СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий открытого урока

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для преподавателей музыкальных школ, детских школ искусств, руководителей самодеятельных оркестров или ансамблей русских народных инструментов.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий открытого урока»


МБУДО ВЯЗЕМСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

им.А.С. ДАРГОМЫЖСКОГО


Открытый урок

преподавателей МБУДО Вяземской ДШИ

им. А.С. Даргомыжского

Павлиновой Е.Ф. и Черниковой Н.Г. на тему:


«Работа над звукоизвлечением и воспитанием элементарного чувства ритма на начальном этапе обучения в группе балалаек на уроке коллективного музицирования»

Описание материала: урок предназначен для преподавателей музыкальных школ, детских школ искусств, руководителей самодеятельных оркестров или ансамблей русских народных инструментов.

Дата проведения 16 апреля 2018 г.

В уроке принимают участие:

Иванов Данила (балалайка альт),

Корнеев Дмитрий (балалайка секунда),

Чудин Егор (балалайка прима).

Цель:

  • Приобщение детей  и подростков к активному музицированию на народном инструменте балалайка.

  • Воспитание интереса к изучаемому музыкальному инструменту.

  • Умение ребёнка активно и продуктивно работать за инструментом.

  • Закрепление практических умений.

Задачи:

Образовательные: 
 усвоение приемов и способов игры на инструменте 

Развивающие: 

  • Развитие слуха, ритма, музыкальной памяти

  • Развитие внимания

  • Развитие самостоятельности

Тип урока: формирование и закрепление знаний, умений, навыков. 

Форма учебного занятия: индивидуальная и мелкогрупповая.

Методы и технологии обучения:
словесные: беседа;
наглядные: показ на инструменте;
практические: упражнения, пьесы;
здоровьесберегающие: соблюдение правильной посадки, постановки рук, подбор музыкального репертуара с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Оснащение урока:

Аудитория для проведения занятий оркестровой группы, оркестровые инструменты (балалайки), стулья, пульты, медиаторы, нотный материал, наглядные пособия.

Практическая значимость.

Опыт работы на уроке можно использовать в программе ФГТ в вариативной части «Оркестр» и «Коллективное музицирование» в ДМШ и ДШИ.


План урока:

  1. Введение.

  2. Освоение посадки и постановки инструмента, постановка игрового аппарата.

  3. Основные приемы звукоизвлечения (щипок большим пальцем правой руки, арпеджато, основы бряцания, игра с помощью медиатора).

  4. Упражнения на развитие элементарного чувства ритма. Ритмическая игра.

  5. Формы и методы репетиционной работы с детьми в оркестре;

  6. Завершение урока – исполнение пьес.

    1. Введение.

В настоящее время в детских музыкальных школах и школах искусств большое внимание уделяется коллективному музицированию. На базе школ создаются различные по составу инструментальные ансамбли. Еще лучше, если в школе уже есть полноценный оркестр русских народных инструментов. Педагогическая практика показывает, что играть в ансамбле и оркестре детям нравится, они получают радость от совместного творчества, а это очень важно, ведь обучение музыке должно приносит только положительные эмоции. И сегодня именно игре на одном из самых замечательных русских народных инструментов мы посвятим наш урок. И имя этому инструменту - балалайка!

«Какая прелесть эти балалайки!

Какой поразительный эффект могут они дать в оркестре!

По тембру – это незаменимый инструмент».

П.И.Чайковский

Именно так отозвался выдающийся русский композитор Петр Ильич Чайковский о выступлении «Кружка любителей игры на балалайках» под руководством великого виртуоза-балалаечника, «отца» современной балалайки и создателя в 1888 году первого оркестра русских народных инструментов – Василия Васильевича Андреева, деятельность которого послужила основой для развития народно-инструментального жанра. И именно балалайка является визитной карточкой России во всем мире!

Группа балалаек является одной из самых многочисленных и важных в составе оркестра народных инструментов.

В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом. А за остальными закреплены чисто оркестровые функции: бас и контрабас являются басовым фундаментом ансамблей и оркестров. Секунда и альт – это аккордовый и ритмический аккомпанемент, это “середина” звуковой партитуры. На балалайку секунду и альт можно посадить участников, начинающих впервые знакомиться с музыкальными инструментами, с игрой в оркестре. В нашем случае это учащиеся, которые обучаются по специальности на баяне, аккордеоне. Эти инструменты не требуют подвижности, беглости, техника игры на них достаточно проста. Обычно за несколько месяцев обучения участники играют партии аккомпанемента простой и средней сложности.

В оркестре всегда легче играть основную мелодию, чем аккомпанемент, именно это и составляет основную трудность при разучивании партий в группе балалаек.

На занятиях малыми группами при разучивании партий перед учащимися встает ряд важных задач: выработка навыка коллективного музицирования, синхронность звучания, что включает в себя работу над темпом, метром, ритмом, штрихами, динамическими оттенками.

Начинать обучение учащихся-клавишников приходится с азов, т.е. с посадки и постановки инструмента, рук.

2.Освоение посадки и постановки инструмента, постановка игрового аппарата.

