Муниципальное бюджетного общеобразовательное учреждение
Шилокшанская школа
Методическая разработка
воспитательного мероприятия
по теме «Если добрый ты…»
Автор:
Гасанова Наталья Алексеевна,
учитель начальных классов
Шилокша 2024
Актуальность
В последнее время в обществе отмечается спад внимания к воспитанию нравственных качеств личности, в частности, таких как доброта сострадание, сопереживание, доброжелательность. Все чаще мы слышим о недостатке доброты, в том числе у школьников младшего возраста.
Почему и встаёт вопрос о необходимости корректировки воспитания для развития этих человеческих качеств. Сегодня материальные ценности преобладают над духовными, отчего у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости.
Поэтому важно научить детей всегда стремиться к добру. Ведь добрый человек умеет правильно общаться, поддерживать хорошие отношения с людьми.
Данное воспитательное мероприятие призвано способствовать воспитанию таких нравственных качеств как: доброта, милосердие, понимание, дружба. Пониманию того, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
Основным направлением мероприятия является духовно-нравственное воспитание учащихся.
Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.
Этот вопрос является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Представленная методическая разработка мероприятия рассчитана на детей
8 – 9 лет (2 класс).
Цель: формирование представлений о доброте, воспитание в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу.
Задачи:
Обучающие:
- формировать в сознании детей понятие «доброта»;
- раскрыть нравственное содержание добра.
Развивающие:
- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
- способствовать развитию у воспитанников мотивации к совершению добрых поступков.
Воспитывающие:
- развивать чувство взаимопомощи, внимательности и уважения к людям, гуманного отношения к природе;
- воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
Формируемые УУД:
Познавательные:
- умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя;
- поиск и выделение необходимой информации;
- умение ориентироваться в понятиях;
- умение определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию;
- формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение;
- умение систематизировать информацию, выбирать нужную информацию;
- умение ориентироваться в понятиях;
- умение выполнять правила безопасной работы с клеем, правило нанесения клея на основу.
Коммуникативные:
- стимулирование учащихся к выражению собственного мнения;
- умение организовывать общение учащихся друг с другом;
- формирование умений слушать собеседника, договариваться, убеждать его;
- формирование культуры поведения в учебном диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.
Регулятивные:
- осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- сохранять заданную цель;
- контролировать свою деятельность по результату;
- адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Личностные:
- овладение нормами и правилами организации труда;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность;
- эмоционально-положительное восприятие учения;
- объективная оценка результатов деятельности.
Форма проведения: литературно- музыкальная композиция. Эта форма проведения мероприятия интересна тем, что объединяет в себе игровые и коммуникативно – исследовательские технологии. К тому же происходит обмен мнениями, творческими находками между участниками, чему содействует чередование индивидуальной и групповой деятельности.
Методы: словесно – эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы; частично – поисковый – выполнение работы в группах; наглядно – образный – презентация, вырезание ладошек.
Формы работы: групповая (она позволяет детям развить коммуникативные навыки общения), фронтальная, индивидуальная (это обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление).
Оборудование: ноутбук; мультимедиа проектор; презентация «Если добрый ты…», разрезанные пословицы, деревья с названиями заданий, толковый словарь русского языка С. И. Ожегова.
Подготовительная работа: подготовка к мероприятию начинается заранее (создание презентации; заучивание песен и стихотворений, инсценировка «Про Незнайку»)
На доске: «Доброта – это то, что может увидеть слепой и услышать глухой». Марк Твен
ХОД ПРАЗДНИКА:
Учитель: (на фоне тихой музыки):
- Добрый день всем! Произнося эти слова, мы искренне желаем всем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.
Ученик: Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам
- Доброе утро! Улыбчивым лицам.
Ученик: И каждый становится
Добрым, доверчивым
Пусть доброе утро
Длиться до вечера
- Посмотрите на доску и выберите те буквы, которые написаны на карточках теплых цветов, и составьте из них слово.
На доске: Д У М О Б Л Р К О С Т А
Дети составляют слово – "Доброта".
- Сегодня мы с вами поговорим о очень важном - о доброте!
-Что такое доброта? (Ответы детей)
Дети исполняют песню «Что такое доброта?» (БАРБАРИКИ) (можно танец)
Ученик: Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти
Вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
- Это все хорошее, доброе, красивое. Например: весна, солнце, улыбка…
- Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь друг другу. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.
- Доброта. Какое старое слово! - Каждое живое существо на Земле чувствует теплое, доброе отношение к себе. Так же и человек – преображается под воздействием на него доброты, успокаивается при добром взгляде, согревается душой, улыбаясь в ответ.
