Муниципальное общеобразовательное учреждение «Высококолковская средняя школа», МО «Новомалыклинский район» Ульяновской области
Рахматулина Ирина Витальевна,
учитель русского языка и литературы
Сценарий литературной игры «Мир волшебный, мир чудесный»
.
Цель- развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умений сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях.
ВЕДУЩИЙ: Велика роль книги в воспитании человека, в формировании его нравственного и морального облика. Она не только учит, но и подсказывает, как поступить в том или ином случае и т.д.
В книге человек находит привлекательность и роскошное общение с мыслью, красотой, величием человеческого духа, неисчерпаемый источник знаний.
Читая, вы должны вдумчиво проникнуть в смысл прочитанного. Ведь чтение захватывает ум и сердце, вызывает раздумье об окружающем мире и о самом себе, заставляет всматриваться в сложность человеческой души, думать над своей судьбой, над будущим, оценивать свои действия и поступки, вам хочется жить интересной, богатой жизнью в мире культурных ценностей.
Сегодня, ребята, мы проводим литературную игру- соревнование между двумя командами, которая будет состоять из нескольких заданий- конкурсов на литературные темы. Прежде чем начать, представляю участников. Справа от меня находится команда, у которой девиз…
Ребята по просьбе ведущего произносят его:
И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование,
Ведёт к победе не судьба,
А только наши знания.
Прошу вторую команду назвать свой девиз.
Ребята произносят его:
Кто читает,
Тот много знает.
А кто много знает,
Всегда в игре он побеждает.
Я надеюсь, что во время игры члены команд узнают для себя много нового и интересного и никто не останется в проигрыше.
Как известно, в любом конкурсе участвуют жюри, которое оценивает работу его участников. Сейчас я представлю членов жюри. (Называет их)
Время, предоставляемое участникам литературной игры для ответов на вопросы, будет ограничено. Ответственную роль «хранителя времени» мы возлагаем на…(называет фамилию)
Итак, церемония представления участников литературной игры окончена.
Тернист и нелёгок к победе путь-
Сегодня вас ждёт игра,
Мастерство и смекалку взять в путь не забудь!
Школьник! К бою! Пора!!!
И пусть кому-то повезёт,
А кому-то нет,
И не нравится вопрос,
И не сходится ответ,
И всё ж….
Мы начинаем конкурс наш!
Первое задание.
1. Конкурс «БОЛЬШЕ, БЫСТРЕЕ…»
Данный конкурс проходит в форме викторины, вопросы которой адресованы одному члену команды. Прошу капитанов подойти ко мне. Отвечать надо сразу, без какого бы то ни было обдумывания. За каждый правильный ответ команда получает очко. Капитан первой команды остаётся, а капитан второй команды покидает зал.
1.Какие волшебные диковинки из русских сказок вы знаете? Например: ковёр-самолёт.
(Сапоги-скороходы, скатерть самобранка, говорящее зеркальце, шапка-невидимка).
2. Назовите великих сказочников.
(Г.Х.Андерсен, братья Гримм, Шарль Перро, Астрид Линдгрен, А.С.Пушкин, Н.Носов, А.Милн и др.)
3. Назовите авторов приключений и фантастики.
(А.Дюма, К.Дойл, Р.Л.Стивенсон, Жюль Верн, Агата Кристи, Майн Рид и др.)
4. Кто говорил такие волшебные слова? Симсим, открой дверь!
(Али-Баба. Арабская сказка. «Али-Баба и 40 разбойников»)
5. В какой сказке девочка зимой идёт в лес за цветами?
(«12 месяцев» С.Я.Маршак)
6. Какими словами обыкновенно начинаются русские сказки?
(В некотором царстве, в некотором государстве жили-были).
7. Кто из литературных героев вывернул волка наизнанку, застрелил шубу, вытащил себя из болота за косичку парика, не пал духом в желудке огромной рыбы, летал на ядре, побывал на Луне?
(Мюнхаузен. Э.Распэ. «Приключения барона Мюнхаузена»).
8. Кто из литературных героев играл с полицейскими в салочки, закинул за шкаф воров Карла и Блома, а силача-тяжеловеса Адольфа положил на лопатки?
(Пеппи Длинныйчулок. А.Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок» ).
9. На чём или на ком совершили необыкновенное путешествие с железнодорожной станции в деревню Простоквашино дядя Фёдор и его друзья?