Чтобы хорошо играть, не уставая, выдавать правильную технику и хороший звук, следует изучить основы посадки и положения рук при игре.

Правила посадки.

Используется метод показа.

Правильная посадка исполнителя и правильное положение инструмента при игре – необходимое условие успешного овладения приемами звукоизвлечения на балалайке. Посадка должна быть свободной, естественной: сидеть следует на половине стула, слегка наклонив корпус вперед и полуобернувшись в сторону грифа. Ноги ставят устойчиво, на всю ступню на расстоянии не более 10 см одна от другой, причём левая несколько выдвинута вперёд. Носки слегка развёрнуты. Для устойчивости балалайки корпус её следует поместить между сдвинутыми коленями.

Для правильной посадки учащегося необходимо обратить внимание на высоту стула: при стандартной его высоте учащегося небольшого роста желательно подкладывать под ноги подставку, чтобы обеспечивать правильное положение инструмента и корпуса исполнителя. Важно следить и за тем, чтобы плечи учащегося находились на одном уровне. Не говоря о том, что поднятие или чрезмерно опущенные плечи вносят дополнительные мышечное напряжение, неправильная посадка, при которой одно плечо оказывается выше другого, может привести к серьезным костным изменениям, искривлению позвоночника.

Постановка левой руки.

Используется метод показа.

Плечо левой руки должно без напряжения, свободно провисать вдоль туловища, локоть несколько отводится от корпуса исполнителя, его не следует прижимать к туловищу. Рука согнута в локте и её предплечье направленно в сторону шейки грифа. Гриф балалайки помешается между фалангами большого и указательного пальцев и опирается на запястье ладони таким образом, чтобы большой палец прикасался внутренней стороной ногтевой фаланги к грифу на уровне третьего лада (при игре в первой позиции), а указательный палец находился на уровне второго лада. На балалайке играют всеми пальцами левой руки. Пальцы ставят на лады в полусогнутом положении подушечкой ногтевой фаланги (молоточком). Прижимать струны на ладах следует с силой, необходимой для извлечения ясного, чистого звука.

Постановка правой руки

Используется метод показа.

Одним из важнейших условий является правильное владение техникой движения правой руки. Только при наличии рационально, естественно организованных движений возможен сильный и в тоже время мягкий, глубокий красивый звук. При правильном положении правой руки необходимо, чтобы предплечье своей естественной тяжестью легло примерно посередине между нижним порожком и верхним углом балалайки. Пальцы правой руки находятся ближе к концу грифа. Такая постановка руки обеспечивает наиболее качественное в тембровом отношении и удобное звукоизвлечение.

Черникова Н.Г. и Чудин Егор


3.Основные приемы звукоизвлечения:

В ходе обучения учащийся должен освоить целый ряд приемов игры и штрихов:

- щипок большим пальцем правой руки (пиццикато большим пальцем правой руки)

Освоение приёма игры на балалайке – пиццикато Б.П. – это извлечение звука щипком большого пальца правой руки движением по струне сверху вниз. Игра – упражнение «вверх—и вниз по лесенке» отдельно на каждой струне, добиваемся ритмической ровности, «красивого» звука, при этом следим за постановкой правой и левой руки.

Упражнение 1

- арпеджато

Освоение приема арпеджато (обозначается волнистой чертой перед аккордом) – это последовательное извлечение звуков какого-либо созвучия (интервала или аккорда) скользящим движением по струнам сверху вниз. Остальные пальцы находятся на корпусе инструмента.

Первоначальные упражнения выполняются на открытых струнах большим пальцем правой руки. Затем можно перейти к игре с помощью медиатора.

Обратить внимание на качество звукоизвлечения. Продолжаем следить за посадкой и постановкой инструмента и рук.

Упражнение 2


- основа бряцания (с помощью медиатора)

Бряцание – один из ведущих приемов игры, обозначаются: удар вниз – v,  удар вверх - ^ или перечеркнутым по диагонали штилем. Бряцание одинарный удар по всем струнам указательным пальцем или медиатором Звук происходит посредством равномерных бросков кисти вниз и вверх одинаковых по силе. 

Осваивать этот прием лучше сразу с помощью медиатора, т.к. струны у балалайки секунда и альт довольно толстые, а детские пальчики еще пока недостаточно крепкие и развитые (применение здоровьесберегающей технологии).

Развитие навыков игры двойными нотами с использованием открытых струн).

Начальным упражнением для освоения бряцания равномерными ударами сверху вниз является игра по открытым струнам одинаковыми длительностями в медленном темпе, чтобы учащийся хорошо ощутил вес поднятой руки и её свободное падение. Для выработки этого навыка служит упражнение № 3.

Работая над этим упражнением, необходимо закрепить ощущение свободно падающей руки. Движения должны быть ровными, размеренными, с фиксированием руки в крайних точках. Возвращение руки в исходное для удара положение должно по времени соответствовать исполняемым длительностям.

