Сценарий родительского ринга «Семейные проблемы. Как их решать?» Цель: Изучение точек зрения родителей по решению проблемных ситуаций, связанных с воспитанием детей в семье.
Задачи.
1. Обсудить совместно различные ситуации воспитания и пути решения конфликтных ситуаций в семьях учащихся.
2. Развивать у родителей интерес к совместному обсуждению проблем, возникающих в воспитании учащихся класса.
Ход мероприятия I. Вступительное слово классного руководителя. Объявление темы ринга и его задач.
II. На доске написаны высказывания великих педагогов. «Воспитание может все» Гельвеций «От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах». Л.Н.толстой «Воспитание может сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить еѐ приносить желуди» В.Г.Белинский Родителям предлагается высказать свое мнение и свое отношение к данным высказываниям. Необходимо высказывать свою точку зрения и определить, кто «за» и кто «против».
III. Ситуации для обсуждения «Что делать, если…»
Ситуация первая. В последнее время ребенок очень изменился, мало общается с близкими людьми, молчит, подолгу о чем-то думает. На все расспросы родителей отвечает уклончиво, либо вообще уходит от ответов. Родители склонны думать, что ребенок страдает, но причины скрывает. Как поступить в такой ситуации?
Ситуация вторая. В конце учебной четверти вы получаете дневник своего ребенка и видите, что результат учения весьма и весьма успешный. Вы рады, хвалите ребенка за достигнутые успехи, но через пару дней вас приглашают в школу для серьезного разговора, и там вы узнаете, что ваш ребенок исправил оценки в дневнике и расписался за классного руководителя. Результаты учения плохие, и ваш ребенок вас обманул.
Ситуация третья. Ваш ребенок достаточно большой. Он учится в меру своих способностей, но вот беда- он ничем не хочет помогать по дому, в комнату к 7
нему лучше не заходить- всюду беспорядок, а на предложение что-то сделать отвечает категорическим отказом.
Ситуация четвертая. Застенчивость и неуверенность в себе- характерные черты вашего ребенка. Это накладывает серьезный отпечаток на его умение общаться с одноклассниками, учебную деятельность, результативность учения. Ребенок от этого явно страдает.
Ситуация пятая. Вы не узнаете своего ребенка. Он стал грубым, агрессивным, а порой даже жестоким. Об этом говорят посторонние люди, проявления таких качеств вы наблюдаете сами. Иногда это прорывается даже в ваш адрес.
Ситуация шестая. Ребенок вырос. Все чаще пытается ускользнут из дома и все дольше где-то задерживается. Он по-прежнему все выполняет, но увы чувствуете, что он живет своей жизнью, которая ему интереснее. Вы страдаете от этого, но не знаете, как поступить. В каждой ситуации анализируется мнение «за»и мнение «против», предлагаются модели поведения родителей в той или иной ситуации, определяются те модели, которые можно считать образцом для подражания в воспитании детей.
IV. Рубрика «родителям на заметку». Каждый ринг должен знакомить родителей с правилами эталона и эталоном поведения. Как любить своего ребенка?
Правило первое. Уметь слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанью целиком и полностью, не перебивая ребенка, не отмахиваясь от него, как от назойливой мухи проявляя терпение и такт. Правило второе. Уметь говорить со своим ребенком так, как если бы вам хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость и хамство.
Правило третье. Наказывать, не унижая, а сохраняя достоинство ребенка, вселяя надежду на исправление.
Правило четвертое. Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители- пример для положительного подражания каждый день.
Правило пятое. Признавать свои ошибки, просить прощение за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.
V. Подведение итогов ринга. Родителям предлагается определить по пятибалльной шкале результаты ринга: полезность встречи; актуальность обсуждаемых ситуаций; атмосферу встречи.