(На тракторе. Э.Успенский. «Дядя Фёдор, пёс и кот» ).
10. По начальным строчкам вы должны определить автора произведения и его название. «Хочу вам рассказать о девочке Оле, которая вдруг увидела себя со стороны. Увидела так, как можно видеть не себя, а совсем другую девочку- скажем, сестру или подругу».
( В.Губарев. «Королевство кривых зеркал» )
2. Конкурс называется «ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС».
Кто из вас не мечтал выступить на сцене? Сегодня вам предоставляется уникальная возможность стать на некоторое время режиссёрами и актёрами. Конкурсантам даны отрывки из произведений художественной литературы. Они должны, распределив между собой роли, отрепетировать и поставить этот отрывок. А перед выступлением обязательно объявить автора и название литературного произведения, откуда взят их отрывок.
Время на репетицию – 5 мин.
Пока участники готовятся, болельщики потрудятся. Внимание, болельщики! Объявляется «РОЗЫСК»! В розыске находятся герои литературных произведений. Один правильный ответ приносит очко вашей команде.
Медной горы хозяйка - П.Бажов. «Уральские сказы».
Хоттабыч - Л.Лагин. «Старик Хоттабыч».
Левша - Н.Лесков. «Левша».
Ихтиандр – Морской Дьявол. А.Беляев. «Человек-амфибия».
Д Артаньян - А.Дюма. «Три мушкетёра».
Пятница - Д.Дефо. «Робинзон Крузо».
Оля - В.Губарев. «Королевство кривых зеркал».
Алиса - Л.Кэрролл. «Приключения Алисы в стране Чудес».
Жюри подводит итоги конкурсов и объявляет баллы команд с учётом результатов конкурса болельщиков.
3. Конкурс «ЕДИНСТВЕННОЕ И ВЕРНОЕ РЕШЕНИЕ»
Задание: из приведённых определений выбрать данному слову единственное правильное и верное:
АННОТАЦИЯ - 1) книжный знак на книге, 2) запись по годам, 3) краткое изложение содержания книги, 4) короткие рассказы, содержащие какое-либо поучение, совет, насмешку.
МЕМУАРЫ - 1) песни исторического содержания, 2) повествование в форме записок от лица автора о реальных событиях прошлого, участником или очевидцем которых он был, 3) произведения, предназначенные для постановки на сцене, 4) произведения устного народного творчества.
4. «ПОЧТИ БУРИМЕ» - так называется наш очередной конкурс. Я называю окончания стихотворных строк, написанных знаменитыми поэтами, а ваша задача – в течение минуты вспомнить и прочитать стихотворение, из которого они взяты и назвать фамилии их авторов.
Итак, начали.
Кроет, крутя, завоет, дитя.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя. А.С.Пушкин. «Зимний вечер»
Одинокий, голубом, далёкой, родном.
Белеет парус одинокий,
В тумане моря голубом,
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном? М.Ю.Лермонтов. «Парус».
Пору, мороз, в гору, воз
Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз. Н.А.Некрасов. Отрывок из стихотворения «Крестьянские дети».
Чудесный, прелестный, проснись, взоры, Авроры, явись.
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь , друг прелестный!
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись! А.С.Пушкин. «Зимнее утро»
5. Конкурс «ВСТРЕЧА ПО ВАШЕЙ ПРОСЬБЕ»
Вы слушаете характеристику и описание поступков действующего
лица книги и через 3 секунды называете его имя, произведение, в котором он действует, и автора книги.
Это хороший тульский мастеровой, простодушный и даровитый, наивный, но с русской лукавинкой. Он совершил диво – дивное, усовершенствовал диковинку заморскую – подковал стальную аглицкую блоху. Ему в чужих землях райскую жизнь сулили, а он всё же стремился на свою бедную родину, хотя там его не ждёт ничего хорошего. Автор книги так говорил: «Там, где стоит имя этого героя, надо читать – русский народ».
Левша. Н.Лесков. «Левша».
Молодой человек 18-ти лет от роду, из обедневшей дворянской семьи, прекрасно владеющий приёмами одного из самых распространённых в xvii в видов спорта, вступил в спор с верховным представителем церковной власти и выиграл его. Нашего гасконского дворянина отличает особое рыцарское, галантное отношение к дамам, он не лишён юмора, остроумия, хитрости, сообразительности.
Д Артаньян. А. Дюма «Три мушкетёра».