Ученик: Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой…
- А теперь обратимся к определению в толковом словаре Сергея Ожегова: «Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Основное назначение человека – творить добро.
- Что такое зло? (Ответы детей)
- Это что – то противоположное добру: дурное, плохое,
- Мы живем на планете Земля. Если существует на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела.
- Давайте вспомним, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло? (высказывания детей)
Притча о Добре и Зле.
«Когда – то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину: В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, ложь… Другой волк добро – мир, любовь, надежду, верность, истину, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?» Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
- Ребята, а какого волка кормите вы? Расскажите о добром поступке, который вы сами совершили?
А есть ли у вас поступки, за которые вам стыдно?
Учитель: Милосердие, доброта, искренность, сострадание, сопереживание… В последнее время мы часто стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем.
Видео стихотворения Ирины Самариной «Доброта» https://yandex.ru/search/?text=Видео+стихотворения+Ирины+Самариной+«Доброта»&lr=151129&clid=1985552-225
Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передавались из уст в уста.
Игра «Собери пословицу».
Учащиеся делятся на группы. У каждой группы карточки красного и зеленого цвета. На красных карточках - начало пословиц, а на зеленых – концовка. Ребята должны собрать пословицу и объяснить смысл собранной пословицы.
кошке приятно. |
а его добрые дела. |
а худое само приспеет. |
а злое калечит. |
добра не делал никому. |
пожнешь. |
Доброе слово и |
Не одежда красит человека, |
Торопись на доброе дело, |
Доброе слово лечит, |
Худо тому, кто |
Что посеешь, то и |
- Как вы думаете, сложно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?
Стихотворение «Что в человеке самое главное» (Оксаны Варниковой).
Ученица: Что в человеке самое главное?
В чем же глубокой души красота?
Главное, мудрое, тонкое, славное –
Это, бесспорно, всегда доброта!
Это бальзам для души человека.
Это дорога, что к счастью ведет,
Помни, что с самого первого века
Добрых удача и любит, и ждет.
Гнев если к горлу внезапно подступит,
Сделать попробуй кому-то добро,
Желчь облегчению место уступит,
Свет разольет на душе серебро!
Добрым живется, конечно же, легче,
Камень за пазухой ты не держи,
Просто добро – это камень покрепче
Камешков зла, коварства и лжи!
Есть ещё такая притча: Один человек решил изменить мир. Но мир – такой большой, а человек – такой маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город – такой большой, а человек такой маленький. Тогда человек решил изменить свою семью. Но семья у него такая большая, одних детей с десяток. Так человек добрался до того единственного, что он в силах изменить. Будучи таким маленьким, – самого себя. Заглянуть в себя, и может быть что-то поменять в себе!
Дети читают стихи
1.Каждый знает, этот мир
Словно кто-то разделил:
На хорошее, плохое –
В нас живут вот эти двое.
2. Они борются с годами
В сказках, фильмах и в нас с вами.
Каждый вправе выбирать
Кому в этом помогать.
3. Если хочешь в мире темном
Обижать людей с порога,
Драться, хмурить свои брови
В царство зла тебе дорога.
4. Ну, а если ты с улыбкой
И хорошим делом тоже
Помогаешь всем на свете,
То добро всегда поможет.
5. Помни истину простую:
Что от зла добра не ждут.
Только добрые поступки
И к тебе добром придут!
Учитель: Сейчас ребята расскажут нам, что такое “хорошо” и что такое “плохо”. Частушки.
1. Если с другом разделил
Ты свои конфеты-
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.
2. Ты узнал чужой секрет
И разнёс сейчас же,
Это плохо, хуже нет,
Это подло даже!
3. Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты- культурный человек,
Мировой мальчишка!
4. Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Не достоин ты, поверь,
Человеком зваться!
5. Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это- просто красота,
Только так и нужно!
6. Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен, в сорок раз
Ты собаки хуже.
7. Уважай людей вокруг,
Старших, младших тоже.
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.
Учитель: В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта.
Добрый человек любит природу и охраняет её. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Доброта слабых делает сильными, сильных -
великодушными, а весь мир чище и ярче. Доброта, в первую очередь, должна жить в ваших сердцах.
Учитель: Добрые сердца - это сады.
Добрые слова - корни.
Добрые мысли - цветы.
Добрые дела - плоды.
Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать.
И
гра «Сад Доброты».
