2 класс
Урок 14
«Необъятны просторы твои, Родина»
«Музыкальные краски Чувашии»
Цель урока:
Знакомство с музыкальной культурой Чувашии.
Задачи:
- пробуждение познавательного интереса и уважения к культуре Чувашии.
- воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающего; - создание условий для реальной самооценки учащихся;
- воспитание любви и ценностного отношения к духовной и материальной культуре.
Тип урока: знакомство с новой темой.
На уроке мы узнаем индивидуальные черты музыки Чувашии;
-научимся определять тембры национальных музыкальных инструментов;
-сможем напевать национальные чувашские мелодии.
Ход урока:
Слайд
Слайд 1
-Тема сегодняшнего урока «Необъятны просторы твои, Родина»
«Музыкальные краски Чувашии»
Слайд 2-3
-Поговорим о том, какую роль играла музыка в жизни древних чувашей, какие чувашские народные песни и танцы исполнялись.
Слайд 4
-В минувшие эпохи вся жизнь человека проходила в сопровождении музыки. Сразу после рождения ребенок встречался с ней, и после смерти чуваш не расставался с музыкой, так, например сильнейшим оскорблением для покойного считалось отсутствие на поминках танцев и песен.
-По чувашским народным представлениям музыка может околдовать человека. Существует предание о том как чуваш-музыкант, заворожив защитников осажденной Казани игрой на гуслях, сумел отмерить расстояние до ее стен. Устроив подкоп и взорвав стену, войско Ивана Грозного сумело захватить город.
Музыка в жизни древних чувашей
-Вы знаете, что в основе современной европейской музыки лежит звукоряд из 7 ступеней лада. Но в чувашской народной музыке используется древний пентатонический лад, который состоит из 5 ступеней лада.
Слайд 5
-Послушайте, как звучат 7-ступенный и 5-ступенный лады. (Проигрывание нот на инструменте).
Слайд 6
Фольклор чувашей основывается на песне. Пели обрядовые, исторические, лирические, рекрутские, трудовые, а также свадебные песни.
Чувашские народные песни и танцы
Согласно традиции большинство чувашских народных песен приурочено к тем или иным обрядам и праздникам. Такие песни называются обрядовыми. Кроме обрядовых распространены лирические песни о жизни, гостевые песни, песни о любви. Обрядовые и лирические песни древнего происхождения составляют ядро чувашской музыкальной культуры, её классику.
Слайд 7
Песня – самая богатая и развитая область устного народного творчества чувашей. Здесь отразились все стороны жизни народа: и беззаботная веселость молодежи, и глубокие размышления старших поколений о смысле человеческой жизни, тонкая наблюдательность, обычаи, детали быта.
В древности каждый чуваш умел петь, слагать песни и владел музыкальными инструментами. Чаще всего чувашские песни исполняли в несколько голосов, как бы составляя небольшие хоры. По чувашским традициям, в исполнении песен соблюдалось правило, по которому «младшие поют о старших», старейшие пели о божествах.
В чувашских народных песнях говорится
о любви к своей семье, отцу-матери, родне, родине
С древних времен у чувашей сохранилась песня, которую называют гимном чувашскому образу жизни. Она называется «Алран кайми».
Песня рассказывает об образе жизни чувашей.
Послушайте эту песню.
Слайд 8-10
Послушайте эту песню и определите её характер, насколько она подвижна и ритмична. В песне отчётливо слышен фольклорный напев, привлекающий простотой.
Слайд 11-15
-С древних времен чуваши сохраняли традиции проведения массовых мероприятий с участием музыкантов и чрезвычайно почитали умеющих играть на музыкальных инструментах, признавали за искусными мастерами волшебные свойства.
Так же, как и у славянских народов, у народов Чувашии есть популярные группы народных инструментов. Это и клавишные, и струнные, и духовые, и ударные. Звучание этих инструментов перекликается с русскими народными. Например, палнай звучит как флейта, а хут купас - как гармошка двухрядка.
-А какие материалы использовались для изготовления музыкальных инструментов? (Древесина, кора, металл, кость, глина, шкуры, гусиные перья, растения)
А из чего делали струны? (конский волос, бараньи кишки, сухожилия)
-Самый распространенный музыкальный инструмент это-скрипка (купӑс). Почти в каждой чувашской деревне были мастера по изготовлению скрипок, и ни один праздник не проходил без скрипачей. О скрипке с восхищением говорили: «Чунĕпур, юнĕçук» (Душа есть, крови нет). Чувашская купӑс отличается, прежде всего, размерами, поэтому исполняя музыку, музыкант держал ее иначе. В старину, если музыкант играл сидя, токупӑс держали, опирая на колени, а если музыкант стоял, то инструмент упирали о левую часть груди. Позднее проник плечевой способ игры.
-Инструментарий в чувашской народной музыке очень богат и необычен.
Барабан (параппан) - ни одна свадьба не обходится без этого инструмента. И считается, что этот инструмент оберегает от сглаза и нечистой силы.
Гусли(кĕсле) -укĕсле около 20 струн, корпус изготавливается из клена и ели, иногда применяют вяз, используют металлические струны. Ни одно массовое гуляние не обходилось без гуслей и играли на них все:и старики, и девушки, и дети.
Пузырный инструмент (шăпăр) – его использовали для изгнания нечистой силы. Считалось, что пузырник может колдовать и привораживать силою пузыря.
Колотушка (шакăртма), трещетки (çаттăркка), колокольчики (шăнкăрав) и т. п.- наиболее древние из всех музыкальных инструментов. Некоторые из них трудно назвать собственно музыкальными инструментами, многие из них выполняют лишь сигнальные, шумовые функции.
Слайд 16
-Чувашские танцы обязательно исполнялись под музыку или при хоровом пении. Свои отдельные танцевальные мелодии были для женщин, мужчин, пожилых людей, молодежи и девушек.
Основными особенностями чувашского танца, исполняемого девушками, являются …
нежность, плавность, мягкость движений, ноги не должны отрываться от пола, руки не должны подниматься выше линии глаз
-Давайте посмотрим на чувашский танец в исполнении девушек, так ли это?
Слайд 17
Домашнее задание: Записать в тетради названия народных инструментов Адыгеи и Калмыкии.