Что определяет структуру и содержание системы читательских умений?
Читательские умения – это готовность наиболее эффективно выполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Они направлены на анализ языка, сюжета, композиции, образов и способствуют постижению идеи произведения.
Современное литературоведение рассматривает художественное произведение как сложное системное единство, познать которое можно лишь с помощью целостного анализа. Умение анализировать художественное, произведение следует рассматривать как сложное умение, представляющее собой систему умений, ориентированных на постижение отдельных компонентов произведения как частей художественного целого.
Термин «читательские умения» используется в двух смыслах. Во-первых, в широком смысле, когда под читательскими умениями подразумеваются все умения, связанные с литературно-учебной деятельностью младшего школьника, как на уроках литературы, так и на других уроках: восприятие, анализ и оценка любого текста, в том числе и художественного, речевые, а также библиографические умения. В узком смысле это специфические умения, необходимые для восприятия и понимания художественного литературного произведения.
Структура читательской компетентности включает в себя: способность к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне; умение вступать в диалог «автор – читатель», погружаться в переживания героев; понимание литературы как неотъемлемой части национальной культуры, понимание принадлежности литературы к сфере художественной культуры, осознание ее специфики как искусства слова; знание и понимание содержания и проблематики отечественных и зарубежных художественных произведений, обязательных для изучения; представление о важнейших этапах развития литературного процесса, об основных фактах жизни и творчества выдающихся писателей; специфики языка художественного произведения.
В современной методике литературного чтения подходы к определению читательских умений сформировались. Кто-то предлагает больший, кто-то меньший перечень читательских умений, которыми должен овладеть младший школьник.
Так, М. П. Воюшина и Т. Г. Рамзаева предлагают следующую систему читательских умений при анализе произведения:
1) умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении;
2) умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем;
3) умение устанавливать причинно-следственные связи;
4) умение воспринимать и оценивать образ-персонаж;
5) умение видеть авторскую позицию;
6) умение осознавать идею произведения.
Система читательских умений:
1. Умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.
Основой для верного восприятия и оценки изобразительно – выразительных средств языка послужит представление о слове как о средстве создания художественного образа и выражения авторского отношения, которое дети приобретают в процессе анализа текста. Нужно научить школьника адекватно воспринимать те выразительные средства, с которыми он встречается при чтении, то есть, вникая в построение фразы, в выбор слова, задумываться над авторским выбором.
2. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.
Данное умение впервые было выделено Н.Я. Мещеряковой и Л.Я. Гришиной «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазий», — отмечал Л.С. Выготский. При недостатке впечатлений образ художественной действительности будет беден. Следовательно, необходимо развивать активность воображения читателя и учить младших школьников направлять и корректировать свое воображение, опираясь на текст художественного произведения. Анализ произведения должен быть направлен на изображение жизни автором, а не на саму жизнь.
3. Умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме.
Данное умение направлено на постижение композиции. «Композиция — это членение произведения на части, главы, абзацы, строфы, сцены, расстановка персонажей, порядок сообщения о ходе событий, смена приемов повествования». Младшие школьники не могут освоить понятие «композиция» в полном объеме, но важно приучать юных читателей прослеживать динамику эмоций, зарождение и развитие конфликта. Необходимо познакомить с сюжетом и его элементами – вступлением, завязкой, развитием действия, заключением – и их ролью в раскрытии идеи.
4. Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ – переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.
В художественном произведении основная роль в раскрытии идеи принадлежит образам героев. Целостное восприятие персонажа предполагает, что у читателя возникает эмоциональное отношение к нему, что читатель соотносит мотивы, последствия поступков героя, видит развитие образа, становление характера персонажа. Формирование данного умения опирается на представление о том, что, изображая героев, автор высказывает свою точку зрения на решение какого – либо вопроса.
5. Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.
Данное умение можно рассматривать как составную часть каждого из перечисленных выше умений, но в учебных целях его полезно выделить. Это позволит направить внимание читателя на постижение авторской позиции в самой ткани художественного произведения, а не только в прямых авторских оценках. Авторская позиция всегда присутствует в воссозданном читателем образе. Но если читатель не чувствует авторской оценки, то знакомство с художественным произведением обогащает его знанием еще одной жизненной ситуации, но не приобщает к авторскому пониманию жизни.
6. Умение осваивать художественную идею произведения.