Мы попали в сад Добра. Пройдёмся по этому саду и представим, что мы -деревья, растущие в саду. Я буду называть дела, которые совершают ребята. Если вы одобряете поведение детей, то поднимаете руки вверх. Дерево радуется, шелестит листочками. Если вам не нравится поведение ребят, то опускаете руки вниз. Дерево огорчается, веточки плачут.
- поздороваться при встрече
- уступить место в автобусе пожилому человеку
-жаловаться на всех подряд
- смастерить скворечник
- перебивать взрослых, которые разговаривают
- приготовить маме подарок на 8 Марта
- помочь полить летом грядку на огороде
- сорить в классе и в других общественных местах
- помочь товарищу решить задачу
- стукнуть, пнуть одноклассника
- выкрикивать на уроках
- злиться на друзей
- поделиться шоколадкой
- говорить плохие слова
- накормить и приласкать котёнка
Учитель:
-Посмотрите на доску, что это? (на доске дерево без листьев).
-Нравится оно вам? Почему?
Мы можем его оживить, превратить в пышное, красивое дерево.
-Чего на нем не хватает?
Ребята, подойдите к столу, здесь листочки-ладошки.
Листочки-ладошки на нашем дереве будут необычные. На каждом написано качество человека (Жадность. Внимательность. Злость. Взаимопомощь. Трудолюбие. Ненависть. Доброжелательность. Любовь. Помощь младшим. Помощь пожилым людям. Щедрость.) Добродушие Прочитайте и выберите тот листочек, который вам нравится и который мог бы украсить наше дерево. Свой листочек-ладошку приклейте к веточкам дерева. (дети выбирают листочки-ладошки и приклеивают на дерево)
Учитель: А теперь вам нравится наше дерево?
- Какие качества вы выбрали, я прочитаю. (учитель читает)
-Как можно назвать это дерево?
Давайте сегодня назовем его «Деревом доброты».
-Ребята, какие листочки-ладошки остались?
-Почему вы их не взяли? (ответы детей)
-Тогда мы их уберем совсем. Ребята, а легко ли быть добрым?
Дети рассказывают стихотворение Н.Тулуповой «Доброта».
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Учитель: Человек – самое совершенное, самое разумное существо на Земле. Как он красив, когда благодарен, честен, творит добро, своими поступками украшает нашу Землю. А ведь такие люди живут среди нас.
Да, быть добрым человеком непросто. Этому учатся всю жизнь. Вам помогают в этом родители, учителя, старые добрые сказки. Ведь именно в сказках добро побеждает зло.
Игра «Сказка».
- Я буду вам показывать картинку сказочного героя. Если он добрый – хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Красная шапочка, Карабас Барабас, гуси – лебеди, Баба – Яга, Золушка.)
Викторина «По дорогам сказок». Ведущий задает вопросы. (Одновременно демонстрируются книги)
1. «Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней,
и часто ношу ей пирожки». (Красная Шапочка)
2. «Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья
мне пришлось сразиться с Людоедом. (Кот в сапогах)
3. «Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу,
хозяину аленького цветочка». (Настенька)
4. «Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку». (Дюймовочка)
5. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной
шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб.
Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный
театр. (Папа-Карло)
6. А этот герой лечил зверей и птиц, он спасал больных зверей Африки.
(Айболит)
7. Девочка, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего
друга из ледяного плена. (Герда)
8. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь
больному мальчику. (Женя из «Цветика-семицветика»)
9. Несмотря на строгость мачехи и сводных сестер она всегда оставалась
доброй и послушной. (Золушка)
10. Эта собачка была неразлучна с девочкой, которая помогла трем друзьям
(Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву) обрести то, чего им не
хватало в жизни. (Тотошка)
Учитель: Молодцы, ребята! А как вы думаете проще быть добрым или злым? (ответы детей)
Чтение стихотворения учащимся.
Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Тепло свое другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней,
И все же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда – один…
- В каждой нотке спрятана песня из мультипликационного фильма вы выбираете нотку, слушаете отрывок, отгадываете название песни, исполнителя и из какого она мультфильма?
1-ая: Улыбка, Крошка Енот
2-ая: Кто людям помогает, Шапокляк,
3-ая: Если добрый ты, Кот Леопольд, Приключения кота Леопольда.
4-ая: «Песня Красной шапочка», Красная шапочка.
5-ая: «Элли», «Волшебник изумрудного города»
6-ая: Песня про доброту, Фунтик, Приключения поросенка Фунтика
Учитель: Песня под какой ноткой здесь лишняя? Почему? (Ответы детей)
Учитель: Ребята, давайте узнаем где живёт доброта?
