не все в жизни так однозначно. (минус)
Итак, стереотипы созданы для того, чтобы разгрузить мозг от лишнего напряжения. Но они также и ограничивают кругозор. Чтобы шире мыслить, нужно разрушать стереотипы, и расширять границы сознания. Нельзя слепо верить тому, что когда-то придумали люди. Нужно прилагать усилия, самостоятельно мыслить и не бояться иметь собственное мнение.
1.5. Основной метод борьбы со стереотипами
Стереотипы – это штампы, ярлыки. Как от них избавиться? Быть критичным и избирательным к поступающей информации. Сомневаться и анализировать. Как минимум, не принимать какой-либо факт, пока лично с ним не столкнешься. Не следует доверять шаблонным суждениям, лучше ставить их под сомнение, проверять данные самостоятельно и составить свое собственное мнение. В современном мире легко проверить информацию, поэтому если человек сомневается в каком-то факте, нужно найти несколько источников. Если информация в представленных источниках не противоречит друг другу, то этим данным можно доверять.
Постепенно вы отбросите устоявшиеся стереотипы и не будете доверчиво относиться к новым высказываниям.
Глава 2. Стереотипы представлений об Англии
Стереотип № 1: Англичане едят овсянку на завтрак
Существует стереотип, который не имеет ничего общего с реальностью для подавляющего большинства англичан. После знаменитого фильма о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне легко вообразить, что каждое утро англичане «балуют» себя тарелочкой овсянки. Но, этот факт является заблуждением.
В действительности традиционный английский завтрак (так называемый full english breakfast) — это высококалорийная еда, включающая в себя много разных компонентов. Тонкие колбаски, жареный бекон, белые бобы в томатном соусе, яичница или яйцо пашот – традиционный английский завтрак.
Британский фастфуд fish & chips — одно из национальных блюд: в XIX веке его популяризовали маленькие семейные предприятия, торговавшие на улицах Лондона. Это кусочки рыбного филе и картошка, жаренные во фритюре. Кстати, давным-давно их подавали клиентам завернутыми во вчерашнюю газету.
Миф № 2: Британский юмор понимают только британцы
Проблема в том, что люди, плохо владеющие английским, не в состоянии оценить шутки, в которых весь смысл заключается в игре слов. Например:
— What is the longest English word? — Smiles.
В слове smiles спрятано mile, что в английском означает «миля». Выходит, smiles — самое длинное слово, потому что оно будто бы длиной в милю. Шутку оценят любители каламбуров, правда, если они говорят по-английски.
В Британии особой популярностью пользуются elephant jokes (абсурдные шутки, героями которых могут выступать слоны), dry sense of humour (шутки с невозмутимым выражением лица), banana skin sense of humour (примитив типа «поскользнулся на банановой кожуре») и shaggy dog story jokes (весь смак которых заключается в нелогичности фразы).
Кроме того, англичане обожают все иронично преуменьшить: если хотите сойти за своего, на вопрос британца о погоде в Африке отвечайте: «Немного жарче, чем здесь».
Миф № 3: Англичане — ужасные лицемеры
Иностранцы часто упрекают жителей Соединенного Королевства в неискренности. Мол, в лицо скажут, что платье милое, или улыбнутся, если встретятся взглядом, но все это сплошное притворство.
Британцы считают подобные обвинения несправедливыми: то, что посторонним кажется неискренностью, они объясняют культурной особенностью своей нации — вежливостью. Вроде как неважно, по вкусу британцу ваше платье или нет, ведь это ваш выбор. А высказать свое «ценное» мнение и тем самым испортить человеку настроение — это хуже, чем лицемерить.
Миф № 4: В Лондоне всегда пасмурно и идет дождь
На самом деле в Лондоне не так сильно дождит, как, например, в Риме, однако никто почему-то не включает столицу Италии в список унылых городов с вечными осадками (а турагентства, напротив, называют Италию не иначе как солнечной).
Колонна Нельсона во время Великого смога, 1952 год.
Кстати, название Туманный Альбион имеет с погодой мало общего: туман на самом деле был следствием загрязнения воздуха. В те времена печи топили углем — как в домах, так и на фабриках. В один момент это (в сочетании с антициклоном и безветренной погодой) привело к возникновению Великого лондонского смога.
