СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий классного часа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

классный час по теме ГО:Действия населения приотравлении вредными веществами, работа в группах

Просмотр содержимого документа
«Сценарий классного часа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №12»

муниципального образования

Городской округ Симферополь Республики Крым

















Классный час:



Тема «Действия населения при химических опасных явлениях».









Учитель биологии и химии: Абрамчук Т.К.











г. Симферополь



Цель:

  1. Рассказать учащимся о порядке организации на всей территории РФ оповещения

населения в случае угрозы или возникновения ЧС мирного или военного времени.

  1. Объяснить (напомнить) им последовательность действий при получение

сигналов оповещения.

  1. Ввести и закрепить понятие «АХОВ».

  2. Разобрать виды и определить степень опасности

  3. Изучить влияние вещества (хлора, аммиака) на организм человека.

  4. Сформировать у учащихся умение применять теоретические знания на практике.

  5. Развивать способности быстро находить ответ в нестандартной ситуации, развивать внимание, воображение.

  6. Напомнить о действиях педагогического состава и учащихся МБОУ «СОШ №12»

г. Симферополя в случае угрозы возникновения ЧС в школе.

Форма проведения: работа в группах

Подготовительная работа: назначить группу журналистов (4человека), назначить 2 группы

экспертов(8 человек), население(5 человенк) распределить материалы выступлений.


Средства наглядности: презентация, буклеты, рисунки



План классного часа



  1. Вступительное слово.

  2. Интерактивная беседа

  3. Заключительное слово.













Эпиграф: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз … надо спешить жить. Ведь какая-нибудь трагическая случайность может прервать ее».

Н. Островский

Вводное слово учителя:

Учитель Ребята, мы живём в современном и сложном мире. Жизнь, как бы сложна она ни была временами, замечательна. Неда­ром, все мы так дорожим ею. Однако на свете существует много опасностей, которые подстерегают людей на их жизненном пути. Надо сказать, что на протяжении всей истории человечество подвер­гается воздействию стихийных бедствий, аварий и катастроф, кото­рые уносят тысячи жизней, причиняют колоссальный экономиче­ский ущерб, за короткое время разрушают всё, что создавалось го­дами, десятилетиями и даже веками.

Учитель: К нам в гости пришли журналисты:


  • Здравствуйте. Мы из издательства «Жизнь».- Новодранова Маргарита, Торба Андрей


  • А мы представляем организацию «Экология Крыма» - Рябошенко Полина, Дьячкова Алена



Татьяна Константиновна:

Когда уходите на пять минут
Не забывайте оставлять тепло в ладонях
В ладонях тех, которые вас ждут,
В ладонях тех, которые вас помнят.
Не забывайте заглянуть в глаза,
С улыбкой робкой и покорною надеждой.
Они в пути заменят образа
Святых, даже неведомых вам прежде.
Когда уходите на пять минут
Не закрывайте за собою двери-
Оставьте это тем, которые поймут,
Которые сумеют в вас поверить.
Когда уходите на пять минут,
Не опоздайте вовремя вернуться,
Чтобы ладони тех, которые вас ждут,
За это время не успели разомкнуться

(Омар Хаям)

  • А какие вы знаете химические аварии, не имеющие аналогов в мире?



Савинова Настя: Исторические фаты об авариях! (приложение 1)




Татьяна Константиновна:

Для того чтобы обезопасить себя в той или иной сложной си­туации или вообще её избежать, вы должны знать, какие бывают чрезвычайные ситуации и как себя вести, если случилась беда.

Новодранова Маргарита:


Наше издательство хочет выпустить памятку для населения «Как действовать при химических опасных явлениях». За помощью мы решили обратиться к вам, уважаемые эксперты.



I экспертная группа:


Сержантова Настя


  • Прежде всего, мы должны четко понимать, что такое химическое заражение.


