Организационно-мотивационный этап Цель этапа: - подготовить обучающихся к работе на уроке; - мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | – Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. | - Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции |
Актуализация знаний Цель этапа:подготовить мышление обучающихся, организовать осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности, сформулировать цели учебной деятельности, выбрать способ и средства их реализации. | Ребята, давайте вспомним прошлую тему урока. Ответьте мне на следующие вопросы: (Слайд 2) Открывает тетради, записываем число и оставляем место для темы урока. Задание: Определите, какую букву нужно вставить и определить вид причастия и его время (слайд 4). 1)Дремл…щий великан; 2) гирлянда, колебл..мая ветром; 3) кол...щийся предмет; 4) колыш..щееся отражение; 5)туман, расстила..щийся над рекой; 6) море, успокои…ееся после бури; 7) едва вид..мое во мгле; 8) бор..щегося за свободу; 9) строи…ая школу бригада. Мы повторили действительные причастия настоящего и прошедшего времени. А также страдательное причастие, но только настоящего времени. Что мы сегодня должны изучить? Определите тему урока. Записывает тему урока в тетрадь (слайд5) | Причастие, как глагол, бывает совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени, возвратными и невозвратными -ущ-(-ющ-)(I спр.) - ащ-(-ящ-)(II спр.) -вш-,-ш- Действительные причастия настоящего времени: 1,3,4,5,8 Действительные причастия прошедшего времени: 6,9 Страдательные причастия настоящего времени: 2,7 | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, делают выводы. Личностные: проявляют желание ответить на поставленные вопросы, проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Личностные: имеют желания осваивать новые виды деятельности, проявляют способность к самооценке своих действий, поступков |
Открытие нового знания Цель этапа: создать условия для усвоения информации обучающимися, создав при этом проблемную ситуацию. 1. Беседа 2. Работа с учебником. | Итак, откроем учебники на стр. 55 и прочтем правило. Используя опорный материал, расскажите, как и с помощью чего образуются страдательные причастия прошедшего времени? (слайд 6) | Читают правило вместе с учителем. Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ инфинитива переходных глаголов совершенного и несовершенного вида, при помощи суффиксов нн- (от глаголов на –ать-, -ять-); -енн- (он глаголов на –еть, -ить, -ти, чь) ,-т-. От непереходных глаголов нельзя образовать страдательные причастия | Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: строят ответы в форме реплик-ответов фронтальной беседы |
III.Первичное закрепление знаний. Цель этапа: способствовать понимаю использования различных средств связи: повторяющиеся слова, заменяющие их местоимения, синонимы; научиться приходить к общему решению проблем | Задание: Образуйте страдательные причастия прошедшего времени от данных глаголов (один ученик выходит к доске) (слайд7) указать затеять увидеть изранить вывезти колоть | указать+ -нн- -указанный затеять+ -нн- -затеянный увидеть+ -енн- -увиденный изранить+ -енн- -израненный вывезти+ -енн- -вывезенный колоть+ -т- -колотый | Коммуникативные: формулируют собственные ответы, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. |
IV.Контроль сформированных знаний, умений, навыков Цель этапа:проверить уровень усвоения знаний. 1. Самостоятельная работа 2. Физкультминутка. | Какой части речи эти слова?(слайд8) Говорящий, изучаемый, смотревший, вынесший, жующий, стонущий, испеченный, мятый, держащий, гонимый, прочитанный. На какие 4 группы мы можем их разделить?(слайд9) Настоящее время | Прошедшее время | Дейст.прич. | Страд.прич. | Дейст.прич. | Страд.прич. | Разделите причастия на 4 колонки: Настоящее время | Прошедшее время | Дейст.прич. | Страд.прич. | Дейст.прич. | Страд.прич. | говорящий жующий стонущий держащий | изучаемый гонимый | смотревший вынесший | читанный испеченный мятый | образуются от основы глагола настоящего времени | образуются от основы глагола прошедшего времени | Ащ,ящ,ущ,ющ | ем им | -вш- и -ш- | енн- (-ённ-), -нн-, -т-, -ен- (-ён-) | Задание: Образуйте страдательные причастия прошедшего времени от данных глаголов. Выделите формаобразующие суффиксы.(слайд10) Убрал, застеклил, опустил, окружил, напечатал, обманул, вылечил Почему я диктовала глаголы в форме прошедшего времени? Страдательные причастия прошедшего времени образуются от переходных глаголов прошедшего времени. Суффикс -л- заменяется суффиксом -нн- или -т-. Если глагол не имеет суффикса или оканчивается на -ил или –ел страдательное причастие прошедшего времени будет заканчиваться на -ённый, -енный: развеять —развеял, развея-нн-ый; сшить — сшил, сши-т-ый; поразить — поразил, пораж-ённ-ый. Если глагол в прошедшем времени оканчивается на -ал-, -ял-, то причастие будет оканчиваться на -анный, -янный: прочитать — прочитал, прочит-анн-ый; растаять —растаял, раста-янн-ый. Давайте отдохнем и заодно проверим, как вы умеете отличать действительные причастия от страдательных. Итак, действительные – приседаем, страдательные – руки: Плескавшийся (действ.); сидящий (действ.); рассказывающий (действ.); рассказанный (страдат.), думающий(действ.); решавший (действ.); изучаемый (страдат.); поющий (действ.); Приглашаемый(страдат.) Задание: перед вами репродукция картины И.Попова «Первый снег». Опишите то, что вы видите на картине с помощью словосочетаний с причастиями.(слайд11) Задание. Объясните значение фразеологизмов. Найдите в устойчивых словосочетаниях страдательные причастия прошедшего времени, объясните, как они образованы. Составьте с фразеологизмами предложения (слайд 12). Давайте вспомним что такое фразеологизмы?(приведите примеры) | Выполняют работу в тетрадях убранный, застекленный, опущенный, окруженный, напечатанный, обманутый, вылеченный. Участвуют в физкульминутке Предполагаемые ответы: Падающий снег, тающий, скрипящий, заснеженная дорога. У разбитого корыта, как в воду опущенный, выеденного яйца не стоит, тертый калач, битый час Фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов, обороты речи типа: «бить баклуши», «повесить нос», «задать головомойку»... Оборот речи, который называют фразеологизмом, неделим по смыслу, то есть его значение не складывается из значений составляющих его слов. Он работает только как единое целое, лексическая единица. | Регулятивные: контролируют учебные действия, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. |
VI.Задавание на дом Цель этапа: продолжить работу по закреплению изученного материала дома, формировать самостоятельность в учебно-познавательной деятельности | Упр. 124, стр. 56. Повторить правило. Учитель дает инструктаж по выполнению домашнего задания. Нужно образовать от глаголов страдательные причастия прошедшего времени. Например, потерять- потерянный, скосить – скошенный, лишить- лишенный (слайд 15) | Записывают домашнее задание в дневник. Задают вопросы при необходимости. | Регулятивные: планируют свою деятельность в соответствии с инструктажем Коммуникативные: взаимодействие с учителем |