Включение данного умения в систему читательских умений обусловлено тем, что освоение идеи – это цель анализа, и если она не достигнута, то и членение живой ткани художественного произведения на части не оправдано. Освоение идеи основано на установлении связей между всеми элементами произведения, в результате чего и рождается более глубокое его восприятие. Полноценное восприятие не сводится к формулированию своего понимания идеи произведения, оно предполагает переживание, принятие или непринятие авторской позиции.
С анализом художественного произведения теснейшим образом связано и второе направление литературного развития младших школьников – воспитание «маленького писателя». Эстетический подход к изучению литературного чтения требует отказа от привычного для начальной школы пути развития речи детей за счет обучения различным видам пересказа. Целесообразнее обучать детей созданию собственного высказывания.
В ходе анализа художественного произведения дети вместе с учителем наблюдают, как оно «сделано», знакомятся со способами выражения эмоций, характеристики персонажей, с назначением отдельных элементов текста. При этом идет работа над всеми сторонами текста – содержательной, структурной, языковой – в их единстве. Такая работа требует опоры на элементарные литературоведческие знания и на знания по речеведению, получаемые на уроках русского языка. Затем перед ребенком ставится речевая задача и идет поиск средств ее решения. При этом дети используют средства, аналогичные тем, с которыми знакомились на уроке чтения, для воплощения своего речевого замысла. Таким образом, происходит взаимосвязанное формирование читательских и речевых умений. Каждому читательскому умению соответствует речевое умение. Кроме этого, все умения должны формироваться одновременно, а не последовательно.
Читательские умения, сформированные в начальной школе, наряду с другими умениями обеспечат успешность обучения при переходе на ступень основного обучения, обучающийся должен в совершенстве овладеть данными умениями.
2. Выявление уровня сформированности навыка чтения у младших школьников.
Ребенок учится работать с книгой на всех уроках с первого дня обучения в школе. Овладение полноценным навыком чтения для обучающихся является важным условием успешного обучения в школе по всем предметам. Чтение - один из основных способов приобретения информации и во внеурочное время. Как особый вид деятельности чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования.
Чтение играет огромную роль в формировании личности ребёнка, что зафиксировано в ФГОС. Например, в результате чтения ребенок приобретает такие качества, как:
- умение размышлять, анализировать;
- развитие речи, стремление сделать её правильной, красивой, всем понятной;
- формирование душевных качеств: сострадание, милосердие, сочувствие, радость успехам других, доброту, смелость;
- учение чувствовать и понимать красоту;
- выработка правильного восприятия природы, бережливого отношение ко всему живому;
- умение ценить чужой труд и быть трудолюбивым;
- знакомство с прошлым, настоящим и возможным будущим мира. С помощью книги ребенок познает мир и развивает кругозор.
Навык чтения – это определенный набор умений и навыков. Это в первую очередь умение понимать то, о чем говорится в тексте, правильно проговаривать слова, читать выразительно, обращая внимание на знаки препинания и содержание, при этом не забывая и о темпе чтения. Навык чтения состоит из таких компонентов, как осознанность (понимание), правильность, выразительность, темп (скорость) чтения, способ чтения. Каждый из этих компонентов, по мнению М.Р. Львова, сначала формируется и отрабатывается у ребенка как умение и с помощью упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, то есть происходит с легкостью, на автомате. В общем, навык чтения складывается из двух сторон – смысловой, обеспеченной процессом понимания читаемого, и технической, подчиненной первой и обслуживающей ее.
Приоритетное значение здесь имеет смысловая сторона, то есть осознанность, понимание читаемого текста. Осознанное чтение – это чтение, при котором происходит понимание информации, идеи и смысла текста.
Журавлева Э.А. считает, что понимание при чтении заключается во внедрении в содержание текста путем установки между его элементами 11 связей. Читающий не просто извлекает готовую информацию, он сравнивает смысл читаемого со своим опытом и знаниями. Аксенова А.К. конкретизирует смысловую сторону чтения:
1) значений слов, употребленных в прямом и переносном смысле;
2) содержания каждого предложения;
3) содержания и смысла отдельных частей текста (абзацев, глав);
4) основного смысла всего содержания текста.
При оценке уровня осознанности прочитанного текста учитель проверяет понимание содержания текста (обстановка, действующие лица, диалог, значения слов и т. д.) и идейного смысла произведения (что хотел сказать автор). Техническая сторона чтения (техника чтения) включает в себя все остальные компоненты навыка чтения: способ чтения, правильность, выразительность, скорость (темп) чтения. Каждый из этих компонентов, образующих в целом технику чтения, имеет свои особенности. Рассмотрим данные компоненты навыка чтения. Способ чтения – необходимый компонент техники чтения, который влияет на остальные ее стороны.
Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:
а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с другой),
б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания). Хорошо известно, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга: так, усовершенствование техники чтения облегчает понимание читаемого, а легкий для понимания текст лучше и точнее воспринимается. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его технике, на последующих – пониманию текста.
Беглое чтение - это такое качество, которое характеризуется умением читать в быстром темпе и измеряется определенным количеством слов за одну минуту. Сама техника чтения при этом читающим не осознаётся, основные усилия затрачиваются на осознание содержания читаемого. Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т. е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. В методических рекомендациях же для педагогов указывается, как достаточный, темп чтения 90 – 100 слов в минуту.
Также обучение чтению невозможно без формирования навыка осознанности. Как писал К. Д. Ушинский "Читать - это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чем главное». Осваивая технику чтения, ребенок овладевает пониманием прочитанного. Осознанное чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Если не проводить систематическую работу по формированию осознанности чтения, процесс понимания текста уходит, возникает так называемое механическое чтение. Но за формирование навыка чтения урок литературного чтения вряд ли сможет ответить полностью. Мы предположим, что следует выявить возможности внеурочной деятельности в формировании навыка чтения, особенно у тех обучающихся, кто испытывает затруднения. Из этого следует, что данный вопрос является актуальным в настоящее время.
Возникает проблема в том, что далеко не все выпускники начальной школы способны достичь уровня оптимального чтения, так как:
- учащиеся не владеют приёмами формирования оптимального и осознанного чтения.
- использование этих приёмов не всегда является органичным для уроков литературного чтения. Эта проблема объясняется наличием противоречия между необходимостью формирования оптимального и осознанного чтения у младших школьников и недостаточностью информации для учителей начальных классов по организации занятий во внеурочной деятельности.
Таким образом, умение читать правильно, быстро, осознанно – это приоритетное умение для каждого обучающегося и специалиста. Качественное формирование этого важнейшего навыка начинается с первых шагов ребенка, пришедшего в школу. Важность этой проблемы всегда признавалась всеми педагогами, методистами, исследователями. С введением ФГОС вопросы, связанные с читательскими умениями и навыками обучающихся, стали еще более актуальными. Современные программы всех учебных предметов и курсов на всех ступенях школьного обучения насыщены не только художественными, но и научными текстами. Учителю необходимо научить детей относиться к слову, тексту как к источнику информации. Особое значение имеет и скорость чтения, так как медленное чтение мешает усвоению учебного материала, увеличивает время выполнения домашнего задания, в результате чего снижается работоспособность, ухудшается мыслительная деятельность обучающихся. Основополагающее направление в этой работе – формирование осознанного и беглого (оптимального) чтения. Для успешного овладения полноценным навыком чтения требуется не только систематическая работа педагога в рамках уроков литературного чтения, но и использование возможностей внеурочной деятельности – большего количества времени, разнообразия приемов, применения различных технологий и упражнений, формирования положительной мотивации.
Показатели уровня сформированности читательских умений младших школьников
Аналитические умения | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Умение воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией. | Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор и др. | Находит в тексте образные слова и выражения, но не понимает их роли. | Видит отдельные средства языка в тексте с помощью учителя. |
Умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем. | Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. | Находит описание героя (внешний вид, речь) и окружающей его обстановки (интерьер), описание картин природы. | При словесном рисовании картины по воображению упускает существенные детали. Воссоздание образа подменяет подробным перечислением отдельных деталей. |
Умение устанавливать причинно-следственные связи. | Устанавливает последовательность и причинность событий; объясняет причину поступка героя и дает ему свою оценку | Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий. | Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий. |
Умение воспринимать образ – персонаж. | Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ. | Дает оценку поступка без указания личного отношения к нему; определяет чувства, состояние героя. | Не обращает внимание на чувства, переживания героев. |
Умение видеть авторскую позицию. | Определяет отношение к герою писателя (по метким словам, прямому и косвенному высказыванию); определяет авторскую позицию. | Определяет отношение писателя к героям и их поступкам, но не мотивирует ответ. | Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий. |
Умение осознать идею произведения. | Самостоятельно определяет основную мысль произведения. | Способен самостоятельно уяснить идею произведения, если композиция его не осложнена и ранее обсуждалось произведение похожей структуры. | При определении основной мысли требуется помощь учителя. |