На промышленных предприятиях часто случаются аварии, которые сопровождаются проливом или выбросом опасных химических веществ. Такие аварии способны привести к гибели или химическому заражению людей, окружающей природной среды. Население, проживающие вблизи химически опасных объектов, должно знать свойства, отличительные признаки и потенциальную опасность аварийно химически опасных веществ, уметь действовать при возникновении аварии, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

В настоящее время в промышленности и сельском хозяйстве применяют сотни тысяч различных химических веществ и их соединений. В мире насчитываются около 1 млн. наименований, только в России 70 тыс. наименований. В промышленности очень химических веществ. При выбросе которых в окружающую среду они способны вызывать массовые поражения людей или животных, а также заражение воздуха, почвы, воды, растений и различных объектов.


Корниенко Аня:

Химические заражения: Наиболее опасны для населения аварии на предприятиях химической и других родственных ей видов промышленности. Повреждение или разрушение хранилищ, которые содержат ядовитые вещества, приводит к попаданию этих веществ в атмосферу. В дальнейшем под действием ветра образуется зона химического заражения.  Наиболее распространенные ядовитые вещества – это хлор и аммиак. Хлор – тяжелее воздуха. Проникает в нижние этажи и подвальные помещения зданий. Пары хлора сильно раздражают органы дыхания, глаза и кожу. Признаками поражения являются: резкая боль в груди, сухой кашель, резь в глазах, слезотечение, одышка. Аммиак – легче воздуха. При аварии и выходе в атмосферу дымит. Пары аммиака сильно раздражают органы дыхания, глаза и кожу. Признаками поражения являются резь в глазах и слезотечение, затрудненное дыхание, насморк, кашель.

 Журналисты: Новодранова Маргарита:


  • Уважаемые эксперты, что же делать в случае угрозы химического заражения?



Мартьянова Аня:

Людям, оказавшимся в зоне заражения, немедленно покинуть дома, учреждения, предприятия, учебные заведения и выходить по кратчайшему маршруту.

Прежде чем выходить наденьте ватно-марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2%-м раствором соды. Если вы не успели до подхода зараженного воздуха покинуть квартиру, дом, то укройтесь в нем, плотно закройте двери, окна, форточки. Заклейте окна скотчем, или бумагой. В подвалах и нижних этажах не укрываться – хлор тяжелее воздуха и проникает во все низкие места, в том числе и подвалы. При движении по зараженной территории надо соблюдать следующие правила:

  • двигайтесь быстро, но не бегите и не поднимайте пыль;

  • избегайте прохода через тоннели и другие заглубленные места, где возможен застой ядовитых веществ;

  • на всем пути движения используйте простейшие средства защиты органов дыхания и кожи.

«Экология Крыма» Дьячкова Алена:


  • Также очень важно оценить химическую обстановку


II экспертная группа:

Кархардина Александра:

Оценка химической обстановки

Химическая обстановка - это совокупность последствий химического заражения местности опасными химическими веществами (ОХВ), оказывающими отрицательное влияние на население и работу объектов.

Оценка химической обстановки - это определение масштаба и характера заражения отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами, анализ их влияния на деятельность объектов, сил ГО и населения.

Оценка химической обстановки включает определение:

    • размеров зон химического заражения;

    • времени подхода зараженного воздуха к определенному рубежу (объекту);

    • времени и поражающего действия (ОХВ);

    • выбора наиболее целесообразных вариантов действий, при которых исключается поражение людей.

Основными характеристиками химического заражения являются масштаб, длительность и опасность.

Масштабы химического заражения определяются площадью очага химического поражения и зоны химического заражения, то есть район (участок) местности, зараженный аэрозолем и каплями отравляющего вещества, a также зона распространения облака ОВ.

Пилюгина Вика:

Длительность химического заражения зависит от:

  • масштабов применения химического оружия,

  • типа отравляющего вещества, характера и степени заражения,

  • метеорологических условий и местности.

Длительное химическое заражение объектов и прилегающей местности изнуряет и значительно снижает работоспособность людей, т.к. вынуждает их использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.