Молодой туземец, родом из Южной Африки, был приговорён к смерти, но спасён человеком, который жил в одиночестве несколько лет. В благодарность за спасение туземец стал его верным другом и в течение ряда лет разделял одиночество своего спасителя.
Пятница. Д. Дефо «Робинзон Крузо».
Странное плавающее существо: получеловек – полулягушка, с серебристой чешуёй, огромными выпученными глазами и лягушачьими лапами. Но когда это существо снимало очки и перчатки, то выяснялось, что в неведомом волшебном облике скрывался юноша в возрасте 20 лет. Однако в своём
получеловечьем виде этот юноша так пугал ловцов жемчуга побережья Аргентины, что получил от них фантастическое прозвище.
Ихтиандр – Морской Дьявол. А.Беляев «Человек – амфибия».
6. Ну что ж, уважаемые команды! Мы подошли к последнему конкурсу «ФОТО НА ПАМЯТЬ». Представьте, что вы пришли в фотомастерскую и хотите сделать снимок команды. Как вы встанете, какие примите позы? Покажите. Пока одна команда показывает, другие внимательно смотрят и запоминают. А вот сейчас главное задание: «фото» нарисуйте сами, а мы установим схожесть с копией. Первая команда рисует фото второй и наоборот…
Пока участники выполняют своё задание, болельщики потрудятся. Для вас будет представлена литературная викторина «МАСКА, Я ВАС ЗНАЮ!».
О ком говорится в следующих строчках.
«На нём был длинный халат из красивой тёмно-синей материи, на которой были вышиты золотые звёзды и серебряные полумесяцы. На голове была чёрная шапка с такими же украшениями, на ногах – красивые туфли с загнутыми кверху носками».
О волшебнике из книги Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе».
«На краю сундука сидел маленький человечек…На голове – широкополая шляпа, чёрный кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами, чулки у кален завязаны пышными бантами, а на красных сафьяновых башмачках поблёскивают серебряные пряжки».
О гноме из сказочной повести С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
«Это был тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в белоснежных шёлковых шароварах и нежно – розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками».
О джине Хоттабыче. Л.Лагин «Старик Хоттабыч»
«Кай взглянул на неё. Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе представить. Теперь она не казалась ему ледяною..».
О Снежной королеве. Х.К.Андерсен «Снежная королева».
«Одет он чудесно: на нём шёлковый кафтан, только нельзя сказать, какого цвета, - он отливает то голубым, то зелёным, то красным… Под мышками у него по зонтику: один с картинками – его он раскрывает перед хорошими детьми… другой совсем простой, гладкий…».
О волшебнике Оле – Лукойе. Х.К.Андерсен «Оле – Лукойе»
«Платье на ней было оборвано, лицо маленькое, острое, сморщенное от старости с красными глазами и длинным крючковатым носом. Она шла, опираясь на длинную палку, хромала, шаталась из стороны в сторону, как будто на ногах у неё были колёса, того и гляди, она могла шлёпнуться острым носом на мостовую».
О злой волшебнице из сказки В.Гауфа «Карлик Нос»
«Одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока, наконец, не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звёздочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и всё же живая! Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя».
Снежная королева. Х.К.Андерсен «Снежная королева».
«Неужели это он! Глаза у него стали маленькие, как у свиньи, огромный нос свешивался ниже подбородка, а шеи как будто и совсем не было. Голова ушла глубоко в плечи, и он почти совсем не мог её повернуть, а ростом он был такой же, как семь лет назад,- совсем маленький».
Карлик Нос из одноимённой сказки Гауфа.
Жюри оценивает получившиеся «фотографии». Подводит общий итог.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо всем! Если вам сегодня было интересно, весело, мы очень рады! Пусть эти конкурсы найдут своё повторение в других командах, пусть возникнут новые варианты у тех или иных заданий. И пусть всегда к вам на помощь приходит КНИГА.
За страницею страница,
Раскрывая жизни суть,
В сердце каждого стремится
Книга, пробивая путь
Доброте, надежде, правде…
Нет, не сбить её с пути!
Ради жизни – жизни ради
Мы поможем ей идти!
До новых встреч!
Литература:
Е.Лапина и др. В дружбе с книгой. Ленинград. 1962
И.Г.Сухин. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон! Москва. 1992
Л.А.Побединская. Праздник для друзей. Москва. 2000
Журнал «Воспитание школьников» №2 – 2003
Журнал «Библиотека» №1,3 – 1997