СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строевые упражнения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словарь строевыхупражнений на уроках физкультуры  с командой и его выполнением 

Просмотр содержимого документа
«Строевые упражнения»

СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

(словарь):

Строй – это совместные действия занимающихся, в том или ином строю.

Шеренга – это строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии лицом в одну сторону.

Сомкнутый строй – интервал между детьми (от локтя до локтя) ширина ладони.

Колона – это строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу.

Фланг – правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются.

Фронт – сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом.

Интервал – расстояние по фронту между военнослужащими, подразделениями и частями.

Дистанция – расстояние в глубину между военнослужащими, подразделениями и частями.

Тыл – сторона строя, противоположная фронту или сторона строя, в которую (военнослужащие) учащиеся обращены спиной.

Направляющий - (военнослужащие) учащийся движущийся головным (первым) в указанном направлении.

Замыкающий - (военнослужащие) учащийся, движущийся последним в колонне.

Размыкания – способы увеличения интервала или дистанции строя.

Смыкание – прием уплотнения разомкнутого строя.

Обход –передвижение вдоль границ зала.

Поворот - это движение, связанное с изменением направления.





РАЗНОВИДНОСТЬ ХОДЬБЫ



Команда

Методические указания

«Руки на пояс, на носках – марш!»

Спина прямая, тянемся выше.

«Налево ( направо) в обход шагом - Марш!»

Держим дистанцию.

«Руки за голову, на пятках – Марш!»

Спина прямая.

«Руки к плечам, на носках – Марш!»

Спина пряма, тянемся выше.

«Руки за спину, на внешней ( внутренней) стороне стопы – Марш!»

Спина прямая.

«Руки на пояс, приставным шагом правым ( левым) боком – Марш!»

Шире шаг, держим дистанцию.

«Руки за спину, скрестным шагом с левой ноги – Марш!»

Спина прямая.

«Руки вперёд, в полуприсяде – Марш!»

Держим дистанцию, спина прямая.

«Руки за голову, в полном присяде Марш!»

Спина прямая, держим дистанцию.

«Руки за голову, шагом с высоким подниманием колена согнутой ноги Марш!»

Выше поднимаем колени, спина прямая.

























СТРОЕВЫЕ ПРИЕМЫ

«Становись!»

Учащиеся становятся в указанный учителем строй и принимают строевую (основную) стойку.

«Равняйсь!»

Учащиеся выравниваются по носкам, принимают строевую стойку, поворачивают голову направо (налево) при команде и видят грудь четвертого человека, считая себя первым.

«Вольно!»

Встать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать.

«Отставить!»

Команда, при которой учащиеся принимают положение, предшествующее этой команде.

«По порядку – рассчитайсь!»

Каждый ученик поворачивает голову налево и называет свой порядковый номер, после завершения расчета левофланговый делает шаг вперед и произносит: «Расчет окончен!».

«На первый – второй – рассчитайсь!»

Расчеты колонны на месте и в движении производится с поворотом головы налево.

«Напра-во, марш!»

Команда подается под правую ногу. Учащиеся делает шаг другой ногой и производит поворот в указанную сторону.

«Кру-гом, марш!»

Учащиеся делает полный шаг левой, полшага правой и, поворачиваясь на носках, переносит тяжесть тела на правую ногу, поднимая левую вперед для передвижения в противоположном направлении.

















ПОСТРОЕНИЕ И ПЕРЕСТРОЕНИЕ

Название

Команда

Деятельность учащихся и учителя

(методические указания)

Построение в шеренгу

Класс, в одну шеренгу – «становись!»

Учитель становится в начале шеренге, и показывает рукой, куда строятся учащиеся. Учащиеся по команде строятся в определенный строй.

Построение в колону

«Класс, в колону по одному – становись!»

Учащиеся выстраиваются за учителем

Перестроение из одной шеренги в две и обратно











«В две шеренги – стройся!»









«В одну шеренгу – стройся!»

Выполняется после предварительного расчета на первый-второй.

По команде вторые номера левую ногу ставят на шаг назад (счет «раз»), затем правую на шаг в сторону (счет «два») и, приставляя левую, встают в затылок первому (счет «три»).




Все действия выполняются в обратном порядке.

Перестроение из одной в шеренги в три

«В три шеренги – стройся!»














«В одну шеренгу – становись!»

Выполняется после предварительного расчета по три. По команде вторые номера остаются на месте, первые номера ставят правую ногу на шаг назад (счет «раз»), затем левую ставят на шаг в сторону (счет «два») и, приставляя правую ногу к левой (счет «три»), встают в затылок ко вторым номерам. Третьи номера ставят левую ногу на шаг вперед (счет «раз»), правую – на шаг в сторону (счет «два») и, приставляя к ней левую (счет «три»), становятся впереди вторых номеров. Действие первых и вторых номеров происходит одновременно.


Все действия выполняются в обратной последовательности.

Перестроение из колонны по одному в колонну по два

«В колонну по два стройся!»

Действия учащихся при этом аналогичны тем, которые выполняются при перестроении из одной в шеренги в две.

Перестроение уступами из шеренги

«Шесть, три, на месте!»

«По расчету шагом – марш!»


«На свои места шагом – марш!»

Учащиеся выполняют соответствующие расчету число шагов и приставляют ногу.



Учащиеся поворачиваются кругом, идут на свои места и затем делают поворот кругом.

Перестроение из шеренги захождением плечом

«Правое плечо вперед шагом – марш!»

Производится после предварительного расчета по три. Учащиеся продвигаются по радиусу круга до очередной команды.















































РАЗНОВИДНОСТЬ БЕГА



Команда

Методические указания

«Руки согнуты в локтях, лёгким бегом – Марш!»


Держим дистанцию, спина прямая

«Бег с высоким поднимание колена – Марш!»

Высоко поднимаем колено, спина прямая

«Руки на пояс, бег с захлёстывание голени – Марш!»


Больше захлестываем, спина прямая

«Руки в стороны, бег с подниманием прямых ног вперёд – Марш!»


Выше поднимаем, спина прямая

«Руки в стороны, бег скрестным шагом вперёд – Марш!»


Спина прямая, держим дистанцию

«Руки согнуты в локтях, бег с подскоками – Марш!»


Держим дистанцию, спина прямая

«Руки на пояс, бег приставным левым ( правым) боком – Марш!»


Держим дистанцию, спина прямая

«Лёгким бегом – Марш!»

По хлопку меняем направление


Держим дистанцию, спина прямая

«Руки согнуты в локтях

Бег спиной вперёд – Марш!»


Держим дистанцию, спина прямая

«Бег змейкой»

(После упражнение на восстановление дыхания)


Держим дистанцию, спина прямая

СМЫКАНИЕ И РАЗМЫКАНИЕ

Название

Команда

Методические указания

Размыкание приставными шагами по фронту из колонны по три

«Класс, от середины на два шага приставными шагами разом-кнись!»

Учитель начинает подсчет до четырех при размыкании на 2.

Смыкание приставными шагами

« К середине (влево, вправо) приставными шагами сом-кнись!»

Действия выполняются одновременно всеми занимающимися.

Размыкание из колонны по три от середины

«От середины на два шага разом-кнись!»

Учителю необходимо производить подсчет с учетом количества колонн и интервала между учащимися в шагах.