Опасность химического заражения в зависимости от примененного типа 0В, метеоусловий и времени года может быть различной. Оценивается опасность возможными потерями людей на площади очага химического поражения и зоны химического заражения.

Основные исходные данные при оценке химической обстановки :

    • тип отравляющего вещества;

    • район и время применения химического оружия (количество вылившихся ядовитых веществ);

    • метеоусловия и топографические условия местности;

    • степень защищенности людей,

    • укрытия техники и имущества.

Журналисты: «Жизнь». Торба Андрей:


  • А какие химически опасные объекты есть в г. Симферополе?


1 экспертная группа выброс хлора.


Мартьянова Аня:

Химический опасный объект (ХОО)- это объект, при аварии на котором может произойти поражение людей, с.х.- животных и растений либо заражение окружающей среды. Химические опасные объекты есть практически во всех областях нашей страны.

В зонах возможного химического заражения проживают более 53 млн. человек.


Химически опасные объекты г. Симферополя.

1.  Симферопольские очистные сооружения ("Петровские скалы") – хлор 1т.

2.  ОАО "Консервный з-д им. Кирова – аммиак 6т.

3.  ОАО "Крыммолоко" – аммиак 6т.

4.  "КРЕАТ" – аммиак 3т.

5.  ОАО "Пивобезалкогольный комбинат "КРЫМ" – аммиак 9т.

6.  ОАО "Крымхолод" – аммиак 7,5т.

7.  ОАО "Птицекомбинат" – аммиак 9т.

8.  Винзавод комбината "Крымсовхозвинпром" – аммиак 6т.

9.  231 Центральный войсковой склад – аммиак 3т.            


 Журналисты: Экологи: Рябошенко Полина:


  • Уважаемые эксперты, а где используются опасные химические соединения?


Поддубная Аня: Крупнейшие потребители АХОВ


  • Химическая, нефтехимическая и нефтеперерабатывающая промышленность

  • Черная и цветная металлургия (хлор, аммиак, соляная кислота, цианиды)

  • Целлюлозно-бумажная промышленность (хлор, аммиак, сероводород, сернистый ангидрид)

  • Машиностроение и оборонная промышленность (хлор, аммиак, соляная кислота, фтористый водород)

  • Коммунально-бытовое хозяйство (хлор, аммиак)

  • Медицинская промышленность (хлор, аммиак, фосген, соляная кислота)

  • Сельское хозяйство (аммиак, хлорпикрин, хлорциан, сернистый ангидрид)





Новодранова Маргарита:


  • Господа эксперты давайте, вместе попробуем четко определить последовательность действий населения и служб оповещения





I экспертная группа:


Сержантова Настя


Основным способом оповещения населения об авариях с выбросом (выливом) аварийно химически опасных веществ является передача речевой информации через местную теле- и радиовещательную сеть.

Также для сообщения об авариях используется установленный сигнал «Внимание всем!», при котором включаются электросирены, дублируемые производственными гудками и другими сигнальными средствами.

Услышав этот сигнал, население обязано включить радио- и телевизионные приемники и прослушать речевое сообщение о чрезвычайной ситуации и необходимых действиях/текст передаётся 3 раза, в дальнейшем – каждые 30 мин/

Корниенко Аня:

  • Закройте окна,

  • отключите электробытовые приборы и газ.

  • Наденьте резиновые сапоги, плащ, возьмите документы, необходимые теплые вещи, 3-суточный запас непортящихся продуктов,

  • оповестите соседей

  • и быстро, но без паники, выходите из зоны возможного заражения перпендикулярно направлению ветра, на расстояние не менее 1,5км от предыдущего места пребывания.

  • Для защиты органов дыхания используйте противогаз, а при его отсутствии - ватно-марлевую повязку или подручные изделия из ткани, смоченные в 2-5% растворе пищевой соды (для защиты от хлора)

  • При невозможности покинуть зону заражения плотно закройте двери, окна, вентиляционные отверстия и дымоходы.

