Тема: Структура и обучение двигательному действию
План
Структура формирования двигательного умения и навыка.
Двигательные умения, двигательные навыки и их определение.
Задачи при обучении двигательным действиям.
Стадии двигательного навыка.
Динамический стереотип.
Литература
Холодов Ж.К., В.С.Кузнецов. Теория и методика физического воспитания и спорта.- М.: Академия. – 2002.
1. Структура формирования двигательного умения и двигательного навыка
В процессе физического воспитания занимающихся обучают различным двигательным действиям. Обучают правильно выполнять упражнения, используя для этого Общеразвивающие и специальные упражнения. Каждый набор этих упражнений решает свои специфические задачи. При овладении техникой какого-либо двигательного действия возникает умение, затем по мере совершенствования умение переходит в навык. Если проследить весь процесс обучения двигательного действия то первоначально занимающихся вооружают знаниями об этом движении. Затем на основе знаний и повторений известных движений приобретается двигательный опыт при наличии мотивационной деятельности. Следовательно, первый этап при обучении должен заключаться в получении знаний, приобретении двигательного опыта и обязательно мотивированного действия. Все это осмысливается и двигательные действия повторяются и таким образом формируются двигательные умения. Но эти умения неустойчивы, нестабильны и несовершенны. В дальнейшем в процессе повторения упражнений с постоянной коррекцией эта повторяемость движений переходит в двигательный навык, который характеризуется автоматизированным и устойчивым действием. На этой стадии любое сложное двигательное действие выполняется слитно от начала и до конца.
2. Двигательные умения, двигательные навыки и их определение
На основании вышесказанного под двигательным умением следует понимать такую степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движения. Роль двигательных умений может быть различна и зависит от задач. В одном случае умение может быть доведено до навыков – если это необходимо для правильного выполнения движения, связанного с техникой, в другом случае умения не доводят до навыка, а движение является как бы вспомогательным упражнением. Двигательные умения имеют большую образовательную ценность, так как главным умением является активное творческое мышление. При формирование навыка умение повторяется многократно и образовавшийся двигательный навык характеризуется оптимальной степенью владения техникой, автоматизированным управлением движениями, устойчивостью и надежностью исполнения.
3. Задачи при обучении двигательным действиям
При обучении двигательным действиям решаются следующие задачи: научить управлять простыми движениями в основных звеньях двигательного аппарата, создавая базу для более сложных форм двигательного действия; обучить действиям, которые будут использоваться как «подводящее» упражнение; сформировать и довести до совершенства основные двигательные умения и навыки, необходимые для повседневной жизни.
Обучение двигательным действиям носит учебный, познавательный характер. В связи с этим эффективность обучения зависит от умения преподавателей, тренеров организовать процесс обучения в соответствии с физиологическими, психологическими, педагогическими закономерностями и индивидуальными особенностями. Успех обучения двигательного действия зависит от ориентировочной реакции, благодаря которой концентрируется внимание, создается программа действия.
Создание ориентировочной основы действия (ООД) является важным условием в обучении. Здесь необходимо подбирать такие методы словесного и наглядного воздействия, которые бы позволили добиться поставленной цели. Создание полноценного представления о движении должно включать: зрительный образ; логический (смысловой) образ, основанный на знаниях, которые получают занимающиеся при рассказе; двигательный образ, получаемый на основе двигательного опыта, который возникает в процессе выполнения подводящих упражнений. При многократном повторении двигательных действий, умение переходит в навык.
4. Стадии двигательного навыка
Формирование двигательного навыка проходит в три стадии или фазы, которые протекают в центральной нервной системе и сменяются торможением и возбуждением.
Первая фаза характеризуется объединением отдельных элементов движения в целостные действия и в этом процессе происходит иррадиация нервных элементов с генерализацией ответных реакций и вовлечение в работу многих мышц.
Вторая фаза – характеризуется концентрацией возбуждения, улучшением координации, устранением излишних движений. В этой фазе формируется умение.
Третья фаза. В этой фазе происходит стабилизация и характеризуется высокая степень координации движений. В этой фазе происходит формирование двигательного навыка. Однако, автоматизированные движения выполняются осознанно при постоянном контроле за движениями. Главной чертой двигательного навыка является его высокая надежность. Он сохраняется при неблагоприятных условиях.
5. Динамический стереотип
Говоря о навыке, следует отметить, что становление двигательного навыка является основой образования динамической стереотипии (стойкой системности) нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга. Таким образом, динамический стереотип – это такое состояние функциональной системы, когда она приобретает стационарный характер, закрепляясь в результате многократных повторений упражнений. Динамический стереотип составляет все основные черты двигательного навыка (автоматизированные управления движениями, слитность движений, надежность действий). Однако при возникновении неожиданных обстоятельств, которые могут быть связаны с изменением обстановки или условий динамический стереотип проявляет гибкость, необходимую приспособительную реакцию. Этот процесс вероятно протекает благодаря созданию дополнительных функциональных систем. Эти образовавшиеся новые системы закрепляются и переходят в стационарное состояние. При необходимости эти новые динамические стереотипы могут четко срабатывать на соответствующий сигнал о внезапном изменении обстановки.