Сценка по рассказу В.Осеевой «Просто старушка».(Играет тихая музыка).
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
- Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет, - ответил мальчик.
- Мама? – удивилась подружка.
- Нет!
- Ну, тетя? Или знакомая?
- Да нет же! – улыбаясь. Сказал мальчик.
- Это просто старушка!
Учитель- Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас?
- Ребята что же можно сказать о мальчике? ( добрый , отзывчивый)
- Так где же спряталось добро? Ребята, как вы думаете?
(Ответы детей - В поведении мальчика, в его поступке, в нем самом.)
А сейчас мы посмотрим сценку из сказочной повести Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
Действующие лица: Незнайка, Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, Кнопка.
Незнайка: Ты, Пилюлькин, всё трудишься, всё другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я потолку тебе лекарство.
Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь. Мы все должны помогать друг другу.
(Подходят Сиропчик и Пончик)
Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот будет потеха, когда он начнёт лечить всех.
Сиропчик: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки.
Незнайка: (замахивается и начинает драться) Молчи, а то вот как дам ступкой.
Пилюлькин: Стой! Стой!
Незнайка: Ах, ты, Сироп, противный! Я тебе ещё покажу. Какое доброе дело пропало даром!
Автор: Незнайка и Кнопка стали думать, почему всё так вышло.
Кнопка: А, может быть ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?
Незнайка: Как это – бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя шапка, что ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей?
Кнопка: А для чего ты их собирал?
Незнайка: Будто не понимаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.
Кнопка: Вот видишь – а говоришь бескорыстно.
Незнайка: А для чего же я, по-твоему, должен совершать добрые поступки?
Кнопка: Ты должен совершать их просто так, из хороших побуждений.
Учитель: Какое правило доброты вы услышали сейчас? (ответы детей)
Дети читают СТИХОТВОРЕНИЕ Л. Татьяничевой «Что ты сделал хорошего?»
1.Достаётся недёшево
Счастье трудных дорог.
2.Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
3.Этой мерой измерятся
Все земные труды.
4.Может вырастил деревце?
Может строишь ракету?
Гидростанцию?Дом?
5.Согреваешь планету
Мирных плавок теплом?
6.Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
ВСЕ ВМЕСТЕ:
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.
Учитель: А закончить нашу встречу хотелось бы песней «Дорога добра», сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова.
Учитель: Всякой встрече грозит расставанье, но увидимся с вами опять. Так приятно сказать «до свиданья», чтобы «здравствуйте» завтра сказать. Как бы ни было в жизни трудно, нужно вежливость и доброту не терять. Мы окажем, друг другу вниманье, и друг друга сумеем понять.
Стихи о добре.
Как бы жизнь не летела,
Дней своих не жалей.
Делай доброе дело
Ради счастья людей!
Мир спасут Доброта и Любовь,
А улыбка кого-то родного
Вмиг уменьшит усталость и боль,
Когда плохо иль грустно порою.
Говорите хорошее людям,
Улыбайтесь почаще друзьям.
Вас никто никогда не осудит
За тепло, что подарено вами.
Доброта слабых делает сильными, сильных великодушными, а весь мир чище и ярче. Поэтому самым ценным в человеке является доброе сердце и добрые поступки.
Ученик: Добрых людей, как всегда не хватает...
Добрых людей, как всегда дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых, сильнее болит.
Ученик: Добрые — щедро больным помогают,
Добрые дарят тепло и уют,
Добрые - в ногу со слабым шагают
И никакого спасибо не ждут.
Ученик: Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Учитель: Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты?
Давайте попробуем выработать правила вместе «Спешите делать добро». (на доске появляются отпечатанные правила) постараемся следовать им в нашей жизни. «Правила доброты»:
Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.
Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.
Делать добро для близких и друзей.
Не завидовать. Не вредничать. Не грубить.
Защищайте девочек и маленьких детей.
Не бойтесь предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается.
Учитесь добру у других.
Будьте добрыми и милосердными людьми.
Тайная шкатулка добрых поступков.
Учитель: Ребята, я хочу подарить вам тайную шкатулку добрых поступков. Каждый из вас, когда сделает добрый поступок, сможет взять маленькое сердечко и опустить его в шкатулку. Чем больше добрые поступки вы будете делать, тем больше добра станет на Земле. Обратите внимание, что шкатулка тайная. Нельзя хвастать друг перед другом о количестве добрых поступков. Мы создаем добро не ради похвалы, а для общего добра на нашей планете. Пусть каждый ваш добрый поступок станет частью общего добра во всем мире.