Миф № 5: В Лондоне на каждом шагу красные 2-этажные автобусы
Эти автобусы уже давно стали одним из символов Британии. История их создания довольно банальна: когда лондонские улицы стали тесными от омнибусов и кэбов, появилась идея многоместного транспорта. Автобус назвали Routemaster, то есть «хозяин дорог». Его плюсом стала открытая задняя платформа, которая давала пассажирам возможность оперативно подниматься в салон и покидать его.
Но, несмотря на свою популярность, Routemaster был слишком неповоротливым и тяжелым, поэтому постепенно он начал исчезать с улиц Лондона. Таксопарк со временем обновился, и красным автобусам исключительно ради туристов оставили всего лишь пару маршрутов.
Миф № 6: Жители Туманного Альбиона любят поговорить о погоде
Не нужно думать, что уровень влажности воздуха или скорость ветра у британцев в топе самых желанных тем для обсуждения. Но многие иностранцы тем не менее отмечают странную тенденцию: что-нибудь вроде «Прохладно сегодня, вы не находите?» звучит с частотой традиционного приветствия. Социальный антрополог Кейт Фокс в своей книге «Англия и англичане. О чем молчат путеводители» объясняет эту тягу к «метеорологическим» беседам так:
«Многие исследователи исходят из ошибочных предпосылок, полагая, что, когда мы говорим о погоде, мы и впрямь делимся впечатлениями о ней. Разговор о погоде — это форма речевого этикета, призванная помочь нам преодолеть природную сдержанность и начать общаться друг с другом по-настоящему».
Миф № 7: Великобритания бьет рекорды по любви к чаю
Сами англичане о «процедуре» чаепития отзываются очень тепло, а некоторые (как, например, пользователи Reddit) — так и с юмором.
Но, по данным статистики, самой страстной любовью к этому напитку отличаются вовсе не британцы, а турки — у них уходит примерно 3 кг чая на человека в год. На 2-м месте — Ирландия (около 2 кг на человека в год), а Англия получает в этом рейтинге всего лишь скромную бронзу — только 1 кг.
Миф № 8: На завтрак — только «овсянка, сэр!»
После знаменитого фильма о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне легко вообразить, что ежеутренне англичане «балуют» себя тарелочкой аппетитно дымящейся овсянки. Но, как оказалось, это заблуждение, и оно не имеет ничего общего с британской гастрономией.
В действительности традиционный английский завтрак (так называемый full english breakfast) — это высококалорийная еда, включающая в себя много разных компонентов. Яичница или яйцо пашот, белые бобы в томатном соусе, тонкие колбаски, жареный бекон, а венчают все это жареные или запеченные грибы и помидоры.
Миф № 9: У британцев плохие зубы
Если верить десяткам разных шуток и сценаристам одного пародийного фильма про шпионов, проблемы с зубами актуальны для жителей Соединенного Королевства.
Британцы категорически не согласны. Если изучать статистику здоровья зубов, то главный параметр здесь — распространенность кариеса. А этот показатель в Великобритании ниже, чем во многих странах мира, в том числе и в США.
Глава III. Практическая часть
С целью изучения общественного мнения мы решили провести опрос-анкетирование (Приложение 1) среди восьмиклассников нашей школы. Нами были опрошены 22 учащихся (Приложение 2).
Результаты анкетирования восьмиклассников:
На вопрос знают ли они стереотипы об Англии?
Утвердительно ответили 77%, отрицательно 23%
Знаете ли вы какие-то стереотипы об Англии/англичанах? |
да | нет |
17чел | 5чел |
Стереотипы подростков об Англии по степени популярности расположились в следующем порядке:
1.Британцы пьют много чая-15 чел
2. Британцы очень вежливы-4чел
3. Все британцы говорят с идеальным акцентом-2чел
4. Британцы никогда не видят солнечного света -1чел
5. Британцы все знакомы с королевой-0
59% респондентов не верят стереотипам, 41% верят
Верите ли вы стереотипам? |
Да | нет |
9чел | 13чел |
Стереотипы оказывают влияние на представление о нации на 68%подростков
Считаете ли вы, что стереотипы влияют на представление о нации? |
да | нет |
15Чел | 7чел |
По вопросу избавления от стереотипов мнения разделились,19% считают, что от стереотипов стоит избавляться, 36% считают, что нет. Большинству опрошенных (45%) все равно.
Нужно ли избавиться от стереотипов? |
да | нет | Все равно |
4 | 8 | 10 |
Таким образом, можно сделать вывод, что и российские школьники знают о стереотипах, большинство не верят им, и не складывают впечатление, о нации исходя из стереотипов.
