Общая структура итогового сочинения
I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200-250 слов.
Тeзис 1 (20-30 слов)
Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
Тeзис 2
III. Заключение (60-70 слов)
А теперь рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения
I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Вступление состоит из 3 элементов:
объяснение ключевых слов темы или цитаты;
общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни
человека;
ответ-тезис на главный вопрос темы.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:
тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что... », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли... » и т. д.,
тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.
II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)
Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.
Помни!
По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов – 2.
Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.
Аргумент нужно:
привести из литературных источников.
выделить в отдельный абзац.
в конце каждого аргумента написать микровывод.
к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
Аргумент состоит из 3 элементов:
Обращение к литературному произведению - называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
Его интерпретацию - здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу... » и т. п.
III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
4 способа закончить сочинение:
Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите», «уважайте», «помните» . Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. .
Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.
Клише
Для вступления
Готовые примеры словосочетаний помогают быстро начать работу и не сбиться с курса, раскрывая тему. Во вступлении важно правильно сформулировать тезис (то, что мы доказываем). Также нужно подвести мысль к аргументации нашей точки зрения. С этим позволяют справиться такие фразы-клише для итогового сочинения по литературе, как
Разумеется, каждый из нас по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь выразить свое видение этой проблемы/темы/этого понятия.
Отвечая на этот вопрос, попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
На мой взгляд, эта проблема особенно актуальна в наши дни.
Тема… всегда волновала людей, ведь нравственные вопросы относятся к категории вечных.
Очевидно, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я считаю, что…
Видимо, этот вопрос особенно волновал наших предков, ведь многие классические произведения посвящены его раскрытию.
Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …
Я думаю, каждый из нас задавал себе вопрос:…
Я считаю, я полагаю, я думаю, мое мнение сводится к тому, что, моя позиция может быть выражена следующим образом:…
Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к выводу: …
Тема… волнует человечество с давних пор, ведь она всегда играла важную роль в межличностных отношениях людей.
Проблема … очень злободневна в наши дни, когда многие люди сталкиваются с…
На этот вопрос большинство из нас отвечает однозначно:…
Такие вопросы всегда волновали молодежь, ведь от них зависит наше будущее.
Нельзя не отметить, что тема… очень важна для развития человеческой цивилизации.
Логический переход к основной части тоже нужен для полного счастья проверяющего. Его легко соорудить с помощью этих клише:
В справедливости этой точки зрения меня убеждают многочисленные примеры из художественной литературы.
Многие авторы затрагивали проблему…, в том числе и русские классики, к произведениям которых можно обратиться за примерами.
Правильность данного утверждения можно обосновать с помощью примеров из литературы.
Вспомним произведения художественной литературы, где раскрывается тема…
Обратимся к примерами из литературы, чтобы убедиться в этом и доказать, что…
Эту закономерность можно доказать, обратившись к …
Это доказывают многочисленные литературные примеры.
Многие авторы могли бы согласиться с этим, и вот доказательства:
Русская классика богата примерами, подтверждающими эту закономерность.
За примерами обратимся к произведениям русской художественной литературы…
Думая о …, нельзя не вспомнить о произведении ФИО, где эта проблема рассматривается со всех сторон.
Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
Нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении), и подтверждение этого можно найти в классической литературе.
Рассмотрим примеры, которые позволяют глубже изучить поставленный вопрос.
Проанализируем литературные примеры, проливающие свет на затронутую тему.
Чтобы точнее сформулировать свое мнение, приведу литературные примеры.
Данное явление встречается не только в жизни, но и в литературе.
Для основной части
Аргументацию тоже важно правильно подать. Какие бы убедительные доводы в свою пользу Вы ни подобрали, проверяющий будет оценивать логику их изложения. Каша в голове и на бумаге подведет даже гения. Так что «учитесь властвовать собою» и загоняйте непокорную мысль в строго очерченные границы.
Чтобы сформулировать тезис (то, что мы доказываем с помощью аргумента), нужно употребить эти клише для итогового сочинения:
Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
В наше время людям уже известно, что…
Не подлежит сомнению тот факт, что…
Роль… нельзя недооценивать, ведь именно это сплачивает людей.
Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
Нельзя не признать, что в наши дни…
Моя позиция по этому вопросу однозначна:
По ему мнению, по моему суждению, согласно моему мировоззрению…
По всей видимости, смысл (роль, суть, идея, предназначение)… заключается в том что,
Конечно, без … жизнь человека невозможна, так как
Конечно, сегодня мы понимаем, что…
Разумеется, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)
Дорога к самим аргументам пролегает через эти клише и шаблоны:
Например, в романе (повести, рассказе, новелле) ФИО … повествуется о том, что (как)
Проблема… раскрывается в широко известном произведении ФИО …
Тема… затрагивается ФИО в рассказе (романе, повести и т.д.).
Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
К примеру, вопрос о … поднимал ФИО в книге …
Конечно же, о закономерности … размышлял такой философ, как ФИО. В его романе (повести, рассказе и т.д.)
