Просмотр содержимого документа
«Строевые упражнения»
СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
(словарь):
Строй – это совместные действия занимающихся, в том или ином строю.
Шеренга – это строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии лицом в одну сторону.
Сомкнутый строй – интервал между детьми (от локтя до локтя) ширина ладони.
Колона – это строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу.
Фланг – правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются.
Фронт – сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом.
Интервал – расстояние по фронту между военнослужащими, подразделениями и частями.
Дистанция – расстояние в глубину между военнослужащими, подразделениями и частями.
Тыл – сторона строя, противоположная фронту или сторона строя, в которую (военнослужащие) учащиеся обращены спиной.
Направляющий - (военнослужащие) учащийся движущийся головным (первым) в указанном направлении.
Замыкающий - (военнослужащие) учащийся, движущийся последним в колонне.
Размыкания – способы увеличения интервала или дистанции строя.
Смыкание – прием уплотнения разомкнутого строя.
Обход –передвижение вдоль границ зала.
Поворот - это движение, связанное с изменением направления.
РАЗНОВИДНОСТЬ ХОДЬБЫ
Команда | Методические указания |
«Руки на пояс, на носках – марш!» | Спина прямая, тянемся выше. |
«Налево ( направо) в обход шагом - Марш!» | Держим дистанцию. |
«Руки за голову, на пятках – Марш!» | Спина прямая. |
«Руки к плечам, на носках – Марш!» | Спина пряма, тянемся выше. |
«Руки за спину, на внешней ( внутренней) стороне стопы – Марш!» | Спина прямая. |
«Руки на пояс, приставным шагом правым ( левым) боком – Марш!» | Шире шаг, держим дистанцию. |
«Руки за спину, скрестным шагом с левой ноги – Марш!» | Спина прямая. |
«Руки вперёд, в полуприсяде – Марш!» | Держим дистанцию, спина прямая. |
«Руки за голову, в полном присяде Марш!» | Спина прямая, держим дистанцию. |
«Руки за голову, шагом с высоким подниманием колена согнутой ноги Марш!» | Выше поднимаем колени, спина прямая. |
СТРОЕВЫЕ ПРИЕМЫ
«Становись!» | Учащиеся становятся в указанный учителем строй и принимают строевую (основную) стойку. |
«Равняйсь!» | Учащиеся выравниваются по носкам, принимают строевую стойку, поворачивают голову направо (налево) при команде и видят грудь четвертого человека, считая себя первым. |
«Вольно!» | Встать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать. |
«Отставить!» | Команда, при которой учащиеся принимают положение, предшествующее этой команде. |
«По порядку – рассчитайсь!» | Каждый ученик поворачивает голову налево и называет свой порядковый номер, после завершения расчета левофланговый делает шаг вперед и произносит: «Расчет окончен!». |
«На первый – второй – рассчитайсь!» | Расчеты колонны на месте и в движении производится с поворотом головы налево. |
«Напра-во, марш!» | Команда подается под правую ногу. Учащиеся делает шаг другой ногой и производит поворот в указанную сторону. |
«Кру-гом, марш!» | Учащиеся делает полный шаг левой, полшага правой и, поворачиваясь на носках, переносит тяжесть тела на правую ногу, поднимая левую вперед для передвижения в противоположном направлении. |
ПОСТРОЕНИЕ И ПЕРЕСТРОЕНИЕ
Название | Команда | Деятельность учащихся и учителя (методические указания) |
Построение в шеренгу | Класс, в одну шеренгу – «становись!» | Учитель становится в начале шеренге, и показывает рукой, куда строятся учащиеся. Учащиеся по команде строятся в определенный строй. |
Построение в колону | «Класс, в колону по одному – становись!» | Учащиеся выстраиваются за учителем |
Перестроение из одной шеренги в две и обратно | «В две шеренги – стройся!» «В одну шеренгу – стройся!» | Выполняется после предварительного расчета на первый-второй. По команде вторые номера левую ногу ставят на шаг назад (счет «раз»), затем правую на шаг в сторону (счет «два») и, приставляя левую, встают в затылок первому (счет «три»). Все действия выполняются в обратном порядке. |
Перестроение из одной в шеренги в три | «В три шеренги – стройся!» «В одну шеренгу – становись!» | Выполняется после предварительного расчета по три. По команде вторые номера остаются на месте, первые номера ставят правую ногу на шаг назад (счет «раз»), затем левую ставят на шаг в сторону (счет «два») и, приставляя правую ногу к левой (счет «три»), встают в затылок ко вторым номерам. Третьи номера ставят левую ногу на шаг вперед (счет «раз»), правую – на шаг в сторону (счет «два») и, приставляя к ней левую (счет «три»), становятся впереди вторых номеров. Действие первых и вторых номеров происходит одновременно. Все действия выполняются в обратной последовательности. |
Перестроение из колонны по одному в колонну по два | «В колонну по два стройся!» | Действия учащихся при этом аналогичны тем, которые выполняются при перестроении из одной в шеренги в две. |
Перестроение уступами из шеренги | «Шесть, три, на месте!» «По расчету шагом – марш!» «На свои места шагом – марш!» | Учащиеся выполняют соответствующие расчету число шагов и приставляют ногу. Учащиеся поворачиваются кругом, идут на свои места и затем делают поворот кругом. |
Перестроение из шеренги захождением плечом | «Правое плечо вперед шагом – марш!» | Производится после предварительного расчета по три. Учащиеся продвигаются по радиусу круга до очередной команды. |
РАЗНОВИДНОСТЬ БЕГА
Команда | Методические указания |
«Руки согнуты в локтях, лёгким бегом – Марш!» | Держим дистанцию, спина прямая |
«Бег с высоким поднимание колена – Марш!» | Высоко поднимаем колено, спина прямая |
«Руки на пояс, бег с захлёстывание голени – Марш!» | Больше захлестываем, спина прямая |
«Руки в стороны, бег с подниманием прямых ног вперёд – Марш!» | Выше поднимаем, спина прямая |
«Руки в стороны, бег скрестным шагом вперёд – Марш!» | Спина прямая, держим дистанцию |
«Руки согнуты в локтях, бег с подскоками – Марш!» | Держим дистанцию, спина прямая |
«Руки на пояс, бег приставным левым ( правым) боком – Марш!» | Держим дистанцию, спина прямая |
«Лёгким бегом – Марш!» По хлопку меняем направление | Держим дистанцию, спина прямая |
«Руки согнуты в локтях Бег спиной вперёд – Марш!» | Держим дистанцию, спина прямая |
«Бег змейкой» (После упражнение на восстановление дыхания) | Держим дистанцию, спина прямая |
СМЫКАНИЕ И РАЗМЫКАНИЕ
Название | Команда | Методические указания |
Размыкание приставными шагами по фронту из колонны по три | «Класс, от середины на два шага приставными шагами разом-кнись!» | Учитель начинает подсчет до четырех при размыкании на 2. |
Смыкание приставными шагами | « К середине (влево, вправо) приставными шагами сом-кнись!» | Действия выполняются одновременно всеми занимающимися. |
Размыкание из колонны по три от середины | «От середины на два шага разом-кнись!» | Учителю необходимо производить подсчет с учетом количества колонн и интервала между учащимися в шагах. |