  • Имеющиеся в них щели заклейте бумагой и скотчем.

  • Не укрывайтесь на первых этажах зданий, в подвалах и полуподвалах!


Мартьянова Аня:

         

   При авариях на железнодорожных и автомобильных магистралях, связанных с транспортировкой аварийно химически опасных веществ, опасная зона устанавливается в радиусе 200м от места аварии. Приближаться к этой зоне и входить в нее категорически запрещено.

Хлор – газ жёлто-зелёного цвета, в 2,45 раза тяжелее воздуха. При выбросе в атмосферу стелется по земле, заполняет подвалы, низины и т.п. Раздражает глаза, органы дыхания. Соприкосновение вызывает химические ожоги. 1-2 вдоха концентрированного хлора вызывают смерть, при меньших концентрациях дыхание останавливается через 5-25 мин.

Первая помощь:

Свежий воздух, покой, тепло. Глаза и кожу промыть водой или мыльным раствором не менее 15 минут. Немедленная эвакуация в лечебное учреждение. Ингаляцию кислороды не проводить!


II экспертная группа:

Пилюгина Вика:

Мы уже знаем, что основные способы оповещения населения об авариях с выбросом (выливом) аварийно химически опасных веществ, является передача речевой информации через местную теле- и радиовещательную сеть. Также используется установленный сигнал оповещения населения «Внимание всем!», при котором включаются электросирены, дублируемые производственными гудками и другими сигнальными средствами.

Кархардина Александра:

Услышав этот сигнал, население делает теже действия, что и при выбросе хлора. Но при этом надо:

Укрываться надо на первых этажах зданий, в подвалах и полуподвалах!

Потому что:


  • Аммиак – бесцветный газ с запахом нашатырного спирта в 2 раза легче воздуха, поднимается вверх, при выбросе в атмосферу дымит, образуя взрывоопасную концентрацию, т.е. способен самопроизвольно взрываться. У человека вызывает жжение, першения в горле, кашель, удушье, рвоту. При соприкосновении с кожей вызывает ожоги с пузырями, слезотечение и жжение глаз. При высоких концентрациях – смерть.


А если есть пострадавшие, то им оказывается –


  • Первая помощь:


Свежий воздух, покой, тепло. Глаза и кожу промыть водой не менее 
15 минут. На пораженные участки кожи - примочки 3-5 % раствором борной, уксусной или лимонной кислоты, внутрь – теплое молоко с питьевой содой; при остановке дыхания – искусственное дыхание.


Наталья Юрьевна: Звуковой сигнал



  • Население: Внимание! Граждане! Возникла угроза химического заражения!

"Внимание! Говорит главное управление МЧС РФ по делам ГО и ЧС по Республике Крым. Граждане! Произошла авария на Симферопольских очистных сооружениях ("Петровские скалы") с выбросом хлора - сильнодействующего ядовитого вещества. Облако зараженного воздуха распространяется в... (таком - то) направлении. В зону химического заражения попадают… (идет перечисление улиц, кварталов, районов). Населению, проживающему на улицах... (таких-то), из помещений не выходить. Закрыть окна и двери, произвести герметизацию квартир. В подвалах, нижних этажах не укрываться, так как хлор тяжелее воздуха в 2,5 раза, стелется по земле и заходит во все низинные места, в том числе и в подвалы

Татьяна Константиновна: Уважаемые жители улицы Комсомольской как вы поступите в данной ситуации?

Население: Антоненко Миша,

Населению, проживающему на улицах... (таких-то), немедленно покинуть жилые дома, учреждения, предприятия и выходить в районы... (перечисляются). Прежде чем выходить, наденьте ватно-марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2%-м раствором питьевой соды. Сообщите об этом соседям. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями".

Татьяна Константиновна:

  • А теперь, давайте посмотрим. Как наше население будет вести при таких ситуациях:

  • Эксперты должны дать оценку.