Кому, как не ФИО, рассуждать о проблеме… В его книге… она занимает важное место.
Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
Многие авторы думали о …, в том числе и ФИО. В произведении … автор рассмотрел этот вопрос подробно и пришел к выводу, что…
Проблема … волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в книге…
Например, ФИО часто рассуждал о соотношении понятий… (о проблеме, о теме, о философском вопросе и т.д.). В его книге … этому уделяется много внимания.
Нельзя не заметить, что проблема … является одной из главных в творчестве ФИО. Например, в произведении…
Идея … выражена в стихотворении…(автор, название).
Этот вопрос очень волновал писателей 19 (20) века. К примеру, ФИО часто затрагивал его в своих произведениях.
Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
Вспомним роман (повесть, рассказ) ФИО. Именно там вопрос о … рассматривается наиболее подробно.
Вспомним героя повести… (автор, название). Его пример обосновывает необходимость «того и сего».
Обратимся к русской классике, а именно к роману… (автор, название).
В поисках ответа на вопрос мы обратимся к русской литературе 19 (20) столетия, а именно к…
Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
Герой произведения… мог бы подтвердить эту мысль, ведь в его судьбе … (нравственное понятие) сыграло решающую роль.
Чтобы не растекаться мыслью по древу, используйте выражения, которые помогут лаконично и логично изложить мысль:
Авторская позиция ясна:
Автор повествует о…
Писатель изображает картину, где…
В книге изображаются герои, которые…
Автор описывает…
Писатель демонстрирует общие закономерности формирования…
Автор показывает…
Поэт показывает…
Размышления автора позволяют понять, что
Лирический герой осознал, что
Писатель размышляет о…
Автор обращает свое внимание на проблему…
Внимание писателя сконцентрировано на вопросах…
Писатель обращает наше внимание…
Автор хочет этим сказать, что
Писатель заостряет наше внимание на …
Позиция автора проявляется в…
Он акцентирует внимание читателя на…
Автор не комментрирует действия героев, но демонстрирует свою позицию через символы и описание пейзажа:
Автор учит нас тому, что…
Этот поступок героя говорит о …
Поведение героя говорит о том, что
Мы видим, что герой поступил так потому…
Судьба героя позволяет сделать вывод, что
Автор подводит нас к мысли о том, что
Автор показывает, к каким последствиям привело…
Произведение заставляет задуматься о роли … в жизни человека.
Автор осуждает героя и выражает свое несогласие с …
Этому герою/поступку автор противопоставляет…
Писатель не может согласиться с выводами своего героя и опровергает их, изображая…
Писатель осуждает…
Автор выражает категорический протест против…
Герой является носителем авторской позиции и выражает его точку зрения, а именно…
Он ставит нам в пример…
Писатель призывает нас помнить о том, как важно (что не нужно, что не стоит)
Автор не раз прерывает описание лирическими отступлениями, в которых прослеживается его позиция:
Автор подчеркивает…
Писатель дает понять, что герой прав, ведь…
Автор утверждает…
Завершить свой аргумент лучше всего этими клише для итогового сочинения по русскому языку:
Этот пример позволяет сделать вывод о том, что
Писатель считает, что…
Позиция автора созвучна с моей, она выражается в том, что
Данный пример помогает найти ответ на вопрос. Он заключается в том, что…
Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
Автор убеждает нас в том, что
Писатель дает нам возможность убедиться в том, что…
Мы можем прийти к выводу…
Для заключения
Уйти надо красиво, даже если речь идет о последнем абзаце сочинения. От завершающего аккорда нередко зависит последнее и решающее впечатление от работы. Проверяющий может высоко оценить ее, если выводы не подкачают, а призывы заденут за живое. Вот к этому мы и стремимся. Вот для этого и нужны клише к итоговому сочинению.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что
Без сомнения, значимость проблемы … трудно переоценить.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
Итак, мы разобрали примеры и пришли к убеждению, что…
Таким образом, литературный материал позволил нам убедиться в том, что
Невольно напрашивается вывод…
Разумеется, тема… очень важна для людей, поэтому так важно иметь свою точку зрения по данному вопросу. На мой взгляд,
Итак, можно сделать вывод, что…
Литературный материал дал возможность прийти к заключению, что
Исходя из всего выше написанного, можно сделать обобщение и сказать, что…
В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
Подводя итоги, хочется вспомнить изречение поэта (философа, писателя):
Подводя итоги, хочется призвать всех моих сверстников к…
В заключение хочется выразить надежду на то, что…
Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что…
Таким образом, современные люди должны возлагать надежды на то, что
Хочется верить, что…
Стоит подробнее изучать такие важные темы, как… Это необходимо для развития людей.
Подводя итоги сказанному, хочется сделать оптимистичные выводы:
Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
Читательский и жизненный опыт позволяет сделать вывод, что…
Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
Аргументация подтверждает то, что
Нельзя не согласиться с тем, что
Нельзя проигнорировать тот факт, что
Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
У человечества (нашего народа) есть нравственный долг: … В этом нас убеждают все приведенные аргументы.
(Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…