Сценарий литературной гостиной «Осень» по произведениям русских писателей.
Цель:
Познакомить обучающихся с произведениями русских поэтов.
Задачи:
Образовательные:
- Изучить произведения русских поэтов;
Развивающие:
- Развивать интерес учащихся к изучению произведений русских поэтов;
- Развивать коммуникативные навыки учащихся;
- Развивать выразительное чтение учащихся;
Воспитательные:
- Воспитывать интерес учащихся к изучению поэзии;
- Воспитывать у учащихся любовь к родной природе;
- Воспитывать любовь к русской литературе, к России, к малой Родине.
Подготовительная работа:
Прочитать и выучить стихотворения русских поэтов, посвященные осени
оформить выставку книг и портретов русских поэтов.
Ход мероприятия
Ведущий1:
Здравствуйте, дорогие друзья! В этот осенний день мы собрались в литературной гостиной, чтобы послушать и почитать стихи об одном из самых красивых и любимых многими поэтами времени года – осени.
Ведущий 2:
"Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса", - так сказал о золотой осени А.С. Пушкин. Пушкинская поэзия проникает в наши сердца и остаётся там навсегда, обладая какой-то таинственной силой.
Чтец 1:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Ведущий 1:
Осень! Ты самое лирическое из всех времён года! Пылают спелыми ягодами шиповник, боярышник, рябина. А деревья - сплошной океан золота. Летает в воздухе паутина, и стоит пряный запах уходящего лета. Как хочется, чтобы эта красота была вечной.
Ведущий 2:
Осень вызывает желание побродить в лесу, почувствовать его простор. Она заставляет вспомнить и летние дни.( Осень Аппалона Майкова )
Чтец 2:
Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда, брести;
Двойной глубокой колеею
Идешь - и нет конца пути…
Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист;
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устлал дорогу…
Ведущий 1:
Осень вызывает у человека чувство чего-то величавого и торжественного. И вместе с тем «осень веет тоской, осень веет разлукой» (И. Бунин)
Чтец 3:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...
(Под музыку выходит осень).
Осень
-Вы обо мне? А вот и я!
Привет осенний вам, друзья!
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится парад лесной—
Осенние сады и парки?
Я пришла на праздник к вам
Петь и веселиться.
И хочу со всеми здесь
Крепко подружиться!
Дети: Здравствуй, осень! Здравствуй, осень,
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим:
Что в подарок принесла?(2р)
Осень:
Принесла я вам муки…
Дети из зала:
Значит, будут пироги!
Осень: А уж яблоки, как мёд!
Дети из зала: На варенье, на компот!
Осень: Принесла я мёду полную колоду.
Дети из зала: Ты и яблок, ты и хлеба,
Ты и мёду принесла.
А хорошую погоду
Ты нам, осень, припасла?
Осень: Дождику вы рады?
Дети из зала: Да, рады!(Поют песню: « Дождик песенку поёт:кап-кап-кап»муз.-А.Крамаренко,ст.-Борис Заходер)
Осень: Ребята! Я подготовила для вас вопросы , чтобы узнать хорошо ли вы знаете осень.
-Какие деревья сбрасывают листву?
-Назовите вечнозелёное дерево.
-Почему осень называют золотой?
-Сколько месяцев в году?
-Сколько осенних месяцев?
-Самый холодный месяц осени?
-Назовите осенние месяца.
Выходят месяцы в костюмах.
Чтец 1:
Опустел наш школьный сад
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ
Что за месяц к нам пришёл?
Дети из зала: Сентябрь!
Чтец 2:
Всё мрачней лицо природы,
Почернели огороды,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к нам явился?
Дети из зала: Октябрь!
Чтец 3:
Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег,
Льдом сковало воды рек,
Мёрзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи?
Дети из зала: Ноябрь!
Звучит песня «Осень, милая шурши! сл. С. Еремеева, муз. М. Еремеевой.
Ведущий 2:
Очень приятно осенью пройтись по парку, сверху. Под ногами тихо шуршит листва. В нашем зале тоже начался листопад. Но листопад наш необычный – на обратной стороне каждого листочка написана осенняя загадка. Вы должны эти загадки отгадать.
***
Рыжий Егорка упал на озерко,
Сам не потонул, и воды не всколыхнул.
Что это? (лист)
***
И тонок, и долог, а сядет-в траве не видать. (дождь)
***
У какого животного в листопад рождаются детеныши? (у зайца)
***
Что птицам страшнее голод или холод? (голод)
***
Кто носит шляпу на ноге? (гриб)
***
Я в красной шапочке расту
Среди корней осинок,
Меня увидишь за версту
Зовусь я -? (подосиновик)
Ведущий 1:
Молодцы, ребята! Как хорошо вы справились с загадками!
Сейчас мы поиграем в игру «Собери урожай»(Осень рассыпает каштаны)Сейчас вы будете собирать каштаны с завязанными глазами. Кто больше наберёт, тот и победитель.(Осень поощряет победителей)
Ведущий 2:
Вот и подходит к концу наша литературная гостиная. Прозвучали стихи и песни о любимом времени года художников и поэтов, воспевших её красоту. Всем спасибо! До новых встреч!
Дети поют песню: «Осень раскрасавица» Слова и музыка - Гульнара Азаматова-Бас