Ситуация 1: Антоненко Миша, Дуваджиева Эльвина



Представьте, что на химическом предприятии произошел выброс аммиака. Облако зараженного воздуха распространяется на юго-восток, в направлении поселка Пионерское, расположенного в 4 км от комбината, и сел ……………. (в 7,5 км), ………. (в 12 км) и …………….. (в 16 км от комбината). Скорость ветра составляет 2 м/с.



  • Определите, за какое время облако зараженного воздуха дойдет до названных населенных пунктов.

  • Какие меры защиты должно принять население поселка и деревень?

  • Дайте характеристику аммиаку, его токсичным свойствам



Ситуация 2: Савинова Настя, Гуков Андрей


Представьте, что вы проживаете неподалеку от железнодорожной станции. На станции остановился товарный поезд, в котором находится несколько цистерн с химическим веществом. Вы проходили недалеко от станции и не обратили внимания на надпись с наименованием вещества. На своем пути вы встретили друга, остановились и разговорились с ним. Неожиданно оба почувствовали резкий удушливый запах, появились резь в глазах, слезотечение, насморк, участилось сердцебиение.


  • Объясните, что могло произойти.

  • Какое вещество оказалось в воздухе?

  • Назовите физико-химические свойства этого вещества, его токсическое воздействие на человека, а также способы защиты.

  • Назовите последовательность ваших действий в описанной ситуации.


Ситуация 3: Мосеев Александр, Хализова Александра


Представьте, что вы проживаете на пятом этаже девятиэтажного дома, расположенного в 6 км от химического предприятия. В 19 часов вы услышали по радио сообщение об аварии на этом предприятии, в котором сообщалось, что произошел выброс хлора и жителям, проживающим на вашей улице, необходимо срочно покинуть дома и собраться на сборном пункте у автовокзала, откуда на автобусах будет произведена их эвакуация в безопасное место. У вас имеется 40 минут.

  • Назовите свойства хлора, его токсическое воздействие на человека, способы защиты.


Выберите из предлагаемых вариантов ваши действия и определите их очередность:

а) возьмете продукты питания (двухдневный запас); 
б) возьмете продукты питания (однодневный запас); 
в) закроете форточки и окна с подветренной стороны; 
г) закроете все окна и форточки; 
д) закроете все двери; 
е) обесточите все электроприборы, находящиеся в доме (выдернете электровилки из электророзеток); 
ж) наденете простейшие средства защиты органов дыхания; 
з) отключите газ, воду, электричество; 
и) возьмете необходимые вещи и документы; 
к) возьмете только необходимые вещи; 
л) сообщите соседям; 
м) проследуете к автовокзалу, защитив органы дыхания; н) возьмете трехдневный запас продуктов питания



Ситуация 4: Соломахин Ярослав.

Представьте, что после сообщения об аварии вы выполнили рекомендации по эвакуации из зоны заражения, пришли на сборный эвакуационный пункт, откуда вас эвакуировали в безопасное место (район).

  • Что вам необходимо сделать, выйдя из зоны заражения?



Татьяна Константиновна:

  • Итак, дорогие журналисты и население нашего города, давайте посмотрим, все ли вам понятно из сказанного экспертами по химическим заражениям окружающей среды.


Слайд 33


Выберите из предлагаемых вариантов ваши действия и определите их очередность:

а) немедленно зарегистрируетесь; 
б) вытрете ботинки и пройдете в здание; 
в) снимете верхнюю одежду; 
г) умоетесь; 
д) примете душ с мылом; 
е) пройдете на пункт питания (приема пищи); 
ж) прополощете рот; 
з) исключите какие-либо физические нагрузки, ляжете отдыхать; 
и) поможете эвакуируемым разместиться на сборном эвакопункте; 
к) тщательно промоете глаза; 
л) после регистрации наденете одежду и возвратитесь домой. 




Подведение итогов:


Татьяна Константиновна:


  • В заключении нашей беседы предлагаем посмотреть фильм:, и на память мы хотим вручить , вам памятки.









14