Заключение
В ходе нашего исследования мы анализировали концепцию стереотипа и его трактовку в различных областях знания, таких как социология и психология. После сопоставления и обобщения данных определений мы пришли к выводу, что понятие «стереотип» включает в себя несколько ключевых элементов: стойкость; эмоциональную окраску; обобщенность и упрощенность образа; ориентацию на определенную этническую группу, описание моральных, умственных и физических характеристик представителей данной этнической группы. Были выявлены основные этнические стереотипы, а также проанализированы примеры их проявления в английской культуре. Важно помнить, что описывая стереотипы различных стран и национальностей, нельзя забывать об индивидуальности каждого человека. Понимание, что получаемое представление субъективно, особенно важно. Стереотипы играют определенную роль в формировании мнения о различных явлениях и объектах, хотя они неизбежно присутствуют. Однако необходимо рассматривать их с осторожностью. Использование стереотипной информации для оценки какого-либо явления или объекта недопустимо. Нельзя утверждать, что все стереотипы об англичанах ошибочны, поскольку многие из них сложились за столетия и потребуется еще много времени, чтобы их разрушить. Однако с течением времени могут возникнуть новые стереотипы, возможно, еще более странные и невероятные.
В заключении можно сказать, что многие люди имеют неверное или устаревшее представление об Англии, так как страна постоянно меняется и люди меняются вместе с ней. Каждый человек, изучающий английский язык, должен быть знаком с этой страной, ее жизнью, людьми и традициями. Стереотипы могут помешать изучению страны и общению с ее жителями, поэтому такие вопросы следует изучать и принимать во внимание.
Мы считаем, что все поставленные задачи выполнены, а гипотеза подтверждена.
Работа будет полезна для тех, кто собирается изучать Англию со стороны социальной, кто будет заниматься изучением её культуры, а так же будет нужна для проведения занятий по Английскому языку в школах, где будут изучаться национальные особенности населения Великобритании
Для меня интерес к данной теме не исчерпан, я все еще готов изучать эту тему дальше, и углубляться в знаниях о Великобритании.
Если вы интересуетесь данной темой, то вам стоит перечитывать большое количество статей, журналов и книг, чтобы собрать объективное мнение о ней. Множество таких материалов могут оказаться старыми и не актуальными, а некоторые могут быть не самыми правдивыми.
Благодаря этой работе я приобрёл навыки работы с текстовыми редакторами, проведение социологических вопросов и обработке полученных результатов. Научился обрабатывать информацию, найденную в сети Интернет. Также я узнал много информации об Английском менталитете и о стереотипах.
Эффект от реализации проекта является социальным, так как были расширены знания о менталитете Англичан, в частности о стереотипах Английского народа.
Библиографический список
Васильев А. Месяц в Англии, или ненаучные открытия, сделанные в одной научной командировке. //Вокруг света, 1990. - №4.
Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально-психологических понятий. Лениздат,1987
Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М.: Наука, 1993.
Оганджанян Р.С. Некоторые вопросы формирования этнических стереотипов в моноэтнической среде. Психологический журнал № 4, 1989.
Ожегов С.И и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.,2007
Павловская А. В. Англия и англичане. ГЕО № 4, 2003.
Павловская А.В. Этнические стереотипы в свете межкультурной коммуникации. М.: Просвещение, 1998.
Платонов Ю.П, Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та. 1993
Платонов Ю.П., Бороноев А.О., Почебут Л.Г., и др. Введение в этническую психологию. . /Под ред. Ю. П. Платонова. Учебное пособие СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та. 1995
Химунина Т.Н. В Великобритании принято так (об английских обычаях), - М.: Просвещение, 1984.
Электронные ресурсы
https://psylogik.ru/
https://london-life.ru/
https://www.adme.ru/
https://www.youtube.com/
Приложение 1
Анкета.
1.Знаете ли вы какие-то стереотипы об Англии/англичанах?
1) Да 2) Нет
2.Какой из этих стереотипов об Англии/англичанах вы слышали:
1) все Британцы знакомы с королевой
2) британцы пьют много чая
3) британцы никогда не видят солнечного света
4) все британцы говорят с идеальным акцентом
5) британцы очень вежливы
3.Верите ли вы стереотипам?
1) Да 2) Нет
4.Считаете ли вы, что стереотипы влияют на представление о нации?
1) Да 2) Нет
5. Считаете ли вы, что нужно избавиться от стереотипов?
1) Да 2) Нет 3) Мне все равно на стереотипы
Приложение 2