Если усвоен первый элемент приёма бряцания, можно перейти к изучению следующего. После удара по струнам сверху вниз из нижнего положения необходимо возвратить руку в исходное верхнее, осуществив при этом удар по струнам снизу-вверх. Движение кисти во время удара вверх активизируется, так как теперь необходимо преодолеть естественный вес руки. Удар вверх является зеркальным отражением удара вниз. Для отработки движения руки с чередованием ударов вниз и вверх по открытым струнам служит упражнение №3а.

Освоение приёма игры – бряцание – это ритмизированные удары по всем струнам поочередно вверх и вниз. Велась работа  над кистевым замахом и ударом с участием предплечья, над техникой исполнения ударов и работа над качеством звука в левой руке (дожим большим пальцем).

4. Упражнения на развитие элементарного чувства ритма.

Один из важнейших элементов подготовки ученика к игре в оркестре – это работа над ритмическими упражнениями, которые, к тому же, являются мощным средством организации урока. Ритмические упражнения активизируют внимание на дальнейшую работу. Ведь не случайно выдающийся немецкий музыкант Ханс Гвидо фон Бюлов сказал: «Библия музыканта начинается словами «Вначале был ритм».

Ритмическая сторона воспитания ученика должна быть постоянной – любое постановочное упражнение должно сопровождаться музыкой и счетом.

Воспитание чувства ритма начинается с освоения простых музыкальных форм: марша, польки, вальса.

Для работы предложены несколько пьес различных музыкальных жанров, в различных размерах и ритмических вариантах:

- русская народная песня «Василек»

- Д. Кабалевский «Маленькая полька»

- В. Корзюков «Маленький вальс»

В каждой пьесе перед разучиванием учащимся предложено определить размер, прохлопать ритмический рисунок, определить, каким видом штриха необходимо исполнить свою партию. Далее проигрывание в медленном темпе со счетом вслух, а затем про себя. Обращаем внимание учащихся на качество звука, слаженность звучания (одновременность игры), добиваемся хорошего ансамбля.

Чтобы ученики не потеряли интерес к занятиям, важно разнообразить формы работы на уроке, внося элемент игры.

Ритмическая игра

Всем участникам предлагаются 7 различных вариантов ритмического рисунка в разных размерах (карточки). Затем педагогом проигрывается какая-либо пьеса. Задача участников игры выбрать из предложенных вариантов аккомпанемента наиболее подходящий и сначала прохлопать его в ладоши. Потом проиграть вместе с педагогом аккомпанемент на инструменте. Далее педагог предлагает другой вариант размера или ритмического рисунка. Ученик пытается проиграть предложенный вариант на инструменте.

Такие игры мобилизуют слух и концентрируют внимание ученика, прекрасно развивают чувство ритма и нравятся самим детям.

Павлинова Е.Ф., Иванов Данила, Корнеев Дмитрий, Чудин Егор


5. Формы и методы репетиционной работы с детьми в оркестре

При работе над оркестровыми партиями большую роль на индивидуальных занятиях играет игра с аккомпанементом, включающем в себя недостающие голоса партитуры. На занятиях по работе с оркестровыми партиями роль концертмейстера меняется (ее выполняет педагог). Он является «оркестром» и выполняет ведущую роль, можно сказать роль дирижёра. Он ведущий, направляющий, исполняет партитуру, все важные мелодические линии, голоса.

В оркестре всегда легче играть основную мелодию, чем аккомпанемент,

поэтому для учащегося исполняющего аккомпанемент или какую-то

гармоническую функцию важно слышать основную мелодию. Слыша её им легче запомнить, где меняется гармония, сопоставить ход своей темы с главной мелодией, а главное на занятиях с концертмейстером есть хорошая возможность научиться «ловить» оркестр, если сбился, потерялся. Эта не менее важная задача, научить учащегося не растеряться, не сидеть ждать, когда закончиться произведение, если сбился, а суметь определить, где играет оркестр, подхватить и влиться в исполнение в нужном месте. Поэтому на занятиях с педагогом, когда почти отработаны все сложные места, хорошо проигрывать произведение от начала до конца без остановок. Помимо чисто технической работы так же идёт работа над динамикой, агогикой.

6.Завершение урока – исполнение пьес:

Все участники урока

- русская народная песня «Василек»

- украинская народная песня «По дороге жук, жук»

- М. Качурбина «Мишка с куклой танцуют полечку»

- Д. Кабалевский «Маленькая полька»

- В. Красев «Елочка»

- В. Корзюков «Маленький вальс»

Заключение

Важнейшее значение для педагога имеет задача научить ученика слушать себя, контролировать звучание инструмента. В конечном итоге именно качество звука является критерием, позволяющим оценить степень владения тем или иным приёмом игры на балалайке.

Павлинова Е.Ф., Черникова Н.Г., Корнеев Дмитрий, Иванов Данила, Чудин Егор.


Использованная литература:

  1. Вопросы музыкальной педагогики. В 6. 1985 г.

  2. Сенчуров «Бряцание - методические рекомендации».

  3. Г. Андрюшенков «Начальное обучение игры на балалайке». 1983 г.

  4. А. Шалов «Основы игры на балалайке». 1970 г

  5. Методика обучения на народных инструментах. 1975 г.

  6. Девяткин А. В. "Приемы игры и штрихи на балалайке"





6